Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 25.11.2024, 19:03
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Архив записей

Главная » 2018 » Февраль » 14 » ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ВОЛОКОЛАМСКОГО ИЛАРИОНА ГРЕЧЕСКОМУ АГЕНТСТВУ НОВОСТЕЙ "РОМФЕА"
10:05
ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ВОЛОКОЛАМСКОГО ИЛАРИОНА ГРЕЧЕСКОМУ АГЕНТСТВУ НОВОСТЕЙ "РОМФЕА"

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа»

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа»

14.02.2018 

Отвечая на вопросы греческого церковного агентства новостей «Ромфеа», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион затронул ряд тем, касающихся межправославных отношений, ситуации на Ближнем Востоке, положения Украинской Православной Церкви.

— В начале декабря прошлого года в Москве прошли празднования столетней годовщины восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Ваше Высокопреосвященство, каковы итоги этих празднований, в чем их послание миру?

— Торжества в Москве были посвящены воспоминанию 100-летия начала Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов и его главных исторических решений: о восстановлении Патриаршества в Русской Православной Церкви и об избрании на Патриарший престол митрополита Тихона, прославленного нашей Церковью в лике святителей и исповедников.

Значение этих событий выходит далеко за пределы внутренней жизни Русской Православной Церкви. В Соборе 1917 года участвовали видные представители Сербской и Румынской Православных Церквей, в том числе будущий Патриарх Румынский Никодим. Возможно, не без влияния Московского Собора Патриаршество было восстановлено в 1920 году в Сербской Православной Церкви, а в 1925 году Патриаршество провозглашено и в Румынской Церкви.

Воспоминание о великих событиях 1917 года собрало в Москву представительные делегации почти из всех Поместных Православных Церквей, большинство из них были возглавлены их Предстоятелями.

Главным же посланием состоявшихся торжеств внешнему миру я считаю свидетельство о единстве Святой Православной Церкви, которая выстояла под ударами невиданных по тяжести испытаний, выпавших на ее долю в минувшем столетии, подтвердив обетование ее Божественного основателя: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) Русская революция обернулась жесточайшими гонениями на Русскую Православную Церковь и катастрофой для народов России. Из трагической истории XX века нашим современникам и грядущим поколениям следует извлечь урок: попытки создания рая на земле без Бога чреваты серьезными, подчас катастрофическими последствиями для людей.

— Как Вы прокомментируете отсутствие на торжествах Вселенского Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима?

— Конечно, нам хотелось, чтобы Предстоятели Константинопольской и Элладской Православных Церквей присутствовали на торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Этот юбилей имеет и радостные, и печальные стороны, ведь именно 100 лет назад начались масштабные гонения на верующих в нашем Отечестве. Апостол Павел говорит о теле Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все» (1 Кор. 12:26). И исповедническое служение святого Патриарха Тихона, и подвиг новомучеников являются достоянием всей полноты Православной Церкви. Жаль, что обстоятельства не позволили Святейшему Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Иерониму приехать в Москву. Но это нисколько не уменьшило нашей любви к Элладской Церкви и Матери-Церкви Константинопольской. Прежде всех выступлений Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Архиерейском Соборе Русской Церкви было зачитано послание Патриарха Варфоломея.

— В этих торжествах среди прочих приняли участие и представители Болгарской Церкви. Как Вы смотрите на вмешательство Болгарской Церкви в вопрос о т.н. раскольнической «Македонской Церкви», и какова позиция Москвы в этом вопросе?

— В Русской Православной Церкви глубокую озабоченность вызывает судьба Православия на земле древнего Охрида, откуда в X веке на Киевскую Русь прибыли миссионеры, приобщившие наших предков к святой православной вере и к сокровищнице славянской письменности и культуры. Очень важно, чтобы православные верующие, живущие на этой земле сегодня и являющиеся наследниками великих правителей былых времен, вернулись к каноническому общению со всем православным миром.

Мы знаем о том внимании, которое Болгарская Православная Церковь уделяет македонской церковной проблеме. Вместе с тем убеждены, что вопросы македонского церковного урегулирования должны решаться в строго каноническом ключе, что немыслимо без учета первостепенной роли в этом процессе Сербской Православной Церкви, ибо именно от нее откололась Македонская Церковь 50 лет назад.

— Президент США Дональд Трамп признал Иерусалим столицей Израиля. Полагаете ли Вы, что это создаст проблемы для существующего статуса святых мест, поскольку это решение уже вызвало разделение как в регионе, так и по всему миру?

— Иерусалим является священным городом для трех мировых религий. Это город с очень сложной историей, непростой судьбой. Таким же непростым является и положение многих святых мест, почитаемых христианами, иудеями и мусульманами. К примеру, Храм Гроба Господня фактически поделен между разными христианскими конфессиями, которые исторически имели свои центры в Иерусалиме. У православных, католиков, армян, эфиопов, коптов, сирийцев есть свои приделы в этом храме, свое особое время для молитв в Кувуклии. В то же время ключи от храма, как известно, на протяжении столетий хранятся у мусульман. На месте священного для иудеев древнего Иерусалимского храма уже более тысячи лет стоят мечети Купол Скалы и Аль-Акса, последняя является одним из важнейших мест для последователей ислама.

В последние десятилетия в Иерусалиме установились более или менее мирные отношения между христианами, мусульманами и иудеями, но мы знаем, что так было далеко не всегда. То относительное спокойствие в городе, которое сохранялось до настоящего времени, поддерживалось соблюдением определенного баланса сил и интересов. Нарушение этого баланса может привести к всплеску негодования, которое, к сожалению, мы уже наблюдаем, и может негативно сказаться на уникальном характере Иерусалима как города мирного сосуществования представителей трех авраамических религий. Надеюсь, что этого не произойдет.

— Архиерейский Собор Русской Церкви отверг решения Святого и Великого Собора на Крите. Вам не кажется, что подобный шаг мог бы поколебать единство вселенского Православия?

— Состоявшийся в декабре прошлого года Архиерейский Собор не отверг эти решения, но и не привнес ничего принципиально нового в позицию Русской Православной Церкви в отношении Собора на Крите, которая в основных чертах была сформулирована Священным Синодом еще в июле 2016 года. Мы не можем признать этот Собор в том статусе, в котором, как все мы надеялись, он должен был состояться, поскольку он был проведен в нарушение утвержденного принципа консенсуса всех общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. Ряд Поместных Церквей призывали отложить проведение Собора и впоследствии не приняли в нем участие, когда их призыв не был услышан. В связи с этим принятые на Крите решения не могут рассматриваться нами как имеющие общеправославное значение или обязательные для всех Православных Церквей.

Разные Поместные Церкви по-разному оценивают Собор на Крите, однако с уверенностью могу сказать, что этот вопрос не отделяет нас друг от друга, не препятствует нашему общению и совместному служению Божественной литургии. Это показали, в том числе, состоявшиеся в Москве в минувшем декабре торжества по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви, в которых приняли участие Предстоятели и представители почти всех автокефальных Церквей. Я уверен, что Поместные Церкви, независимо от их отношения к Собору на Крите, должны и дальше развивать общеправославное взаимодействие, ведь только совместными усилиями мы можем преодолевать остающиеся между нами разномыслия и укреплять единство Святой Православной Церкви.

— Ваше Высокопреосвященство, в завершение хотелось бы услышать Ваш комментарий в отношении сегодняшнего положения на Украине. И как Вам кажется, что нужно, чтобы достичь мира в этом регионе?

— Для православных России и Беларуси Украина — это не чужая страна. Киев — это колыбель русского Православия и древнейшая кафедра Русской Православной Церкви. С глубоким сочувствием мы наблюдаем за событиями последних лет в этой стране: нестабильность, вооруженный конфликт на Донбассе, связанная с этим радикализация политической атмосферы. Украинская Православная Церковь — это крупнейшая конфессия страны, она остается вне политики и не поддерживает ни одну из сторон конфликта. Это позволяет ей сохранить миротворческий потенциал, реально объединяющий Украину. Но сейчас на Украине каноническую Церковь пытаются принудительно объединить с расколом.

Представьте себе, что начнется, если, к примеру, власти Греции поставят задачу присоединить каноническую Элладскую Православную Церковь к одному из местных неканонических образований? Скажем, храмы канонической Церкви в Греции насильно, при поддержке полиции, начнут передавать так называемым «старостильникам» под предлогом того, что таково якобы желание части верующих? Именно это сейчас происходит на Украине. Более того, на Украине пытаются легализовать этот процесс путем принятия нескольких законопроектов, которые дискриминируют верующих Украинской Православной Церкви.

За попыткой создания так называемой «единой поместной церкви» на Украине стоит еще одна угроза. И сторонники этого проекта, и представители Украинской греко-католической церкви начинают открыто говорить о том, что цель принудительного объединения православных Украины — это их последующее присоединение к греко-католической унии. Влияние греко-католической церкви на положение Православной Церкви в Украине имеет скрытый характер, но его нельзя недооценивать. Вы слышали про обращение к Святейшему Патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии, которое направил в прошлом году украинский Парламент? Все инициаторы этого обращения известны, и большинство из них — греко-католики.

На недавней встрече с представителями Украинской Православной Церкви Святейший Патриарх Варфоломей подчеркнул, что проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами. Такой же позиции придерживаются и Предстоятели других Поместных Православных Церквей, неоднократно выражавшие поддержку Украинской Православной Церкви. Основная угроза межконфессиональному миру на Украине — это вмешательство политиков во внутреннюю жизнь Церкви. Мы благодарны нашим православным собратьям, что они видят эту угрозу православию Украины, и просим их молиться о возвращении мира и взаимопонимания в эту страну.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru