Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 11:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Апрель 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Главная » 2022 » Апрель » 6 » НА ЗАСЕДАНИИ НАУЧНОГО ЛЕКТОРИЯ "КРАПИВЕНСКИЙ 4" ОБСУДИЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ-МУСУЛЬМАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
10:13
НА ЗАСЕДАНИИ НАУЧНОГО ЛЕКТОРИЯ "КРАПИВЕНСКИЙ 4" ОБСУДИЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ-МУСУЛЬМАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили православно-мусульманские взаимоотношения в период возникновения ислама

На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили православно-мусульманские взаимоотношения в период возникновения ислама

06.04.2022

30 марта 2021 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Православно-мусульманские взаимоотношения в период возникновения ислама» выступил директор Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена, доктор философских наук, профессор А.Л. Вассоевич.

Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.

Предваряя выступление, докладчик напомнил, что наиболее распространенными религиями в России остаются Православие и исламское правоверие — ислам суннитского толка. «От добрых взаимоотношений большинства, исповедующего Православие, и внушительного числа приверженцев традиционного ислама зависит благополучие нашей страны. Многократным попыткам столкнуть православных и мусульман мешают реальные исторические традиции, сформировавшиеся на самой заре возникновения ислама, когда эта мировая религия лишь появлялась на Аравийском полуострове», — полагает А.Л. Вассоевич.

Исследователь напомнил, что традиционный ислам считает Иисуса Христа (в Коране — пророк Иса) одним из величайших исламских пророков, бывших до Мухаммеда. «Проповедь пророка Мухаммеда — это проповедь монотеизма, то есть единобожия. По свидетельству духовного лидера православных арабов архиепископа Феодосия (Ханна) современные православные арабы признают обе части шахады — исламского символа веры. Конечно, они воспринимаются православными иначе, чем мусульманами. В то же время многие проблемы, связанные с недопониманием между православными и мусульманами, вызваны тем, что мы обычно говорим на языках, принадлежащих к разным языковым группам», — считает докладчик.

А.Л. Вассоевич напомнил о драматическом моменте истории, когда первые мусульмане вынуждены были спасаться от преследования язычников, убегая в православную Эфиопию, которая оказала им гостеприимство в связи с теми обстоятельствами, что мусульмане были монотеистами и в исламе сохранялось исключительное уважительное отношение к Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. «Эти первые страницы исламской истории и сегодня служат утверждению добрых взаимоотношений между православным и мусульманским духовенством. Эта традиция существенно выручала нас на протяжении всех веков российской истории», — отметил исследователь.

«Бесспорно, между Православием и исламом существуют противоречия. Православный христианин никогда не согласится с тем, что мусульмане решили избавить Христа от смертных мук и считают, что Он был взят на небо и только распинающим показалось, что они предают Спасителя страшным мучениям. С точки зрения православного богословия это утверждение может вызвать лишь горькую улыбку. Но с другой стороны можно ведь допустить и такую мысль: а не с любовью ли о Господе первые мусульмане, жившие в VII веке на Аравийском полуострове, решили избавить Господа Иисуса Христа о тех страданий, которые от претерпел?» — предположил докладчик.

«Мы должны осознавать тот факт, что люди, исповедующие ислам, считают "золотым веком" времена пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов. На заре возникновения ислама сформировалось дружелюбное отношение между православными эфиопами и арабами, исповедующими ислам, — был заложен надежный фундамент для мирных взаимоотношений, к которым нужно стремится в нашем неспокойном веке. Традиционно добрые отношения, взаимопонимание и соработничество между представителями традиционного ислама и Русской Православной Церковью должны и в дальнейшем укрепляться. Уверен, что история православно-мусульманских взаимоотношений на заре возникновения ислама — тот поучительный пример, на который мы должны ориентироваться», — заключил А.Л. Вассоевич.

Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый проректор РПУ, доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00.

Патриархия.ru