Приветствую Вас Гость!
Четверг, 29.10.2020, 11:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Главная » 2020 » Октябрь » 1 » МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КРУГЛОМ СТОЛЕ "РОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬ-2030: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛА"
11:07
МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В КРУГЛОМ СТОЛЕ "РОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬ-2030: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛА"

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в круглом столе «Российский учитель—2030: формирование личности и подготовка профессионала»

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в круглом столе «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала»

01.10.2020

30 сентября 2020 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный теме «Российский учитель — 2030: формирование личности и подготовка профессионала». Мероприятие прошло в рамках взаимодействия Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) и МИА «Россия сегодня».

Участниками круглого стола стали: заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации митрополит Волоколамский Иларион; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Богданов; ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова; ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева Марина Антонова; ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Михаил Груздев.

В начале встречи прозвучало приветственное слово заместителя министра просвещения В.С. Басюка.

Обращаясь к участникам круглого стола, митрополит Волоколамский Иларион указал на две основных задачи, которые стоят перед современным педагогом. Первая из них — постоянно повышать квалификацию, получать необходимые для преподавания своего предмета компетенции. «Но не менее важно не просто наличие некой суммы знаний, а способность передать эти знания таким образом, чтобы они были усвоены учениками, более того, чтобы ученикам было интересно слушать и заниматься тем предметом, который педагог преподает», — продолжил иерарх, подчеркнув, что даже самую трудную для восприятия дисциплину можно преподавать таким образом, чтобы заинтересовать ею слушателей.

По мнению владыки Илариона, каждый преподаватель может многому научиться у Иисуса Христа, в том числе и в педагогическом деле, ведь помимо того, что Он обладал многими другими способностями и качествами, Господь Иисус Христос был замечательным педагогом.  Из Евангелия известно, что Христос общался с детьми, но подробности этих бесед нам, к сожалению, не известны, упомянул архипастырь. «А вот с людьми среднего или старшего возраста, с молодежью (не будем забывать о том, что апостолы были молодыми людьми) Иисус Христос говорил таким образом, что собеседование с Ним было своего рода университетом, школой жизни, — сказал митрополит Волоколамский Иларион. — Причем Он не просто преподавал некую сумму правил или законов, как это делали фарисеи и книжники, с которыми Иисус постоянно полемизировал, — Он учил искусству жизни, причем делал это самыми разными способами. Иногда произносил прямые наставления: делайте то, не делайте это. А очень часто Он прибегал к такой форме самовыражения, как притча. Когда Христос произносил притчи, каждый из слышавших мог воспринять то, что он способен был в этом услышать в соответствии с уровнем своего интеллектуального, духовного развития».

«Часто исследователи задаются вопросом: а для чего вообще Иисус говорил притчами, — отметил далее иерарх. — Одни отвечают, что для того, чтобы облегчить восприятие. А другие говорят: наоборот, Он говорил притчами, чтобы затруднить восприятие Своего учения, сделать процесс обучения более трудоемким, то есть чтобы заставить самого слушающего человека думать, делать для себя какие-то выводы, проецировать то, что он услышал, на свою жизнь».

Владыка Иларион назвал одним из важных качеств педагога умение не просто нагружать учеников знаниями по своему предмету, но также постоянно провоцировать их собственную творческую работу, стимулировать мышление, способность откликаться на то, что он говорит. «Я думаю, что это очень важная задача для всякого педагога, как школьного, так и университетского», — подчеркнул он.

Митрополит Волоколамский Иларион, являющийся, в частности ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры и президентом Научно-образовательной теологической ассоциации, особо остановился на теме теологии, которая только недавно была признана в Российской Федерации в качестве научной области и теперь преподается не только в специализированных духовных учебных заведениях, но также во многих светских вузах.

«Теология тем отличается от, например, светского религиоведения, что она рассматривает религиозную проблематику изнутри конкретной религиозной конфессии, — указал архипастырь. — То есть теология не может быть ни надконфессиональной, ни внеконфессиональной — она всегда привязана к конкретной религиозной традиции. В нашем распоряжении сейчас имеются три паспорта по православной, исламской и иудейской теологии, и теолог в соответствии с паспортом научной специальности должен быть связан с религиозной традицией. Он не может просто быть просто "птицей свободного полета" и при этом преподавать теологию».

Как рассказал владыка Иларион, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) была создана для того, чтобы координировать деятельность духовных и светских учебных заведений в сфере теологии, дабы они могли обмениваться опытом, проводить конференции, постоянно повышать уровень теологического образования. Сегодня в составе НОТА — более 60 вузов, в том числе ведущие университеты России: МГУ, СПбГУ, Высшая школа экономики, РАНХиГС, педагогические университеты, ведущие духовные академии Русской Православной Церкви, Общецерковная аспирантура и докторантура имения святых Кирилла и Мефодия. «Таким образом, у нас происходит постоянный обмен информацией и учебными материалами, обмен мнениями, что очень важно», — констатировал владыка.

Остановившись на вызовах и трудностях, которые приходится преодолевать на пути развития теологической науки в России, митрополит Волоколамский Иларион указал, в частности, на вопрос создания современных пособий по данной тематике. «Как известно, теология на 70 лет оказалась в нашей стране под фактическим запретом, то есть теологическая наука у нас практически не развивалась. В наших духовных академиях и семинариях до сих пор некоторые предметы преподаются по дореволюционным учебникам — а вы можете себе представить, чтобы математику, химию, или литературу преподавали сегодня книгам, изданным в дореволюционный период? Конечно, нам нужны современные учебные пособия, и мы взялись за этот большой труд, — отметил иерарх. — Мы сейчас готовим учебные пособия по всем теологическим дисциплинам: теоретические, исторические, практические, дабы в течение ближайших лет полностью обновить весь корпус учебников».

Президент НОТА выразил уверенность, что Научно-образовательная теологическая ассоциация будет помогать учебным заведениям координировать деятельность в сфере теологии и ее члены приложат все усилия к тому, чтобы теология преподавалась в России на высоком уровне и была доступна всем желающим.

При этом он подчеркнул, что кафедры теологии не станут неким подобием церковного амвона: «Мы создаем эти кафедры не для миссионерской деятельности, а для того, чтобы граждане нашей страны знали свою религиозную традицию и религиозные традиции своих соседей. Это необходимо в том числе и для безопасности нашей страны, потому что ни для кого не секрет, что сегодня террористические и экстремистские идеологии существуют порой под маской той или иной религиозной традиции. Нам надо развенчивать эти попытки увязать экстремизм с религией. Нам надо показывать, чему в действительности учат традиционные конфессии нашей страны. Надеюсь, что и в этом наша ассоциация сможет помочь и внести свой вклад».

Участники заседания обсудили различные аспекты деятельности педагога в российском образовательном пространстве, значение теологии в образовании и в деле воспитания подрастающего поколения.

В завершение круглого стола митрополит Иларион обратился к представителям педагогического сообщества с поздравлениями в преддверии профессионального праздника — Дня учителя, который будет отмечаться 5 октября, и пожелал всем, кто трудится на преподавательском поприще, крепкого здравия и помощи Божией. «Хотел бы пожелать, чтобы вы всегда встречали благодарных учеников, которые будут внимательно вас слушать и на всю жизнь запомнят то, что вы им скажете», — сказал архипастырь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru