Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 00:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Главная » 2020 » Октябрь » 27 » ЕПИСКОП ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОН: ГДЕ ВЗЯТЬ СТОЙКОСТЬ В ЭТО НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ
10:10
ЕПИСКОП ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОН: ГДЕ ВЗЯТЬ СТОЙКОСТЬ В ЭТО НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Где взять стойкость в это непростое время?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Где взять стойкость в это непростое время?

27.10.2020

На портале Милосердие.ru опубликовано интервью председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, главы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, в котором он рассказывает о том, как найти правильный ориентир на второй волне коронавируса.

Читатели часто пишут нам: устали читать страшные новости, устали бояться и ждать очередных известий о количестве заболевших и ограничительных мерах. Понятно, что людям очень плохо, они страдают. Мы задумались: чем мы можем помочь, как поддержать тех, кто напуган, растерян, взволнован? На сложные вопросы просто и очень утешительно отвечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, который недавно сам переболел ковидом.

Во время карантина мы все немного отшельники, страдающие от уныния

— Владыка, Ваше обращение о второй волне коронавируса прочитали тысячи людей, знаю, что Ваши слова люди пересылали друг другу, как большое утешение. Но все же остается непонимание. Что мы как христиане должны делать, ясно, но как это сделать? Как не терять голову, хранить мир в сердце, когда вокруг так страшно?

— Была такая замечательная подвижница XIX века, схимонахиня Ардалиона, старица Усть-Медведицкого монастыря. Она говорила, что когда начинаешь работать над своим «внутренним человеком», то есть совершать внутренне делание, о котором я говорил, «такая иногда чувствуется немощь, недостаточность всех внешних подвигов и всех своих душевных сил, что не раз приходишь в уныние и некоторое безнадежие».

Как же удивительная старица, которая достигла очень высокой степени духовного совершенства и в конце своей жизни жила в такой радости, которую невозможно нам даже себе представить, преодолевала в себе чувство недостаточности всех внешних подвигов и своих душевных сил?

«Всей немощию души своей я осознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться. Что ничто мне не поможет в моем спасении, ничто не спасет моей души от ее собственной нечистоты и несовершенства. Всем существом своим я верила, что Господь один и сила Его благодати может меня спасти, просветить, очистить и усовершить мою душу. Может дать силу ей внимать Его слову, разумевать и исполнять Его заповеди. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя. Я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным».

Вот это осознание своей собственной беспомощности, осознание своего несовершенства, своей немощи необходимо для того, чтобы обратиться ко Христу.

Современная жизнь и современные нам деятели — психологи, врачи и иногда даже священники предлагают очень много разных способов и методик для того, чтобы избежать тревоги и беспокойства. Современный мир нам тоже предлагает множество искушений под видом облегчения тяжести жизни, от самых невинных до самых греховных. Но если мы верим во Христа, мы должны не забывать о том, что у нас есть возможность непосредственного общения с Ним Самим, нашим Спасителем.

Необходимо установить это общение, которое прежде всего выражается в молитве. Но не в вычитывании каких-то чужих, не всегда понятных слов, не в соблюдении каких-то внешних формальных правил, а в обращенности души к Нему. В этом поиске Его, вернее — ответе на Его поиск нас и заключается самое главное дело нашей жизни.

Это некое таинство, которое может описать только человек, который к нему приобщился, как, например, старица Ардалиона. Но все-таки учиться этому каждый должен сам.

— Многие говорят, что хоть в первый раз, весной, и было страшно, но сейчас страшнее. Может быть, потому, что мы видим непобедимость вируса, который вернулся вновь. Это какой-то «ужас без конца». Где взять хоть немного сил, чтобы сделать первый шаг к спасению самого себя от уныния?

— Уныние называют всецелой погибелью. Есть страсти, которые отчасти захватываю душу, и душа может с ними бороться, им противостоять. А когда подступает уныние, то происходит полное расслабление, ты вообще ничего не можешь. Все подвижники благочестия, опытные в духовном делании старцы говорили, что уныние особенно борет отшельников, людей, которые удалились от мира и не занимаются деятельным служением ближнему. В наше время карантинов и изоляций все мы стали отчасти отшельниками, поэтому уныние разгулялось вовсю.

Когда я недавно болел коронавирусом, оно ко мне тоже подступило, охватило меня. Эти красивые слова о том, что все мы должны хранить мир в сердце, я написал перед началом своей болезни, а оказавшись внутри нее, просто не знал, что мне делать, начал отчаиваться. Но мне кажется, это тоже подтверждает справедливость слов старицы, что если ты не отчаешься в своих собственных силах и не обратишься ко Христу, Господь тебе не поможет.

— Есть ли конкретные, что называется, рабочие советы — с чего начать?

— Конечно, есть действенные способы бороться с унынием! Вот, например, совет преподобного Евагрия: «Когда подвергнешься нападению беса уныния, тогда нужно разделить свою душу надвое».

Удивительные слова! Мы все время говорим о цельности души, а он говорит — нужно разделить душу надвое. «И сделав одну часть утешающую, а другую — утешаемую, станем всевать в себя благие надежды, напевая». Он предлагает петь про себя — конечно, не слова современных песен, а слова Псалтири. Вот они: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой».

Вряд ли эти стихи вдохновят на борьбу с унынием современного человека. К сожалению, Псалтирь, этот удивительный памятник духовности, не ценится современными людьми, потому что часто они не понимают этих стихов. Но, тем не менее, разделить свою душу надвое и противостоять этой волне уныния должен уметь каждый человек.

Он не должен принимать себя таким, какой он есть, он должен в себе что-то ненавидеть, что-то отбрасывать, с чем-то бороться. И быть в этом не просто упорным, а упрямым, простите, «упертым». Не сдаваться. И как бы ни охватывала эта безнадежность, этот бесконечный ужас, тем не менее, нужно им противостоять.

Бороться можно разными способами. Иногда помогают слова Евангелия, если человек знает и любит его. Иногда — совсем простые слова, сказанные кем-то из близких, другом, или священником, которому вы исповедуетесь. Помогают воспоминания чудес, которые — я в этом уверен — были в жизни каждого. Помогают воспоминания различных эпизодов из жизни святых. И конечно, хорошо, когда у человека есть некий запас знаний о промысле Божьем, его действии в мире. Потому что если душа забита только информацией из социальных сетей и новостных лет, тут просто не за что ухватиться.

А иногда нужно просто потерпеть и не терять надежды.

Как постоянно жить под дамокловым мечом

— Вы правы, люди совершенно запутались в информации, жизнь представляется каким-то страшным испытанием…

— К сожалению, очень часто мы страдаем не столько от того, что люди болеют, сколько от того, что слишком много об этом думаем и говорим.

У современного человека день ото дня, год от года умножаются знания о болезнях и их последствиях, о катастрофах, о терактах, о разных катаклизмах. Доза этого ужаса в ежедневной порции новостей огромна. Человек остро реагирует на страшные новости. Это свойство человеческой природы используют в коммерческих целях, чтобы привлечь внимание, подсунуть свой товар и заработать деньги. Да и написать о каком-то ужасном случае, который произведет впечатление на читателя, достаточно просто.

Возникает образ какого-то страшного мира, где плохое и ужасное затмевает все доброе. Многие люди начинают верить, что плохого в мире гораздо больше, чем хорошего.

Я, беседуя с детьми, иногда спрашивал, как соотносятся в этом мире добро и зло. И очень часто маленькие дети, второклассники и третьеклассники, говорили, что зла в мире больше, чем добра, или что их соотношение 50 на 50. Вот это состояние детской души страшно!

Я им всегда рассказывал, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, все зло мира перед благостью Божией как капля перед морем и даже меньше, чем капля, потому что у моря есть берега, а благость Божия не имеет границ.

Люди мыслят о себе только в рамках этого мира, этой земной жизни, не помышляя о вечности. Но и в этой земной жизни присутствует Бог, и в этом мире есть очень много замечательных примеров, когда люди выздоравливают, когда они проходят это искушение.

— Как помочь человеку разобраться в своих мыслях, чувствах? Бывает, что «штормит» от одного к совершенно противоположному, человек то отрицает все, то, наоборот, через несколько дней хочет дома запереться и вообще ничего не делать от страха. Это искушения? Как с ними бороться?

— Преподобный Евагрий говорит, что во время искушения «нужно сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих, особенно демона уныния, который тягостнее всех, но зато и более всех делает душу опытною».

Бог попускает различные искушения не для того, чтобы нас уничтожить и окончательно ввергнуть в погибель, а для того, чтобы мы с Его помощью их преодолели. И Он Сам знает, какому времени и какому человеку полезно то или иное испытание. Если оно попущено современному миру, значит, по-другому нас не исправишь и лучше не сделаешь. С этим нужно смириться, это нужно принять.

Можно и чем-то немного утешиться. Преподобный Серафим советовал дивеевским сестрам держать под подушкой сухарики и, если приходит уныние, немного утешиться, съесть сухарик. (Правда, современного человека сухариком не утешишь. Говорят, что многие во время изоляции так «утешились», что теперь им приходится бороться с излишним весом.)

Однажды один охотник увидел, как известный подвижник шутит со своими учениками, и соблазнился таким поведением святого. Но святой, на примере тетивы его лука объяснил, что нельзя ее натягивать слишком сильно, она порвется. Так и человек может иногда расслабиться. Я вот смотрел во время болезни одну старую комедию, немного посмеялся, но не могу сказать, что мне это очень помогло.

— Есть и другая история: ждать страшного события очень тяжело. Некоторые говорят: скорее бы уже заболеть, отмучаться. Как же можно жить сейчас под вечным дамокловым мечом, чем спасаться?

— Вообще, вся наша жизнь — это жизнь под дамокловым мечом. Святые отцы могли сделать из этого не постоянную печаль и скорбь, а приобщение к важной мысли: помни о смерти. Интересно, что так говорили и в дохристианскую эпоху, так же думали и люди, не знавшие Христа. Память о том, что над всеми нами висит этот меч — она не для того, чтобы потерять все радости жизни, а для того, чтобы приобрести радости, которые неподвластны смерти.

Что делать, если снова закроют храмы

— Люди боятся не только смерти, но и нового карантина, ограничений. Особенно того, что запретят делать какие-то самые простые жизненные дела — гулять, покупать продукты, ходить в храм…

— Хочется верить, что таких строгих ограничений, которые были весной, больше вводить не будут. Надеюсь, что если будут какие-то запреты, то они будут разумны. Но вообще всякое внешнее ограничение помогает нам приобрести внутри себя то, что мы раньше не ценили.

Когда я уже был на этапе выздоровления и врачи разрешили мне выходить на улицу, но не рекомендовали ходить в гости, в храм, заниматься делами, я пошел гулять в сквер. Сел на лавочку и смотрел, как падают листья. Это было так удивительно, так красиво. Я был готов сидеть очень долго и наблюдать. Они то падали по одному, то все вместе. Какие-то падали, пикируя, другие — спиралью, третьи планировали. Солнце садилось, листья были разного цвета — зеленые, желтые, красные. Есть вещи, которые мы в нашей постоянной суете перестали замечать и ценить. Так что и в ограничениях можно найти утешение. Можно больше молиться, читать.

Очень бы хотелось, чтобы храмы не закрывались. Мне было так радостно совершать Литургию после болезни! Так было хорошо, когда после долгого перерыва наш приход собрался на Успение, Богородичную Пасху!

Но если доступ в храмы будет снова ограничен, нужно вспомнить, что не бывает ничего без воли Божией. Преподобного Сергия Радонежского святитель Алексий посылал в города, охваченные междоусобицей, чтобы запечатывать храмы, не разрешая совершать богослужения за людские грехи. Так что закрытие храмов, конечно, повод вспомнить о наших грехах.

Нам в последнее время было даровано многое, что мы мало ценили. Сама возможность часто причащаться Святых Таин — это великий дар Божий, которого были лишены многие христианские поколения. Еще тридцать лет назад об этом и помыслить нельзя было. Ценим ли мы этот бесценный Дар? Не привыкаем ли мы слишком легко и бездумно, не рассуждая приобщаться к нему? Умеем ли хранить его?

Но даже если мы будем на время лишены возможности прийти в храм, можно будет пригласить священника к себе домой, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Таин.

— Как Вы думаете, что будет теперь с доступом священников в ковидные больницы?

— Группа священников, которая образовалась в Москве весной для того, чтобы причащать больных коронавирусом на дому и в больницах, остается и продолжает работать. У нас сейчас налажено взаимодействие со многими больничными стационарами, но до конца вопрос о допуске священников в больницы не решен. Хотя у каждого человека, который лежит в больнице, есть закрепленное в Конституции право пригласить к себе священника, это, к сожалению, не всегда и не везде удается. Если ваш родственник или вы сами оказались в больнице и хотите, чтобы пришел священник, нужно об этом просить, на этом настаивать. Обращаться к главному врачу, в региональное министерство здравоохранения, если священника не пускают.

В Москве можно позвонить по телефону нашей московской больничной комиссии: +7 (903) 660-30-40. Дежурный оператор сможет подсказать, что нужно сделать.

Если у кого-то, кто болеет коронавирусом, или у других больных есть потребность в священнике — нужно об этом громко говорить.

— В прошлый карантин был такой подъем — люди учились жить по-новому, искали новые формы общения, была какая-то «движуха». А сейчас тотальный пессимизм. Может быть, надо уже снова начинать помогать друг другу, чтобы и самим спасаться от уныния?

— Конечно, надо помогать друг другу! Но главное — нужно обратиться за помощью к Богу. Тот подъем, который был в прошлый карантин и привел к «движухе», он немного облегчил, но не помог бороться с самой главной причиной нашего уныния.

Карантин, изоляция лишает человека важного для него общения с людьми. Но зато карантин и изоляция могут помочь углубиться в себя, узнать себя и — самое главное! — дают больше времени и возможностей, чтобы обратиться ко Христу.

Время, которое у нас освобождается, можно потратить на общение с Богом. Раньше многие на вопрос: почему вы не молитесь дома, почему не читаете Евангелие, говорили, что времени не хватает.

— Все мы молимся о том, чтобы эпидемия поскорее закончилась, молимся о близких, чтобы они не заболели. Но перемен пока, увы, не происходит. Как понять, слышит ли нас Бог?

— Бог, конечно же, слышит нас всегда. Даже когда мы ничего не говорим, он слышит наше молчание. И Бог знает, что мы хотим попросить, еще прежде, чем мы попросили у Него, это написано в Евангелии. Если не верить в это, я не знаю, как тогда жить. Если не знать Христа, я не понимаю, как можно избежать всех опасностей. И если не иметь общения с Ним, я не знаю, как ответить на многие вопросы, потому что тогда мир видится или каким-то хаосом, или чьей-то злой шуткой.

Бог отвечает нам, но мы не всегда это слышим. Иногда Его ответ может быть не в исполнении нашей просьбы, а в пришедшем понимании того, что наша просьба не уместна. Дарованная способность преодолевать трудности — больше чем избавление от этих трудностей. Обратись к Нему, Он же рядом. Проси Его.

Хорошо, когда ты знаешь свою нестойкость

— Где взять стойкости перед лицом испытаний? Особенно когда ясно, что это надолго, что может быть, вся наша жизнь изменится? Где найти эту стойкость, чтобы ее нам подольше хватило?

— Стойкость можно взять только у Бога, в самом себе ты ее не найдешь. И хорошо, когда ты знаешь свою нестойкость. Главное, что нам известно о себе, — это то, что мы слабые и немощные существа, потерявшие свое совершенство. Это понимание обращает нас за помощью к Богу и позволяет Христу войти в нашу жизнь. Сила Его в немощи совершается. Мы не должны этого бояться, смущаться этим. Стойкость Господь может дать, а дьявол запугивает нас.

Есть известное выражение о том, что у страха глаза велики, и в этих условиях не нужно плодить мнимые страхи. Мы все сумеем вынести и все сможем пережить. И смерть сможем встретить, если нужно. С Богом ничего не страшно!

— А Вам удалось обрести стойкость или спокойствие за это время? Что Вы успели понять за время болезни?

— Спокойствие я обрел, только когда выздоровел. Пока я болел, было трудно. За время болезни я понял многие очень простые истины, наверное, известные всем. Я лучше понял, какой я слабак. Но понял и то, что все кончается когда-нибудь, надо только потерпеть. Я понял, что не стоит очень сильно переживать, что я такой немощный, надо смириться. Я больше стал ценить возможность служить в храме. Еще я понял, что больного часто утешает сама возможность рассказать о своих переживаниях, знаки внимания и любви. Я очень благодарен всем за молитвы!

— Вы испугались, когда заболели?

— Смерти я перестал бояться, она пугала меня только в детстве и юности. Конечно, я боюсь страданий, физической боли. Но и то с годами нашелся выход: зажмуришься покрепче, про себя молишься, и уже не так страшно.

Благодаря болезни я лучше понял слова старицы Ардалионы: «Еще в ранней молодости я стала понимать не только умом, но и внутренним глубоким чувством, что душа в час смерти разрывает все связи с земным миром. И как тяжело и трудно душе это разлучение, если в ней много пристрастных привязанностей к земным предметам. Чтобы легко было умирать, нужно прежде смерти умереть для всего, нужно уничтожить все земные пристрастия».

Болезнь помогает отказаться от многих земных привязанностей. Если есть какие-то насущные заботы, их надо возложить на Бога. Когда моя жена умирала, и ее спрашивали, на кого ты детей оставляешь, она говорила: «На Божию Матерь». Если мы знаем, что есть Бог, если мы действительно в это верим, мы не должны забывать, что Он без нас может позаботиться обо всем, чем занимаемся мы, и обо всех, кому мы стараемся помочь. Эта надежда помогает спокойно отнестись ко всему, что с нами еще случится в этой жизни.

Милосердие.ru/Патриархия.ru