Приветствую Вас Гость!
Суббота, 14.09.2024, 09:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Главная » 2020 » Ноябрь » 30 » МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: МЫ ЯВЛЯЕМСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ, НО НЕ УЧАСТНИКАМИ РАСКОЛА, КОТОРЫЙ ПРОИСХОДИТ В ПРАВОСЛАВИИ
10:31
МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: МЫ ЯВЛЯЕМСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ, НО НЕ УЧАСТНИКАМИ РАСКОЛА, КОТОРЫЙ ПРОИСХОДИТ В ПРАВОСЛАВИИ

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы являемся свидетелями, но не участниками раскола, который происходит в мировом Православии

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы являемся свидетелями, но не участниками раскола, который происходит в мировом Православии

30.11.2020

27 ноября 2020 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия завершился недельный онлайн-семинар на тему «Эффективная организация работы секретарей епархий Русской Православной Церкви», в котором приняли участие более 70 секретарей епархий и помощников архиереев. На заключительной встрече семинара с его участниками побеседовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион и управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий. Обращаясь к слушателям, митрополит Иларион сказал:

Я сердечно приветствую Вас, владыка митрополит Дионисий, и всех участников нашего семинара.

Очень приятно, что несмотря на расстояние, которое нас разделяет, мы имеем возможность общаться и помогать нашим братьям, которые несут свое служение в епархиях. До тех пор, пока не началась пандемия, мы это делали в очном режиме: к нам приезжали слушатели курсов, а сейчас осуществляем в режиме онлайн. Кому-то это даже удобнее, потому что можно, не выходя из своего дома, общаться и получать необходимую информацию.

***

Хотел бы сказать несколько слов вот о чем. Мы сейчас столкнулись с очень сложной ситуацией, когда в немалом числе люди оказались вовсе отрезаны от Церкви. В разных регионах батюшки ощутили, что в храмах прихожан стало значительно меньше, — это связано с тем, что многие просто боятся выходить из дома. Пожилые люди, кому за шестьдесят пять, в некоторых регионах вообще не имеют возможности и не имеют права выйти из дома, а это, будем прямо говорить, значительная часть наших прихожан.

Как мы реагируем на эту ситуацию? Я думаю, что нам нужно сейчас развивать способы общения вроде тех, которыми мы пользуемся в данный момент в ходе онлайн-семинара, то есть стараться достичь людей через их компьютеры, мобильные телефоны. Пусть человек сидит дома, но участвует в богослужениях хотя бы через прямую трансляцию, пусть он слышит проповедь священника через свой компьютер или мобильный телефон.

Конечно, невозможно полностью перевести Церковь в виртуальное пространство, потому что для участия в Таинствах необходимо личное присутствие человека. Но все, что касается проповеди, общения с прихожанами, мы можем осуществлять в онлайн-формате.

Это касается, в том числе, и организации трансляции богослужений. В свое время, еще до начала пандемии, я решил организовать прямую трансляцию богослужений из храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где являюсь настоятелем. Мои помощники говорили: а кому это надо, кто будет смотреть службы в Интернете? Но оказалось, что службы смотрят очень много людей, даже гораздо больше, чем могли бы прийти в храм. А сейчас, в период пандемии, порой тысячи, десятки тысяч людей смотрят богослужения через свой компьютер. То есть это очень важная миссионерская возможность. Если используем ее, мы сможем приобрести новых членов для Святой Церкви. В Интернете нет границ, и в те информационные проекты, которые мы организуем, могут прийти самые разные посетители и участники, в том числе совсем новые люди.

***

Еще хотел бы сказать о том, насколько важно в нашем пастырском, миссионерском, проповедническом служении опираться на Евангелие. Казалось бы, это общее место, мы всегда говорим, что Евангелие стоит для нас на первом месте, на каждой Литургии читаем евангельский текст, берем его в основу своей проповеди. Казалось бы, что еще можно сделать? На самом деле, мне кажется, мы можем сделать гораздо больше.

Я часто общаюсь с представителями иных христианских конфессий и замечаю, как у них (особенно, конечно, у протестантов) развита культура чтения и изучения Священного Писания. Для того, чтобы в этом убедиться, просто зайдите в Интернете в поисковую систему и наберите слово «Библия» или слово «Евангелие» — вам откроются не православные, а протестантские сайты, где изучается Евангелие, где даются разные комментарии на библейские тексты. И у кого-то может создаться впечатление, что мы чуть ли не отдали Священное Писание на откуп протестантам. А ведь это очень мощное миссионерское оружие. И если мы будем больше заботиться о том, чтобы наши верующие знали Священное Писание, любили его, овладевали культурой изучения Библии, особенно Евангелия и других книг Нового Завета, то это очень существенно повысит в целом богословскую культуру наших верующих.

Я часто общаюсь с прихожанами разных категорий. Бывает, что человек каждую неделю приходит на службу, считает себя воцерковленным, а спросишь такого прихожанина, читает ли он Евангелие, услышишь отрицательный ответ. «А вообще-то Вы его читали?», — уточняешь у человека. — «Ну так, в молодости прочел». Если же задать вопрос, помнит ли собеседник что-либо из евангельских текстов, окажется, что он очень мало знает Евангелие.

Я часто привожу в пример одного протестантского пастора, которого видел несколько лет назад в Америке на конференции, посвященной гонениям на христиан. Этот пастор был из Ливана. Выступая 40 минут на английском языке, он буквально сыпал цитатами из Священного Писания, причем, цитируя, обязательно называл книгу, номер главы и номер стиха. Когда этот человек потом ко мне подсел, у него в руках была Библия, и я попросил показать ее мне. Библия на родном пастору арабском языке была вся в заметках и подчеркиваниях, которые он делал на каждой странице разными цветными карандашами и фломастерами. Пастор сказал: «Я с этой Библией живу всю жизнь». Честно говоря, я в своей жизни не видел другого человека, который бы вот так скрупулезно изучал Библию. По крайней мере, среди наших православных священнослужителей и прихожан я такого человека не встречал. И мне стало немножко обидно. Я подумал: а почему же они этим занимаются, а мы нет?

Думаю, в период, когда многие люди не имеют возможности прийти в храм, пообщаться со священником, принять участие в Таинствах, нам было бы очень важно сделать акцент на Священном Писании, на том, что может дать каждому христианину изучение Библии, а особенно Евангелия, Посланий апостола Павла.

Вы скажете, что Евангелие в общем-то известно, особенно притчи Спасителя, повествования о Его чудесах, но спросите людей, читает хоть кто-нибудь из наших прихожан апостола Павла, и выяснится, что очень мало кто делает. А понимают ли? Еще меньше понимают. Да сами мы, если возьмемся за чтение апостола, давайте честно себе скажем: много ли мы понимаем в Послании, допустим, апостола Павла к Римлянам? Пару лет назад я написал книгу об этом Послании — просто решил его разобрать от начала до конца, и честно вам скажу: я совершенно по-новому для себя открыл это послание. То есть до тех пор, пока не сел и не написал книгу, я этого ничего не знал.

Эти сокровища лежат, можно сказать, под спудом, потому что на апостольские чтения очень редко священник проповедует, а люди не очень-то много понимают, просто слушая тот или иной отрывок из послания апостола за богослужением.

В наших руках находятся сокровища и, одновременно, очень мощное оружие. Но мы слабо этим пользуемся. Я хотел бы призвать вас, дорогие братья, к тому, чтобы мы, особенно в этот сложный период пандемии, не забывали о Священном Писании и общались с нашими верующими через те средства, которые для нас доступны.

***

Как председатель Отдела внешних церковных связей хотел бы также сказать несколько слов о том, что происходит сейчас в сфере межправославных отношений.

В сложившейся ситуации некоторые люди прямо с каким-то ужасом ждут: что же будет дальше, какая следующая Церковь признает «ПЦУ»? Вот Элладская признала, а теперь и Кипрская

Я думаю, что в этой ситуации нам всем нужно очень хорошо понимать одну простую вещь: Церковь в течение двух тысяч лет своей истории проходила через самые разные испытания, в том числе через испытания нестроениями и расколами. Сейчас мы являемся свидетелями, но, слава Богу, не участниками раскола, который происходит в мировом Православии. Не мы его инициировали, и мы в нем не участвуем. Раскол инициировал Константинопольский Патриарх, и он перетягивает на свою сторону определенных Предстоятелей Церквей и кого-то из епископата.

При этом надо иметь в виду, что упомянутые сейчас греческие Церкви воспринимают Патриарха Варфоломея как своего начальника, а то, что от него исходит, — фактически как приказ, который надо выполнять. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они присоединяются к решениям Константинопольского Патриарха.

Но для нас это, по сути, не имеет никакого значения, потому что мы являемся членами Русской Православной Церкви. Мы видим, что наша Церковь, ее епископат консолидированы в России, в Украине, в Белоруссии и других странах.

Если бы Украинская Церковь хотела от нас уйти, она бы давно ушла. Вы же понимаете, что у Русской Православной Церкви нет никаких рычагов для того, чтобы удержать Киев в орбите Москвы — ни политических, ни финансовых, ни административных. Но есть воля епископата, духовенства и церковного народа Украинской Церкви на то, чтобы оставаться в единстве с Русской Церковью. Нам некоторые говорят: дайте автокефалию Украинской Церкви, отпустите ее — всем станет легче. Но если этого не хочет народ, не хотят архиереи, не хочет духовенство, как мы можем навязать автокефалию? Не можем и не будем.

Поэтому наша с вами задача — укреплять внутреннее единство нашей Церкви. А что там происходит за ее пределами, пусть остается на совести тех, кто инициировал эти процессы. Давайте вспомним, как Русская Церковь стала автокефальной. Это произошло не благодаря тому, что определенный Константинопольский Патриарх подписал какую-то бумагу. Автокефальное бытие нашей Церкви началось, когда Патриархом Константинопольским была подписана уния с Римом и для Русской Церкви стало понятно: на тот момент она не может ничего ждать от этого Патриарха. Спустя полтора столетия Патриарх Константинопольский вместе с другими Восточными Патриархами уже как свершившийся факт признал автокефалию Русской Церкви и Патриаршество в ней.

Сейчас мы проходим через период, когда Константинопольский Патриарх впал в раскол. Что мы можем с этим сделать? Только молиться о его вразумлении. Если он втягивает в раскол других людей, мы можем и должны молиться также об их вразумлении. Но наша непосредственная задача — укреплять внутреннее единство нашей Церкви, нести людям свет Евангельской веры, проповедовать Христа Распятого и Воскресшего.

***

Вот к чему я хотел бы всех вас, дорогие отцы и братья, призвать. Хочу также всем нам пожелать здоровья, чтобы этот опасный вирус обошел нас стороной, чтобы поскорее прекратилось испытание, через которое мы сейчас проходим, и Господь приклонил Свою милость ко всем нам. Желаю всем сил и помощи Божией в нашем служении.

Еще раз благодарю митрополита Дионисия и в Вашем лице, владыка, Управление делами Московской Патриархии за участие в этом семинаре.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru