Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 00:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Главная » 2022 » Июнь » 2 » МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: МАКЕДОНСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ НА ОДНУ ДОСКУ С УКРАИНСКИМИ РАСКОЛЬНИКАМИ
10:15
МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: МАКЕДОНСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ НА ОДНУ ДОСКУ С УКРАИНСКИМИ РАСКОЛЬНИКАМИ

Митрополит Волоколамский Иларион: Македонскую Православную Церковь нельзя ставить на одну доску с украинскими раскольниками

Митрополит Волоколамский Иларион: Македонскую Православную Церковь нельзя ставить на одну доску с украинскими раскольниками

02.06.2022

29 мая 2022 года в передаче «Церковь и мир» на канале «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, к 100-летию пионерии СССР в нашей стране собираются воссоздать или, скажем так, создать новое движение, аналогичное этому советскому движению. Как Вы к этому относитесь? Есть ли какая-то альтернатива у Церкви, с которой можно было бы выступить, как замена новому пионерскому движению?

Митрополит Иларион: У меня остались дурные воспоминания о пионерском движении. Во-первых, это не было не движение, а принудиловка: всех заставляли надевать пионерские галстуки, вступать в пионеры. Во-вторых, оно имело ярко выраженный атеистический характер, как и вся советская идеология. Я не думаю, что мы должны возрождать государственный атеизм, те детские и молодежные организации, которые существовали в советское время и были построены на навязывании детям и молодежи атеистической идеологии.

Что касается вообще молодежных движений и движений, направленных на объединение детей, то, конечно, существует такой положительный опыт, в том числе в современной России. Конечно, такой опыт есть и у Церкви. У нас в Церкви много молодежи. Этот распространенный стереотип о том, что в Церкви собираются только бабушки, совершенно не соответствует нынешней нашей действительности.

Я могу сказать по своему приходу на Ордынке: у нас очень активное молодежное движение, около пятидесяти активных молодых людей постоянно бывают на богослужении, участвуют в различных приходских мероприятиях, регулярно собираются вместе и на праздники, и по воскресным дням. Они встречаются не только со священниками, но и с другими интересными людьми.

Конечно, то же самое можно сказать о детях. Во многих приходах существуют детские воскресные школы, лагеря для детей. То, что может дать Церковь, для детей и молодежи очень важно. Поэтому, конечно, Церковь приветствует создание тех молодежных движений и объединений, которые, во-первых, имеют в себе религиозную составляющую, а во-вторых, воспитывают в детях и молодежи патриотизм.

Е. Грачева: На днях Константинопольский Патриархат признал так называемую Македонскую Церковь. Она откололась от Сербской еще в 1967 году, то есть понадобилось больше полувека для того, чтобы произошло это признание. Уместно ли будет сравнение, аналогия с признанием Константинополем вновь созданной раскольнической «украинской церкви»? Или это совершенно разные истории, их нельзя сравнивать?

Митрополит Иларион: Это сравнение, я думаю, не вполне корректно, потому что, во-первых, Македонскую Православную Церковь нельзя поставить на одну доску с украинскими раскольниками, которые не имеют канонических хиротоний. Это одна из причин, по которой мы не можем их признать легитимными священнослужителями. Во-вторых, процесс признания был совсем другим.

Я напомню, что диалога между украинскими раскольниками и Русской Православной Церковью не было. Были какие-то попытки этого диалога, которые пресекались тогдашней украинской властью. В конце концов, Константинополь в одностороннем порядке легитимизировал украинский раскол. Более того, Константинополь фактически попытался лишить легитимности каноническую Украинскую Православную Церковь. Все это было сделано вопреки воле и Русской Православной Церкви, и самой Украинской Православной Церкви. Иначе говоря, Константинополь просто в ущерб Русской Православной Церкви и канонической Украинской Православной Церкви поддержал раскол.

Здесь ситуация другая: уже шел диалог между Македонской Православной Церковью и Сербской Церковью, от которой она отделилась в 1967 году. Уже стало известно о том, что готовится восстановление евхаристического общения между Македонской Церковью и Сербской Церковью. Тогда Константинополь для того, чтобы напомнить о своих якобы преимущественных правах, решил опередить Сербскую Церковь и объявил о признании иерархии Македонской Церкви. При этом там существует одна проблема: греки категорически против того, чтобы эта Церковь использовала слово «Македония» в своем названии, потому что Македонией называется одна из провинций в Греции. Если Вы помните, была очень долгая история в отношении наименования государства Северная Македония, греки на протяжении многих лет это наименование не признавали. Так вот, Константинопольский Патриарх заявил о том, что эта Церковь не должна использовать слово «Македонская» в своем названии, а должна именоваться Охридской Архиепископией.

Самое главное событие, которое произошло, — это не признание Константинополем, а то, что восстановлено общение между Македонской Церковью и Сербской Церковью. Македонская Церковь в том статусе, в каком она существовала до 1967 года, то есть в статусе широкой автономии внутри Сербской Православной Церкви, сейчас признана Сербской Православной Церковью. Дальнейшие переговоры о ее будущем, в том числе о ее возможной автокефалии, будут происходить между Сербской и Македонской Православными Церквами. В этом — кардинальное различие между ситуацией с украинскими раскольниками и ситуацией с Македонской Православной Церковью.

Е. Грачева: Владыка, на фоне событий на Украине западные компании сворачивают или замораживают свою деятельность в России. Кто-то, правда, вновь открывается, вроде строительных гипермаркетов OBI. Перед сезоном они открылись. На базе завода Renault будут выпускать обновленные автомобили «Москвич». Обещают, что это будет самый современный электромобиль. McDonald’s ушел из России, уже официально об этом объявил на днях. Готовы ли Вы передвигаться на «Москвиче» нового образца? Будут ли у Вас переживания по поводу, скажем, ухода McDonald’s из России? Были ли у Вас там любимые блюда?

Митрополит Иларион: В отношении «Москвича» не могу ничего сказать до тех пор, пока он не появится и пока мы его не опробуем.

В отношении McDonald’s могу сказать, что никакого сожаления не испытываю по поводу его ухода из России, поскольку я, по крайней мере, в последние двадцать или двадцать пять лет никогда не пользовался услугами этого заведения. Может быть, когда я был студентом, я и заходил иногда в McDonald’s ради экономии средств, но мне кажется, что та пища, которая предлагалась, в основном не относится к категории здоровой пищи: она плохо усваивается организмом, приводит к набору веса. Неслучайно в тех странах, где распространена культура фастфуда, главным представителем которой является McDonald’s, люди страдают избыточным весом. Мне не раз довелось бывать в США, и я видел там много молодых людей и людей среднего возраста, которые страдают ожирением, которое напрямую связано с тем, что они постоянно питаются в McDonald’s и других заведениях, которые предлагают фастфуд.

Поэтому я сторонник того, чтобы питание было здоровым. Это относится не только к домашней еде, но и к заведениям общественного питания. Я надеюсь, что Россия сможет создать достойную альтернативу McDonald’s и что в тех заведениях, которые будут возникать, будут предлагать здоровую пищу.

Е. Грачева: Теперь к новостям из Соединенных Штатах Америки, родины McDonald’s. 13 мая Джен Псаки сменила на посту пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер. Жан-Пьер — не первая темнокожая женщина пресс-секретарь, но она первая представительница даже не ЛГБТ, а ЛГБТК+, которая займет пост пресс-секретаря. Знакомы ли Вы с Карин, с какими-то ее ранними высказываниями? Что вообще о ней знаете? Чего Вы от этого пресс-секретаря ждете?

Митрополит Иларион: Я с ней не знаком, так же как не был знаком с предыдущим пресс-секретарем Белого дома. Я, честно говоря, ничего хорошего не жду от нового пресс-секретаря Белого дома. Тем более, что такое назначение находится в русле той пропаганды ЛГБТ-сообщества, с которым наша Церковь никак не может согласиться. Это касается любой страны мира, где наша Церковь присутствует, в том числе и Соединенных Штатов Америки. Мы однозначно не приветствуем деятельность этого сообщества. Я полагаю, что назначение представителя этого сообщества на такие публичные посты лишний раз свидетельствует о моральной деградации общества в тех странах, где подобное происходит.

Е. Грачева: На церемонии открытия Каннского кинофестиваля выступил по видеосвязи Владимир Зеленский. Вы — большой любитель кино, следите за новинками рынка. Как Вам кажется, должно ли и вообще может ли в современных условиях кино, кинематограф быть свободным от политики?

Митрополит Иларион: Во-первых, я не причисляю себя к большим любителям кино и не могу сказать, что слежу за новинками, но поскольку я много летаю, то иногда в самолете смотрю какие-то новые фильмы. Кино, наверное, не может быть полностью свободным от политики, потому что так или иначе политики используют в своих целях различные виды искусства, в том числе (и прежде всего) кино, потому что кино — это наиболее массовый вид искусства.

Я помню, что в советское время у нас кино использовалось для поддержания советской идеологии, в том числе атеистической. Сейчас на Западе кино используется для поддержания тех стандартов, которые усиленно пытаются ввести в норму, в частности, для поддержки ЛГБТ-сообщества, а также в некоторых случаях для нападок на религию и Церковь. Мы с Вами в одной из недавних передач обсуждали последний фильм Пола Верховена, где в карикатурном свете изображается Католическая Церковь и католическое женское монашество. Я думаю, что все это относится к определенной идеологической борьбе, которая разворачивается в том числе и на политическом фронте и неизбежно находит свое отражение в кинопродукции.

Е. Грачева: Например, на Каннском кинофестивале в этом году делегация от России официально не присутствует: ей было отказано. Стоит ли России, российским режиссерам принимать участие в кинофестивалях, если официальная делегация туда не допущена? Как Вам кажется?

Митрополит Иларион: Я думаю, что никогда не надо стучаться в закрытую дверь. Остается много открытых дверей: есть отечественные кинофестивали, нужно там и представлять новинки нашего кино.

Е. Грачева: Владыка, а теперь к вопросам телезрителей этой недели. Вопрос: «Мог ли Иуда Искариот избежать своей доли предательства благодаря человеческой свободе воли? Если да, то как тогда исполнилось бы это пророчество?»

Митрополит Иларион: Святые отцы, в частности, святой Иоанн Дамаскин, который жил в VIII веке, говорили: Бог все знает, но не все предопределяет. Для Бога будущее открыто так же, как настоящее. Когда Бог дает откровение людям, в частности, пророкам, то он приоткрывает перед ними завесу, закрывающую от других людей события будущего. Но это вовсе не значит, что эти события предопределены, что какой-то человек, например, рождается для того, чтобы совершить некое беззаконное деяние.

Классический ответ на этот вопрос — книга пророка Ионы, которая содержится в Ветхом Завете. Там рассказывается о том, как Бог повелел пророку пойти в город Ниневию и сказать, что этот город будет уничтожен Богом за его беззакония, а пророк отказывался идти, потому что он знал, что Бог милосерден и если люди покаются, то пророчество не исполнится. Это довольно длинная история о том, как он отказался выполнить волю Божию, отказался исполнить эту миссию. Он сел на корабль, который двигался в другую сторону, разыгралась буря и его выбросило в море, где его проглотил кит. В конце концов Бог повелевает ему идти в этот город и сказать то, что люди должны услышать. Действительно, люди услышали голос Бога, покаялись, объявили трехдневный пост, оплакали свои грехи, и Бог отменил наказание, которое было уже Им объявлено.

То же самое могло бы произойти и с Иудой, если бы он покаялся, а он мог покаяться и до совершения предательства, и даже после его совершения. Не просто раскаяться, то есть прийти к первосвященникам и швырнуть им деньги, а покаяться перед той общиной, перед которой он согрешил, и перед тем Человеком, перед Кем он согрешил. Он мог стоять у Креста Христова. Священное Писание в любом случае исполнилось бы, потому что если нужен был предатель, то нашелся бы какой-то другой человек. Кроме того, Господь Иисус Христос сознательно шел на смерть и Его смерть могла состояться и без Иуды: Иуда не был необходимым компонентом во всей этой истории.

Е. Грачева: Вопрос: «Меня крестили в 1984 году. Мои крестные в силу возраста не помнят мое имя, данное при крещении, и дают разные варианты. Кто-то говорит, что дали имя Инна. Другие утверждают, что Нина. Как быть в такой ситуации?»

Митрополит Иларион: Я встречался с такими ситуациями. Обычно я советовал в таком случае подойти к священнику и получить благословение на ношение того или иного имени. Потом уже с этим именем подходить и к исповеди, и к причастию.

Е. Грачева: Вопрос: «Можно ли крестить детей без согласия мужа, если он мусульманин? Ребята знакомы с Библией, посещают храмы, а вот папа духовным развитием не занимается, крестить их не разрешает. Как мне поступить? Не хочется оставить детей без Бога в сердце».

Митрополит Иларион: Конечно, детей можно крестить в том случае, если вы готовы взять на себя ответственность за христианское воспитание детей. Если такое возможно в вашей семье, если вы готовы взять на себя такую ответственность, тогда детей можно крестить. Особенно в том случае, если дети тянутся к Церкви, если им это интересно, если они сами хотят быть христианами. Я не знаю, к сожалению, какой возраст у детей, о которых здесь идет речь. Но, прежде всего, мы всегда выдвигаем одно главное условие: если детей крестят, то они должны потом воспитываться в православной вере. Их не следует крестить, если они заведомо будут воспитываться, например, в исламе.

Е. Грачева: Я знаю одну пару, где причиной развода стало то, что отец — атеист, мама — православная. Она крестила ребенка, не сообщив об этом своему мужу. Как Вам кажется, желание крестить ребенка любой ценой стоит того, чтобы пожертвовать семьей и браком?

Митрополит Иларион: Честно говоря, я подозреваю, что это была не причина, а повод. Вы знаете разницу между причиной и поводом. Поводом может послужить любое событие для чего-то, что уже само по себе назрело, и для чего-то, что имеет какие-то более глубокие и многообразные причины. Может быть, эта семья уже была на грани распада, и это событие просто поставило последнюю точку в том процессе, который совершался длительное время. Я этого не знаю.

Не думаю, что надо жертвовать семьей ради крещения, но, с другой стороны, нельзя и жертвовать верой ради семьи. Если речь идет о вере, то ради веры можно пожертвовать всем, чем угодно. Поэтому здесь, я думаю, каждому человеку нужно прежде всего испытывать свою совесть, всматриваться во все обстоятельства, а они бывают очень разные в каждой конкретной семье. Так же, как и христиане бывают разные, и мусульмане бывают разные. Бывают мусульмане, которые относятся толерантно к тому, что члены их семей ходят в церковь, а бывают такие, которые относятся к этому агрессивно. Это все тоже надо учитывать.

Е. Грачева: Вопрос: «Когда-то я по совету своей знакомой побывала у старца, который дал мне наставление. При этом он назвал эти наставления волей Господа. Признаюсь, его слова меня сильно смутили, озадачили и даже напугали. Мой вопрос: обязательно ли все сказанное этим священником сбудется и можно ли вымолить у Бога другой путь, другой исход?»

Митрополит Иларион: Я с большой осторожностью отношусь к тем старцам, которые выдают свои высказывания за волю Бога. Я знал старцев, которых считаю святыми и некоторые из них причислены к лику святых, я написал о них книгу «Святые наших дней». Там я рассказываю о шести старцах, с которыми лично общался, которых я лично знал. Четверо из них сегодня причислены к лику святых. Могу сказать, что ни один из этих старцев никогда ни в беседе со мной, ни, насколько я знаю, в беседе с другими людьми не настаивал на том, что то, что они говорят, является волей Божией.

Подлинные старцы всегда уважают свободу человека. Они могут дать совет, рекомендацию, но они всегда оставляют конечное решение за самим человеком. Поэтому я не знаю, о каком именно старце здесь идет речь, был ли этот священник действительно старцем, но я бы с большой осторожностью советовал относиться к тем людям, которые говорят: «Я тебе говорю волю Божию и либо ты поступишь так, как я тебе скажу, либо Бог тебя накажет». Это нехристианский подход и это не подход истинного старца.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы и на вопросы телезрителей.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Дорогие братья и сестры, я хотел бы закончить эту передачу словами апостола Павла из послания к галатам: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru