Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 14:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Февраль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Архив записей

Главная » 2022 » Февраль » 9 » МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: ПРОПАГАНДА ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - ЭТО БОЛЬШАЯ ТРАГЕДИЯ ЗАПАДНОГО ОБЩЕСТВА
10:10
МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: ПРОПАГАНДА ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - ЭТО БОЛЬШАЯ ТРАГЕДИЯ ЗАПАДНОГО ОБЩЕСТВА

Митрополит Волоколамский Иларион: Пропаганда противоестественного образа жизни — это большая трагедия западного общества

Митрополит Волоколамский Иларион: Пропаганда противоестественного образа жизни — это большая трагедия западного общества

09.02.2022

5 февраля 2022 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», где мы каждую неделю обсуждаем актуальные темы с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриарха митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, 2 февраля в Кремле президент вручил Вам орден Александра Невского. Мы искренне поздравляем Вас от имени всего телеканала с этой наградой. В ответной речи Вы подчеркнули, что Отдел внешних церковных связей — это уже два ведомства Русской Православной Церкви в одном: и МИД, и Минобороны. Вы сказали, что сейчас существует большая проблема: христиане Африки нуждаются в помощи России, в защите нашей страны. Многие наши граждане и прихожане могут задаться вопросом: где мы и где Африка? Как и чем может помочь Русская Православная Церковь?

Митрополит Иларион: Когда я говорил о том, что Отдел внешних церковных связей превращается из церковного МИДа в церковное оборонное ведомство, то я имел в виду, что нам все чаще и чаще приходится оборонять священные границы нашей Церкви. Как известно, не мы создавали Церковь именно в тех границах, в которых она существует, а потому не нам ее и разрушать. Поэтому мы должны отвечать и на вызовы, которые приходят извне, в частности, на то нападение на нашу Церковь Константинопольского Патриархата, которое было сделано с целью расчленить и ослабить нашу Церковь, а именно — оторвать православных верующих Украины от православных верующих всей Русской Православной Церкви.

Если говорить об Африке, действительно, на Африканском континенте во многих странах сейчас очень неблагополучная ситуация. Даже в такой, казалось бы, традиционно христианской стране, как Эфиопия, христиане сегодня подвергаются гонениям. В Нигерии уже многие годы зверствует террористическая группировка, которая просто уничтожает христиан целыми семьями и даже целыми селениями. Это трагедия, на которую так называемое цивилизованное сообщество обращает очень мало внимания, на Западе об этом очень мало говорят.

А между тем христиане Африки с большой надеждой и упованием смотрят на Россию и ее Президента, на Русскую Церковь и Патриарха. Недавно новостные агентства облетела фотография, где эфиопские христиане (это была большая группа людей) вышли навстречу русским гостям и несли плакаты с надписями: «Спасибо Путину», «Спасибо Патриарху Кириллу».

Конечно, христиане Африки нуждаются в защите России. Русская Православная Церковь не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств создала в Африке Патриарший экзархат, чтобы дать каноническое убежище тем африканским священнослужителям, которые не пожелали последовать за Александрийским Патриархом в признании и легитимизации украинского раскола.

Е. Грачева: Владыка, 28 января в удаленном формате состоялось заседание Священного Синода. На повестке был только один пункт: ответ на заявление Синода Александрийской Церкви о «вторжении» Русской Православной Церкви в ее пределы. Александрийская Церковь назвала это «шантажом со стороны Москвы». То есть пока Вашингтон с Москвой перекидываются депешами, в Церкви тоже происходит жаркая переписка. Что ответил на это Священный Синод?

Митрополит Иларион: Наш Синод ответил, во-первых, что никакого вторжения с нашей стороны не было. Мы не собираемся никого шантажировать, никому мстить. Мы просто ответили на просьбы африканского духовенства, причем если раньше, когда между нашими Церквами существовало евхаристическое общение, мы на такие просьбы не откликались, а говорили нашим русскоязычным верующим, которые проживают в Африке: ходите в храмы Александрийского Патриархата, то теперь мы, к сожалению, этого не можем сказать, потому что Александрийский Патриархат ассоциировал себя с расколом. Соответственно, для наших русскоязычных верующих мы должны теперь создавать свои собственные приходы — приходы Русской Православной Церкви.

Если говорить о том африканском духовенстве, которое к нам обратилось, то как мы можем его оставить в той ситуации, в которой оно оказалось? Если священнослужители говорят: мы не согласны с признанием украинского раскола, мы не согласны с тем, что совершил наш Патриарх, — что же, мы должны оттолкнуть этих людей и сказать им: нет, несмотря ни на что следуйте за своим Патриархом? Мы вынуждены теперь создавать свои структуры на Африканском континенте. Действительно, казалось бы, где мы и где Африка. Но на самом деле мир сейчас стал очень тесным, а в Православной Церкви выбор перед духовенством и верующими очень простой: вы с канонической Церковью или с раскольниками? Африканские священники сейчас встали перед этим вынужденным выбором.

Е. Грачева: Одним словом, нельзя не заметить, что риторика церковных людей тоже сильно поменялась в последнее время. Мы уже привыкли к тому, например, что иностранные дипломаты применяют недипломатическую риторику в отношении России. Этим уже никого не удивить. Но церковная дипломатия впервые обнажила свои клыки. Греческий епископ из Камеруна, например, обвинил Россию «в обмане греков и их массовой гибели в Османской империи». Еще недавно было яркое заявление американского епископа, который посетил украинское посольство в США и выразил поддержку украинцам в «борьбе с российским империализмом». Вы склонны, например, как Мария Захарова отвечать на подобные выпады в соцсетях или на официальном сайте Отдела внешних церковных связей? Или Вы считаете, что подобного рода заявления нужно вообще игнорировать?

Митрополит Иларион: На некоторые аргументы не стоит реагировать, потому что существует историческая очевидность, и о том, кто спасал и Грецию, и балканские народы от османского ига, хорошо известно. Давайте приедем в Софию и посмотрим, кому стоит памятник на центральной площади Софии, — это памятник царю-освободителю Александру II. То же самое касается греческой освободительной борьбы. Кто помогал грекам в борьбе за независимость? Конечно, Россия. То же самое касается целого ряда других балканских государств, в том числе Сербии. Поэтому можно как угодно пытаться переиначить историю, но есть совершенно очевидный и неоспоримый факт: он заключается в том, что Россия как православное государство на протяжении многих столетий помогала греческому народу, балканским и другим православным народам не только в их борьбе за независимость, но и в борьбе за выживание. Если говорить о том, какую помощь оказывало Российское государство и Русская Церковь восточным Патриархатам, то, опять же, об этом сохранились многочисленные свидетельства.

Я думаю, что перепалка в Интернете, этот обмен грубостями, который сейчас происходит, ничего не поможет решить. Если кому-то хочется решить вопросы, которые накопились в межправославном сообществе и которых становится все больше и больше, то нужно подумать о формате, который позволил бы Православным Церквам встречаться и обсуждать возникшие проблемы. [В феврале 2020 года] была встреча в Аммане по приглашению Иерусалимского Патриарха. Вполне возможно, что состоится еще одна подобная встреча. Какие-то площадки для общения Православных Церквей, мне кажется, необходимы. Я очень надеюсь на то, что Православные Церкви совместными усилиями и соборным разумом найдут способ выйти из этого затянувшегося кризиса.

Е. Грачева: На этой неделе Владимир Путин поддержал идею создать в России службу пробации. Она нужна для адаптации заключенных, которые выходят на волю, чтобы они смогли привыкнуть к обычной жизни. Насколько, по-вашему, эта служба актуальна для нашей страны и собирается ли Церковь на этом подготовительном этапе создания службы предложить ФСИН свои услуги?

Митрополит Иларион: Это очень актуальный и важный вопрос, потому что десятки, даже сотни тысяч людей находятся в местах лишения свободы. Некоторые из них проводят там много лет, а когда выходят на свободу, то адаптация к ней, к жизни по закону далеко не для каждого из них проходит гладко. Что греха таить, очень многие люди, которые однажды оказались в местах лишения свободы, рано или поздно туда возвращаются. Значит, вопрос их социальной адаптации — это очень важный, насущный вопрос.

В Русской Православной Церкви созданы специальные синодальные структуры — Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органамиОтдел по тюремному служению. Наши священники ходят в тюрьмы, в места лишения свободы, общаются с заключенными и индивидуально, и в группах, делая все возможное для того, чтобы облегчить участь тех, кто оказались за решеткой. Конечно, Церковь готова всячески помогать и тем людям, которые выходят на свободу, вернуться к нормальной жизни, к семье, к исполнению служебных обязанностей и забыть как страшный сон тот опыт, который они получили в местах лишения свободы.

Е. Грачева: Не могу Вас не попросить прокомментировать такую новость: республиканцы Флориды всерьез вознамерились запретить в школах ЛГБТ-пропаганду и обсуждение вопросов сексуальной ориентации в начальных классах. В соцсетях в США сейчас на этом фоне разразилась целая война. Например, вот ответ ЛГБТ-центра Лос-Анжелеса на это: «Когда вы принимаете подобного рода законы, вы напрямую атакуете наших детей. Это тормозит их просвещение и делает их нездоровыми людьми». Может быть, мы, находясь в России, не совсем понимаем всех проблем американцев. Возможно, у них действительно уже такое количество «других детей», «других семей», что такие занятия в классах просто необходимы?

Митрополит Иларион: Нам подчас бывает очень трудно понять происходящее в западном обществе. Но по сути речь идет о том, что весь моральный код, на котором веками строилась жизнь людей, оказался перечеркнут: узаконивается безнравственный образ жизни, причем это происходит на уровне начальной школы, когда детям в младших классах начинают внушать, что гомосексуализм — это хорошо; если ты мальчик или девочка по биологическому полу, это еще ничего не значит, ты должен сам/сама определить, к какому полу хочешь принадлежать; если ты хочешь принадлежать к противоположному полу, то врачи тебе помогут и сделают операцию. Идет массированная пропаганда противоестественных пороков, противоестественного образа жизни, тем самым разрушается семья, традиционный семейный уклад. Получается, что меньшинство диктует свою волю большинству — я думаю, это большая трагедия западного общества. Некоторые уже начинают это осознавать, о чем свидетельствуют те факты, которые Вы сейчас привели.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: В Деяниях святых апостолов написано, что когда Иуда предал Христа и отпал от Его двенадцати учеников, то на апостольское служение был призван Матфий. Тогда почему Павла, которого сначала звали Савл и который прибегал к жестоким гонениям на учение Христа, призвал на служение Сам Господь? Как известно, Павел стал самым преданным служителем учения Христа и его также называют апостолом. Тогда он тринадцатый апостол?

Митрополит Иларион: История апостола Павла — это очень интересная история. Когда мы читаем книгу Деяний, то видим, что первым актом апостольской общины после Воскресения Христа было избрание двенадцатого апостола на место отпавшего предателя Иуды. Мы читаем о том, как это произошло: был брошен жребий, он выпал на Матфия. Его избрали двенадцатым апостолом, но больше он ни разу в книге Деяний не упоминается. Зато мы слышим в той же книге подобнейший рассказ о том, как Савл, который был еще молодым человеком и гонителем христиан, шел в Дамаск и вдруг услышал голос Самого Христа, Который призвал его на апостольское служение. Практически в одночасье из гонителя Церкви он превратился в апостола.

На иконах двенадцати апостолов всегда изображаются Петр и Павел, то есть по факту именно Павел стал двенадцатым апостолом. Причем не просто одним из двенадцати, а он называется одним из двух первоверховных апостолов. Мы неслучайно празднуем память Петра и Павла в один и тот же день, называем их двумя первоверховными апостолами, потому что Петр был главой апостольской общины после Воскресения Христа, а Павел внес такую исключительную роль в развитие христианской Церкви, в становление Церкви в том числе среди язычников, в проповеди язычникам, что Церковь причислила его к лику двенадцати апостолов и назвала одним из двух первоверховных апостолов.

Можно даже сказать, наверное, что первоначальная апостольская община сделала свой выбор, а Бог сделал Свой выбор, и на место отпавшего Иуды Господь призвал человека, который изначально вообще не был членом апостольской общины, но стал таковым через свои труды и апостольские подвиги.

Вопрос: У меня недавно родилась внучка. В разговоре с зятем о крещении ребенка он сказал, что крестить ее не будет до совершеннолетия, мол, она сама, когда вырастет, решит, надо ей это или нет. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить правильно в такой ситуации, какие привести аргументы о необходимости крещения младенца?

Митрополит Иларион: Если родители не хотят воспитывать младенца в православной вере, тогда, к сожалению, его крестить не следует, потому что крещение — это не какой-то магический акт, нельзя просто покрестить ребенка, например, чтобы он не болел или по каким-то иным причинам. Ребенка крестят, чтобы его воспитать в православной вере. Если Вы как бабушка готовы взять на себя воспитание ребенка в православной вере, то Вы можете договориться со священником, чтобы он его крестил, но тогда Вы можете оказаться в конфликте с Вашими зятем и дочерью. Обо всем этом нужно очень тщательно подумать.

В советское время бабушки очень часто крестили своих внуков, а потом воспитывали их в православной вере тайно от родителей. Но сейчас не такое время, когда можно воспитывать детей тайно, и рано или поздно все тайное становится явным. Поэтому перед Вами дилемма. Вы должны очень крепко помолиться. Может быть, посоветоваться со священником, может быть, и с самим ребенком, когда он чуть-чуть подрастет: поговорить и посмотреть, потому что есть дети, которые очень тянутся к Церкви и даже просят своих родителей или бабушек и дедушек, чтобы их крестили, отвели в церковь, сводили на службу. Тогда этим как раз и занимаются бабушки и дедушки, а не родители. А есть дети, которые этим не интересуются, которых не тянет в Церковь. Тогда крестить ребенка насильно не имеет смысла.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему у нас в храмах все поставлено на коммерческую основу? Коммерциализация повсюду и везде. Свечи, записки, требы — за все надо заплатить. Продается даже святая вода. Что по этому поводу думает Церковь? Хотелось бы узнать Ваше мнение.

Митрополит Иларион: Я первый раз слышу о том, чтобы продавалась святая вода. Думаю, что если где-то продается святая вода, то Вам следует написать жалобу местному архиерею, он разберется и поставит на вид священнику.

Церковные свечи продаются потому, что через это верующие делают пожертвование на храм. Смысл ведь заключается не в том, чтобы просто зажечь свечку, а в том, чтобы через это возжжение свечи, которое имеет в таком случае символический смысл, совершить пожертвование на храм.

Если говорить о церковных таинствах, то они не совершаются за деньги. Ничто в Церкви не поставлено на коммерческую основу, кроме, может быть, продажи ювелирных изделий, золотых крестиков или церковной литературы. Во многих храмах существуют рекомендуемые пожертвования, то есть, например, человек приходит и говорит: я хочу крестить ребенка, сколько я должен? Ему скажут, что есть рекомендуемое пожертвование, но это не значит, что если у человека нет денег, то его самого или ребенка не покрестят. Конечно, во всех подобных случаях нужно договариваться со священником.

Но та­́инственная жизнь Церкви не поставлена на коммерческую основу. Вы можете прийти в храм на исповедь, причаститься, полноценно участвовать в церковной жизни и при этом быть свободными от каких-либо финансовых обязанностей по отношению к Церкви. Только при этом нужно помнить, что Церковь существует на пожертвования таких же, как Вы, прихожан. Поэтому если никто ничего не будет жертвовать, то и церкви перестанут функционировать. Конечно, этого не произойдет, потому что такого никогда не бывало за всю историю Церкви: всегда находились люди, которые жертвовали на Церковь, на эти пожертвования она и существует.

Хотел бы завершить эту передачу словами из Евангелия от Луки: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк. 11:41).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru