Сегодня мы отмечаем отдание праздника Рождества Господа Иисуса Христа. Для нас это чисто литургическое понятие, потому что нельзя «отдать» праздник, который живёт в сердце.
Сегодня за службой были прочитаны рождественские отрывки. Но сегодняшние рядовые чтения требуют особого разумения. Для тех, кто может быть не совсем понял текст, я прочитаю его на русском языке. Апостол Иаков, брат Господень, говорит такие слова (Иак. 3:11-4:6):
«Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братья мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза — смоквы. Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду. Мудр или разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”? Но тем бо́льшую даёт благодать; посему и сказано: “Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”».
Какие замечательные слова, они про каждого из нас. Мы в жизни что-то из себя пытаемся представить, а на самом деле всё то, что нам не нужно, Бог отсекает тем или иным образом. Кто-то думает, что он попал сюда случайно, что его наказали неправильно? Но Бог ведёт каждого из нас своим путём. Может быть, за пределами этого места вы бы не находились в Божьем храме. В конце концов, у каждого — и в заключении, и на свободе — жизнь закончится…
Для вечности можно делать только то, что вечно. Мы питаемся, нам каждый день нужна пища, но человек живёт не ради пищи, он живёт ради чего-то другого. Сегодняшнее Евангелие (Мк. 11:23-26) говорит:
«Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Вот закон жизни. Казалось бы, что может быть проще — не осуждать, не раздражаться, не завидовать, не думать о ком-то плохо. У нас есть свои проблемы, свои горести, свои радости — что нам до других? Но мы думаем о ком угодно и о чём угодно, только не о своих грехах. И в этом проблема всего человечества.
Если мы начнём менять свою жизнь и своё внутреннее состояние, то и на других людей будем смотреть по-другому. Я знал одного владыку, он умер в 1989 году, ему было за 80. Родился ещё в Российской империи, в дворянской семье, учился в гимназии. Потом революция, Гражданская война. Он тайно принял священный сан и монашество, а когда после войны разрешили открыться, он стал архиереем, служил.
У него был удивительный случай в жизни. В детстве он прочёл Евангелие и ужаснулся, подумав: «Как страшно, когда Бог насквозь видит человека! Как страшно, когда люди, которым Бог открывает, тоже видят насквозь человека». И он стал молиться Богу: «Господи! Дай мне никогда не видеть недостатки других людей». Он, ребёнок, так молился, и Бог дал ему это ощущение жизни.
Прежде, чем он стал митрополитом, он прошёл многое. Он не сидел в лагере, но участвовал в войне, воевал. Один мой знакомый как-то сказал ему: «Владыка, Вы что, не видите — это же проходимец. Он Вам лжёт всё!» А тот отвечал: «Вы ничего не понимаете. Это прекрасный, добрейшей души человек». Архиерей был уже взрослым человеком, ему не надо было ни с кем заигрывать, шутить. Даже советские власти его уважали. Его имя знали во всем мире — доктор геолого-минералогических наук, он знал шесть языков, к нему приезжали учёные из разных стран мира. Человек абсолютно независимый, он молился Богу, и Господь дал ему всю жизнь не видеть недостатки других. Он был младенцем в этом ощущении мира, как ребёнок воспринимал мир красивым, ярким, добрым, и пронёс это через всю жизнь. Это представить невозможно!
Когда вам будет в жизни скорбно от несправедливости или чего-то иного, молитесь об упокоении митрополита Иоанна. Это святой человек, святой жизни. В конце жизни он был ярославским митрополитом, где-то последние 14 лет своей жизни, потом был там несколько лет на пенсии, потом скончался. Человек, смотревший на жизнь и абсолютно не видевший скверны.
Думаю, у каждого из нас на душе есть свой камень — у кого-то большой булыжник, у кого-то маленький камушек. Я очень хотел бы пожелать вам, чтобы время, которое вам здесь суждено провести, было временем осознания прожитого. Был такой преподобный Серафим Вырицкий, он скончался в 1949 году. Вокруг него немцы были, большевики были — он жил под Ленинградом, жил и никто его не трогал. Вокруг него всех поголовно расстреливают, сажают в тюрьмы, всё сурово, время тяжёлое и страшное, — а его не увидели. Ему Господь дал остаться в живых, нетронутым.
А кто-то прошёл через лагеря и ссылки. Например, Святейший Патриарх Пимен трижды был осуждён, трижды сидел в тюрьме за то, что был верующим человеком. Потом был призван на войну, даже в разведроте служил, был контужен под Сталинградом, и маршал Чуйков его спасал от очередного ареста. Патриарх Алексий I тоже сидел в тюрьме, потом блокаду перенёс в Ленинграде, зажигалки тушил. Патриарх Алексий II, который совсем недавно ушёл, был в оккупации вместе со своим отцом-священником. Они ходили в концлагеря, к советским военнопленным, приносили им пищу. Он всё своими глазами видел — и горе, и несчастье.
Люди разные, и у каждого из нас свой путь, но путь этот должен быть к Богу. Если Господь нас привел сюда, то мы должны понимать, что не было другого пути для нашего осознания Божественной милости и любви Божией. Это очень сложно принять, но это надо принять как данность. Данность и то, что Бог дал нам жизнь для спасения, для жизни вечной. Если Господь дал нам родиться, значит Он ждёт нас в Царствии Небесном. И если Он ведёт нас таким путём, значит, по-другому нас не научишь. Надо принимать жизнь, какая она есть, не ожесточать сердце ни при каких обстоятельствах, а всегда молиться Богу, чтобы Он дал нам видеть грехи и недостатки не других людей, а только свои собственные.
И когда мы откроем для себя свою собственную душу, она станет как вертеп, где укрывались пастухи с животными от непогоды. Она станет пристанищем Божьим, местом рождения Бога на земле. Если мы откроем душу Богу, то она откроется и для жизни вечной, где мы все встретимся по милости Его. Помогай вам всем Бог!