Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Главная » 2017 » Ноябрь » 16 » МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: ЕСЛИ У РЕБЕНКА ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ДАРОВАНИЯ, ТО НЕОБХОДИМО ИХ РАЗВИВАТЬ
10:01
МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: ЕСЛИ У РЕБЕНКА ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ДАРОВАНИЯ, ТО НЕОБХОДИМО ИХ РАЗВИВАТЬ

Митрополит Волоколамский Иларион: Если у ребенка обнаруживаются дарования, то их необходимо развивать

Митрополит Волоколамский Иларион: Если у ребенка обнаруживаются дарования, то их необходимо развивать

16.11.2017 

11 ноября 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в России и за ее пределами. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Не так давно администрация Президента запустила проект, который называется «Лидеры новой России». Не кажется ли Вам, что люди из аппарата Русской Православной Церкви, которые не служат в алтаре, могут также принять участие в этом проекте? Ведь они ответственны за крупные мероприятия, в их ведении большие группы прихожан. Что Вы думаете об этом? Вы бы поощряли такое участие?

Митрополит Иларион: Я, конечно, поощрял бы такое участие. Думаю, что сама по себе программа очень интересная, она позволяет выявлять людей в хорошем смысле слова амбициозных, которые неравнодушны к судьбе страны, социально активны, и самое главное — они хотят повысить свой собственный интеллектуальной уровень и, может быть, в каком-то смысле духовный. Думаю, что сейчас сферы интересов Церкви и государства переплетаются настолько тесно, что вполне естественно, что в подобных проектах должны участвовать люди как на стороне обучающихся, так и на стороне обучающих.

Е. Грачева: А кто они — лидеры Русской Православной Церкви, не священнослужители, которые служат в алтаре, а миряне, работающие в офисах как большинство россиян? Ведь существует устойчивый стереотип, что люди, работающие на Церковь, — малообразованные и социально необустроенные. Так ли это?

Митрополит Иларион: Я могу судить по тому ведомству, которое возглавляю, — Отделу внешних церковных связей. У нас есть определенные требования к сотрудникам. Во-первых, все они должны иметь высшее образование, во-вторых, должны владеть иностранными языками. Если ко мне приходит человек без знания иностранных языков, то, как правило, он даже не рассматривается в качестве кандидата на работу.

Конечно, не все синодальные учреждения требуют непременного знания иностранных языков, но, безусловно, общий уровень, интеллектуальный уровень сотрудников церковного аппарата за последние годы очень вырос, потому что те задачи, которые ставит перед нами Патриарх, Священный Синод, Высший Церковный Совет, с каждым годом становятся все более ответственными. И по мере того, как растет ответственность за исполнение этих задач, повышаются и требования к интеллектуальному уровню наших сотрудников.

Конечно, Церковь — это иерархическая структура и собственно лидерами, руководителями в Церкви являются архиереи, священники у себя на приходах, игумены и игумении в своих монастырях, но у нас, тем не менее, много ответственных должностей, которые занимают миряне, и в том числе далеко не необразованные и не безграмотные. Например, старостой одного из московских храмов является известная актриса Екатерина Васильева, а ее сын — священник.

Е. Грачева: Владыка, на днях Интернет запестрел заголовками, что Патриарх Кирилл связал число абортов в стране с количеством гастарбайтеров. Что на самом деле имел в виду Предстоятель? При каких обстоятельствах он это говорил? 

Митрополит Иларион: Патриарх выступал на съезде социальных работников Русской Православной Церкви. Это масштабное мероприятие, на которое собираются люди, работающие в социальной сфере на приходах и в епархиях. И один из вопросов, который был там поставлен, это вопрос о гастарбайтерах.

Ни для кого не секрет, что сейчас в России работает много иностранцев, которых почему-то стали называть этим малопонятным немецким словом. Около двух миллионов жителей Узбекистана трудится в России. В нашей стране сейчас находится около двух миллионов человек с Украины, и можно предполагать, что по мере того, как политика украинского государства по отношению к русскоязычному населению будет все более дискриминационной, этот поток будет увеличиваться. В числе так называемых гастарбайтеров есть и русскоязычные люди, которые приезжают из тех стран, где к ним плохо относятся, а есть и коренное население пограничных с Россией стран, где низкие зарплаты, низкий уровень доходов. Люди приезжают сюда на заработки.

Так о чем шла речь на этом съезде? О том, что в результате высокого числа абортов в нашей стране, России не хватает рабочих рук. Конечно, на том же съезде министр здравоохранения говорила о снижении числа абортов. И эти цифры достаточно впечатляющие, то есть количество абортов в стране снижается. Это происходит благодаря продуманной государственной политике, созданию дополнительных женских консультаций, введению так называемой недели тишины, то есть сейчас сделать аборт не так просто, как это было раньше. Тем не менее, количество абортов, совершаемых в стране, по-прежнему очень велико. И если бы не было этих абортов, если бы рождались все те дети, которые могли бы родиться в нашей стране, то не было бы и недостатка в рабочих руках, и не было бы необходимости приглашать людей из-за границы, чтобы они на нас работали.

Е. Грачева: Мы привыкли говорить «гастарбайтер» и подразумевать под этим иностранцев, приезжающих в страну из государств СНГ. Но также и наши граждане выступают гастарбайтерами, то есть иностранной наемной силой. Многие из них — несовершеннолетние.

На днях шокирующая новость пришла из Китая: модель из Перми Влада Дзюба (ей всего было 14 лет) скончалась при непонятных до конца обстоятельствах: то ли от переработки, то ли от истощения. Как Вам кажется, какая подработка допустима для несовершеннолетних и как Вы относитесь к модельному бизнесу среди детей? Многие родители уверены в том, что работа на камеру с маленького возраста помогает им социализироваться, чувствовать себя более уверенными, избавляет от комплексов. Как Вы к этому относитесь?

Митрополит Иларион: Если говорить о модельном бизнесе, то ни для кого не секрет, что этот бизнес сопряжен с очень многими рисками. И прежде всего это риск утраты целомудрия девушкой, которая в столь раннем возрасте едет на заработки в чужую страну, где она будет отдана в неизвестные руки. Я очень удивляюсь тем родителям, которые позволяют своим детям в 14-летем возрасте становиться моделями и уезжать в далекие страны. Не говоря уже о том, что в данном случае не была обеспечена медицинская страховка.

Мне кажется, соображения, связанные с рисками, сопряженные с модельным бизнесом, в сознании родителей должны перевешивать любые другие соображения. Прежде всего, ребенка нужно оградить от зла, уберечь от рисков. Конечно, дети могут подрабатывать там, где это безопасно для здоровья, где это может служить их развитию. Они могут стажироваться так же, как, допустим, стажируются студенты многих университетов и школьники в старших классах, чтобы приобрести те навыки, которые им понадобятся потом в их профессии. Но здесь речь вряд ли может идти о модельном бизнесе, о шоу-бизнесе и, повторяю, риск утраты целомудрия, с которым почти всегда сопряжен модельный бизнес, особенно для женщин, серьезный. Я бы на месте родителей сто раз подумал, прежде чем пускать своего ребенка по такой скользкой стезе.

Е. Грачева: Очень многие мамы присутствуют при съемках своих маленьких детей и выступают по сути дела в качестве их продюсеров. Как Вы относитесь вообще к тому, что ребенок с малолетства осознает, что он получает деньги только за свои внешние данные?

Митрополит Иларион: Есть очень разные истории людей, которые с детства начинали работать, а их родители зарабатывали на них деньги. Например, Моцарт еще ребенком начал выступать, концертировать — это не помешало ему вырасти и стать гением. Другой пример — Робертино Лоретти, мальчик, который пел, которым заслушивалась вся наша страна в течение нескольких лет. А потом он потерял голос, точнее, у него произошла ломка (мутация) голоса, и дальнейшая его судьба как певца не сложилась. Есть очень разные примеры такого рода.

Думаю, что в принципе если у ребенка обнаруживаются дарования, то их необходимо развивать так, чтобы ребенок мог и показывать свои таланты, но в то же время и постоянно их совершенствовать. Такие примеры есть, но здесь, конечно, требуется очень большое внимание родителей.

Когда я учился в московской специальной музыкальной школе имени Гнесиных, у нас был очень талантливый мальчик Женя Кисин, который уже в 11-летнем возрасте давал сольные концерты в Большом зале Московской консерватории. Он уже тогда концертировал, но за ним, как я помню, строго следили родители: они всегда были на его концертах, учительница всегда была рядом. И они не позволяли его игре, его развитию превратиться в шоу-бизнес. В результате получился первоклассный пианист. К сожалению, бывают и не столь удачные истории.

Е. Грачева: Владыка, не так давно московские родители выступили против предложения Федеральной антимонопольной службы о введении обязательных просветительских уроков для школьников о презервативах и других методах контрацепции. В Интернете закипела бурная дискуссия — с примерами растущей статистики ВИЧ-инфицированных в стране, с тем, что это «самоубийственная» мера, необдуманная и так далее. Что Вы думаете об этом, об аргументах за и против?

Митрополит Иларион: Наверное, многие наши православные телезрители ожидают от меня мнения, что Церковь категорически против уроков полового воспитания. Но я не могу так сказать, ибо все зависит от того, как и кем эти уроки ведутся. Если эти уроки, как это часто, к сожалению, бывает, превращаются по сути дела в развращение школьников и молодых людей, то да, конечно, Церковь будет выступать против таких уроков. Но в то же время мне кажется неправильной та ситуация, когда дети не знают элементарных вещей, касающихся так называемой сексуальной безопасности, и когда они не соблюдают те меры предосторожности, которые позволят им, допустим, не заразиться СПИДом или не подцепить иную заразу или венерическую болезнь. И в этом плане, конечно, необходима воспитательная и профилактическая работа. Но очень важно, чтобы она велась целомудренно, и чтобы родители знали об этой работе.

Здесь ведь присутствует еще один момент: часто говорят, что дети должны обо всем узнавать от родителей. Родители должны в нужный момент рассказать своим чадам, как на свет появляются дети, как вообще все это устроено и как это все происходит. Но та же самая статистика, на которую Вы ссылаетесь, показывает, что в очень многих семьях избегают об этом говорить, или, например, родители упускают момент, когда можно объяснить ребенку, как это все происходит, а когда они оказываются готовы к такому разговору, то обнаруживается, что ребенок уже все знает и узнал он это не от них.

Думаю, что совокупность всех этих факторов и должна вести к принятию сбалансированных решений о том, в какой форме и в каких объемах могут вестись в школе подобного рода занятия.

Е. Грачева: В программе мы обычно поднимаем тему оскорбления чувств верующих. Но появилась новость совсем с другим поворотом: жителя Краснодара из-за стихотворения, которое он опубликовал в Интернете, заподозрили в оскорблении чувств атеистов, и против Максима Дроздова завели уголовное дело. Вы знакомы с этой историей?

Митрополит Иларион: Я знаком с этой историей, но, думаю, что зачастую на подобного рода историях спекулируют, и доводят до абсурда ситуации, которые на самом деле таковыми не являются. Не думаю, например, что издание атеистической литературы является оскорблением чувств верующих, или если человек открыто говорит, что он не верит в Бога, — само по себе это заявление не является оскорблением религиозных чувств других. Но если человек посягает на святыни, если он совершает акты вандализма, пишет непристойные слова на стенах храмов, совершает разного рода кощунственные поступки, призывает к каким-то агрессивным действиям в Интернете, тогда его поведение может быть квалифицировано как разжигающее ненависть или как наносящее оскорбления верующим.

Я думаю, то же самое относится и к неверующим. Если мы, верующие, выпускаем религиозную литературу — само по себе это не является оскорблением чувств неверующих. Если у нас есть храмы, мы выходим с крестными ходами, выступаем на телевидении, — все это не является оскорблением чувств неверующих. Но если мы начнем оскорбительно высказываться в адрес конкретного человека или конкретного сообщества людей, если мы будем неосмотрительно пользоваться своим языком или своими руками, тогда, думаю, такие случаи тоже могут попасть под нарушение закона.

Е. Грачева: Владыка, но из-за этого и возникают споры, потому что когда человек пишет непристойности на храме или оскверняет святыни, он тем самым оскорбляет чувства верующих. Но у атеистов нет святынь и нет храмов. Поэтому остается вопросом, что является оскорблением чувств атеистов?

Митрополит Иларион: У атеистов есть свои святыни. Например, мавзолей Ленина. Если мы, допустим, призываем захоронить Ленина, то не думаю, что это является оскорблением чувств атеистов. А вот если бы мы пошли с бутылками с зажигательной смесью и стали их кидать в мавзолей или совершили какие-то надругательства над лежащим там телом, то это было бы оскорблением чувств атеистов. Считаю, что такие действия так же противоправны, как действия, направленные на оскорбление чувств верующих.

Если говорить о том, что может квалифицироваться как оскорбление чувств верующих, то есть примеры из нашей дореволюционной истории, когда появилось произведение Пушкина «Гаврилиада», которое было по сути дела кощунственной пародией на историю Благовещения Пресвятой Богородицы. И Пушкину за это очень здорово досталось. Потом, когда он повзрослел и осознал всю кощунственность своего произведения, он принес за него искреннее покаяние. Ну а если человек не кается и всю жизнь совершает кощунства, то это совсем другая история.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Как правильно читать Евангелие и что такое Евангелие дня?

Митрополит Иларион: Евангелие дня — это отрывок из Евангелия, который предназначен для чтения за богослужением в каждый конкретный день. Церковь разделила все четыре Евангелия на 366 отрывков по числу дней календаря: в каждый конкретный день читается отрывок и получается, что в течение года прочитывается все Евангелие. Некоторые христиане следуют этому порядку: они открывают календарь, смотрят, какой отрывок положен на конкретный день, и читают его. Читать Евангелие таким образом удобно, ведь вы каждый день соприкасаетесь с этим священным текстом.

Но, наверное, читая Евангелие по церковному календарю, вы заметите, что не всегда следуете по Евангелию шаг за шагом: некоторые отрывки оказываются пропущены, некоторые появляются позже, чем они стоят в тексте. И в этом плане, конечно, очень важно знать сам евангельский текст. То есть не привязывать ваше чтение Евангелия непременно к той или иной дате церковного календаря, а просто взять себе за правило читать Евангелие ежедневно по главе или по зачалу, но так, чтобы вы читали одно Евангелие за другим и чтобы каждое Евангелие вы прочитывали последовательно.

Кроме того, в современных изданиях Нового Завета есть такая графа, на которую часто обращают мало внимания. Точнее, столбец, который называется параллельные места. Эти параллельные места показывают, в каких других Евангелиях имеется то или иное повествование, которое вы читаете в одном конкретном Евангелии, потому что материал Евангелия очень часто повторяется. Бывает полезно и интересно сравнить, как одна и та же история изложена, например, в Евангелии от Матфея и как она же изложена у Марка и у Луки, на что обратил внимание тот или иной евангелист.

Если вы читаете Евангелие не как ученый, не с целью изучения текста, а для того, чтобы оно стало книгой, по которой вы будете строить свою жизнь (а именно с этой целью надо читать Евангелие), то старайтесь соотносить прочитанное, то, о чем говорил Иисус Христос, с вашей собственной жизнью. Спрашивайте себя: хочу ли я жить так, как Христос заповедал, могу ли я так жить и живу ли я так? Если вы начнете свою жизнь выстраивать вокруг этого евангельского стержня, если почувствуете, что Евангелие может быть вашим путеводителем по жизни, то ваша жизнь начнет постепенно меняться к лучшему и приобретет совершенно иное, новое измерение. Именно это я хотел бы искренне и сердечно вам пожелать.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru