Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Главная » 2020 » Ноябрь » 23 » МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОВЕЛА ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ "ТАИНСТВО СЛОВА И ОБРАЗА"
10:34
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОВЕЛА ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ "ТАИНСТВО СЛОВА И ОБРАЗА"

Московская духовная академия провела Всероссийскую научно-богословскую конференцию «Таинство слова и образа»

Московская духовная академия провела Всероссийскую научно-богословскую конференцию «Таинство слова и образа»

23.11.2020

18-19 ноября 2020 года прошла Всероссийская научно-богословская конференция «Таинство слова и образа», организованная кафедрой филологии Московской духовной академии.  

Председатель организационного комитета форума — д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой филологии МДА В.М. Кириллин. В условиях распространения коронавирусной инфекции мероприятие было решено провести в дистанционном формате.

В начале конференции ректор академии епископ Звенигородский Феодорит обратился к участникам научного форума:

«Уважаемый Владимир Михайлович! Дорогие отцы, братия и сестры — участники сегодняшней конференции. Сердечно всех вас приветствую!

Организатором этого замечательного научного форума выступает кафедра филологии Московской духовной академии. В этом году она впервые вовлечена во всей своей полноте.

Конференция имеет название "Таинство слова и образа". Тема, конечно, широкая и всеохватывающая. Это объясняет такое разнообразие тем докладов. Мы услышим доклады на темы и чисто филологические, и глубоко догматические.

Как все мы хорошо знаем, понятие "слово" имеет очень глубокое значение в христианском богословии. Впервые выражение "В начале было Слово" я услышал еще в школе. Я это выражение тогда не понял. Его объясняли, кажется, так: человеческая история началась с того момента, когда человек стал говорить. И лишь потом я узнал, что это начало Евангелия от Иоанна и что это выражение далеко не полное. Писание само себя толкует. И все объясняется последующим предложением: "И Слово было Бог". То есть не человек произвел слово, а Слово (с большой буквы) произвело в бытие человека и вообще все, что есть в этом мире.

Но при этом мы не отвергаем значимость и важность понятия "слово" в самом распространенном и обычном значении. Дар осознанной речи — это величайший Божий дар человеку. Раскрытие богатства смыслов слов древних и новых языков помогает богословам глубже понять смысл Священного Писания, литургических текстов, творений святых отцов, учителей и духовных писателей Церкви. В этом смысле филология чрезвычайно важна для серьезной богословской науки. И я искренне рад, что, несмотря на столь сложные эпидемические времена, эта научная конференция все же проводится.

Хочу поблагодарить заведующего кафедрой филологии профессора Владимира Михайловича Кириллина, руководителя магистерского профиля "Русская духовная словесность" иерея Димитрия Барицкого и всех, кто потрудился в деле организации этой конференции.

Свое слово закончу почти молитвой: Бог Слово да будет сегодня и всегда Помощником всем труженикам и служителям слова! Помогай вам Бог!»

Участников также приветствовал организационный комитет конференции в лице В.М. Кириллина и кандидата богословия доцента кафедры филологии диакона Сергия Пантелеева.

На пленарном заседании с докладами выступили кандидат богословия, профессор кафедры филологии МДА игумен Дионисий (Шленов), д.ф.н., профессор Института русского языка имени А.С. Пушкина В.И. Аннушкин, кандидат богословия, доцент кафедры филологии и заведующий профилем «Русская духовная словесность» магистратуры МДА иерей Димитрий Барицкий.

После краткого перерыва начали работу отдельные тематические секции первого дня конференции.

Первая секция была посвящена истории языка церковнославянской письменности. В начале доклад представил кандидат богословия, ректор Омской духовной семинарии митрополит Омский и Таврический Владимир.

Тематика второй секции — славяно-русская церковная литература XI-XX вв.

В рамках работы третьей секции участники представили доклады по теме религиозной проблематики русской литературы XVIII-XIX вв.

Доклады четвертой секции были посвящены религиозной проблематике русской литературы XX в.

В рамках пятой секции мероприятия докладчики рассматривали вопросы изучения греческой христианской литературы. На ней было представлено 11 докладов преподавателей и студентов МДА и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

  • кандидат богословия, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ священник Михаил Асмус — «Образный мир Леонтия, пресвитера Константинопольского»;
  • кандидат богословия, профессор кафедры филологии МДА игумен Дионисий (Шленов) — «Образ Царя: к истории цитирования Bas. Caes. De Spiritu Sancto 18:45 в эпоху иконоборческих споров»;
  • кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры богословия МДА игумен Адриан (Пашин) — «Проблема атрибуции произведений преподобного Анастасия Синаита»;
  • кандидат богословия, доцент кафедры библеистики МДА диакон Сергий Кожухов — «Образ пророка Иеремии в гомилиях Оригена на книгу пророка Иеремии»;
  • доктор богословия (PhD), доцент кафедры филологии МДА священник Сергий Ким — «Анонимное византийское толкование на книгу Бытия: неизданные фрагменты четырех гомилий»;
  • доктор богословия (PhD), доцент кафедры филологии, доцент кафедры библеистики иеромонах Филофей (Артюшин) — «Проповедь 112 как пример ораторского и экзегетического мастерства блаженного Августина»;
  • старший преподаватель кафедры библеистики МДА диакон Николай Шаблевский — «Толкование блаженным Иеронимом Стридонским Дан. 2:12-24»;
  • преподаватель кафедры филологии МДА диакон Димитрий Болычев — «Отцы-каппадокийцы: связь предмета и его имени на примере полемики с Евномием»;
  • студент магистратуры МДА иеродиакон Иннокентий (Глазистов) — «Образ святого Никона Метаноите согласно Vita Niconis (BHG, 1366)»;
  • старший преподаватель кафедры истории и теории церковного искусства МДА И.М. Зубренко — «Святая Екатерина: гармония слова и образа в иконе XIII века»;
  • аспирант кафедры филологии В.С. Коробов — «Образ и Первообраз: сходства и различия на примере экзегезы Ин. 14:28».

В первый день конференции в обсуждении актуальных филологических и смежных богословских проблем приняли участие более 100 человек.

19 ноября состоялся второй день конференции «Таинство слова и образа».

На первой секции участники представили доклады на тему истории языка церковнославянской письменности. Докладчики рассказали о духовном аспекте языкового знака, о текстологии цикла седмичных молитв святителя Кирилла Туровского, о роли этимологического анализа в работе с богословской терминологией.

Также участники представили ряд докладов, где исследовали богословские взгляды Симеона Полоцкого, отражение иконичности образа священномученика в богослужебных текстах и языковые параметры текстов жития Антония Дымского.

Во время второй секции участники представили доклады на тему славяно-русской церковной литературы XI-XX вв. Докладчики рассказали о поэтике духовной прозы святителя Игнатия Брянчанинова, религиозной проблематике в отечественной батальной литературе, а также о лексико-семантическом поле «Сияние» в проповедях святителя Феофана, Затворника Вышенского.

В рамках работы третьей секции участники представили доклады по теме религиозной проблематики русской литературы XVIII-XIX вв. Докладчики конференции рассказали о драматической поэтологии А.С. Пушкина, особо значимых и символичных местах в произведениях русских классиков, исследовали творчество Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Докладчики четвертой секции выступили с сообщениями о религиозной проблематике русской литературы XX века. Участники исследовали современную русскоязычную поэзию 90-х — 2020 годов, а также отдельных авторов: лирику Надежды Львовой, роман «Александр Невский» Бориса Васильева, роман «Светозары» П.П. Дедова и лирику О.А. Седаковой на примере стихотворения «Сретение».

В рамках пятой секции были представлены доклады на тему сирийской христианской письменности (Христологии сирийских авторов). Докладчики сирийской секции рассказали не только о знаковых церковных авторах, таких как Исаак Сирин, но и о малоизвестных авторах восточной ветви христианства.

В конференции приняли участие преподаватели и студенты духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и светских вузов России, а также интересующиеся филологическими и богословскими науками.

Всего во время конференции в обсуждении филологических и смежных богословских актуальных проблем приняли участие 85 докладчиков.

В завершение мероприятия участники конференции представили свои печатные труды — монографии и сборники:

  • А.С. Кондратьев — Сборник XV международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» «Русская словесность как основа Русского мира»;
  • архимандрит Симеон (Томачинский) — «Архитектор чистилища. Данте и его "Божественная комедия"»;
  • С.О. Захарченко — издание Петрозаводского государственного университета эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского;
  • М.А. Монкевич — «Образ Христа и идея почвы»;
  • Л.Б. Карпенко — «Священная азбука Кирилла», «Онтология славяно-русского письма»;
  • А.Е. Чернова — «Тайна Воскресения», «Толшменская картина мира», «Феодосий Савинов».

По итогам работы планируется выпуск сборника материалов конференции в Издательстве Московской духовной академии.

По материалам Пресс-службы МДА

Патриархия.ru