23:46 Научно-практическая конференция Министерства юстиции Российской Федерации |
17 мая 2011 года
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ, ОРГАНИЗОВАННАЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 мая 2011 года, Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция по проблемам мониторинга законодательства и правоприменения, организованная Министерством юстиции Российской Федерации. Программа
конференции предусматривала проведение пленарных заседаний, круглого
стола, а также заседаний по секциям. 17 мая в 10.00 научно-практическую
конференцию по проблемам мониторинга законодательства и правоприменения открыл
своим выступлением Министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов.
Пленарное заседание состоялось в Большом зале заседаний здания Святейшего
Правительствующего Синода Российской Православной Церкви по адресу: Сенатская
площадь, дом № 3 – ныне Большой зал Библиотеки им. Б. Н. Ельцина. В 11.30 продолжилась работа заседания, которая проходила по секциям: Заседание секции № 1: «Исполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод в свете реформирования деятельности Европейского Суда по правам человека и механизма контроля Комитета министров Совета Европы исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека» – по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Морская Б., д. 39, Банкетный зал гостиницы «Астория». Заседание секции № 2: «Государственное регулирование в экономической сфере» – по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Морская Б., д. 39, зал «Зимний сад» гостиницы «Астория». Заседание секции № 3: «Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства: практика и перспективы развития» – по адресу: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 6, Белый зал Законодательного Собрания СПб. Заседание секции № 4: «Совершенствование гражданского законодательства» – по адресу: г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 3, Большой зал Библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Круглый стол «Интернет и право» – по адресу: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, ул. Малая Морская, д. 24, зал «Анна Павлова» гостиницы «Англетер». В 17.00 началось заключительное пленарное заседание по подведению итогов работы конференции, которое также проходило в Большом зале Библиотеки им. Б. Н. Ельцина по адресу: г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 3, – в бывшем Большом зале здания Святейшего Правительствующего Синода Российской Православной Церкви. В 13.00 состоялся Брифинг Министра юстиции Александра Коновалова в зале Ученого совета Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. В работе научно-практической конференции по проблемам мониторинга законодательства и правоприменения в Санкт-Петербурге от Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению принял участие епископ Красногорский Иринарх, викарий Московской епархии. Епископ Иринарх, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, участвовал в заседаниях Секции № 3 и представил выступление на тему: «Современные тенденции уголовного и уголовно-исполнительного законодательства: практика тюремного духовенства в Русской Православной Церкви и перспективы развития института тюремных капелланов (тюремных священнослужителей) в учреждениях УИС». Епископ Иринарх отметил, что Святейший Патриарх Кирилл, поддерживающий прочную традицию духовного попечения о заключенных, существовавшую в России на протяжении веков, сказал на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года, что существующие на сегодня правовые нормы не отражают достигнутый между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний уровень соработничества. Дело в том, что православные общины в местах лишения свободы в настоящее время объединяют более 73 тысяч осужденных, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России имеется более тысячи православных тюремных храмов и молитвенных комнат, в то время как правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, равно как и правовое положение тюремных храмов и молитвенных комнат, остается неопределенным. Юридическая служба Московской Патриархии только для уточнения порядка проведения богослужений предложила внести в действующее российское законодательство массу поправок и уточнений (в статьи 14, 89, 118, 158, 185 Уголовно-исполнительного кодекса, статью 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», соответствующих изменений требуют и Правила внутреннего распорядка учреждений ФСИН России). Владыка отметил, что Священноначалие Церкви высказывается в поддержку предложениям «по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях», а также говориться о том, что «помимо введения соответствующих предметов в учебные планы семинарий, имеет смысл создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в ИТУ». Учитывая сложившуюся за два последних десятилетия систему сотрудничества, Святейший Патриарх выражает надежду в том, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие в организации и проведении данных курсов». В этой связи епископ Иринарх сказал, что представляется целесообразным рассмотреть вопрос о правовых основах создания корпуса тюремных капелланов, а также уполномоченных по делам религиозных организаций и общественной нравственности при УФСИНах в субъектах Федерации, предусмотрев возможность замещения их лицами из числа тюремных священнослужителей, которые облечены должностью благочинного данного регионального (епархиального) корпуса тюремных капелланов. Эти уполномоченные региональных УФСИНов и, одновременно, благочинные тюремных храмов, также должны состоять в составе членов Общественного совета при региональном УФСИНе, что предоставит более перспективные возможности для утверждения института тюремных капелланов в нашей стране, призванного внести церковный вклад в общенародное дело сокращения количества заключенных в местах принудительного содержания и ресоциализации в гражданское общество лиц, отбывших срок наказания и вышедших на свободу. Тем более что отделение религиозных объединений от государства в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства. Ни в одной стране мира отделение Церкви от государства не исключает присутствие капелланов, например, в армии. Все перечисленные моменты имеют непосредственное отношение к нравственным нормам, исповедуемым Русской Православной Церковью. Стремление к оказанию моральной поддержки ближнему, базирующейся на понятиях жертвенной христианской любви, вне зависимости от социального статуса и даже религиозной принадлежности нуждающегося в помощи человека, полностью отвечает поставленным выше целям. Надо иметь в виду, что церковная реабилитация может апеллировать не к функциям, которые выполняет человек, а напрямую к его совести и сердцу. Порой это является самым сильным фактором, влияющим на решение того или иного вопроса. Необходима не столько групповая, сколько индивидуальная ресоциализация, особенно по отношению к детям-подросткам и женщинам с малолетними детьми. ______________ ПРИМЕЧАНИЕ: Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». (Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви): «42. Констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Синодальному отделу по тюремному служению и аналогичным церковным учреждениям в самоуправляемых Церквах надлежит вступить в диалог со светскими властями с целью урегулирования ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание. 44. В ряде государств сохраняются
проблемы, касающиеся юридического статуса церковных институтов, возращения
несправедливо отнятых у верующих храмов и святынь, обеспечения права на доступ
к положительным знаниям о религии, возможности создания и использования домовых
храмов в больницах, социальных учреждениях, местах заключения. Члены Собора
считают необходимым разрешение этих проблем на основе церковно-государственного
диалога, направленного на выработку соответствующих правовых и административных
актов, соглашений и договоренностей». 17 мая
2011 года
Санкт-Петербург
|