Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 11:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Главная » 2019 » Август » 27 » ЕПИСКОП КЛИНСКИЙ СТЕФАН: ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, - ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
09:57
ЕПИСКОП КЛИНСКИЙ СТЕФАН: ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, - ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

Епископ Клинский Стефан: Все, что происходит в нашей жизни, — промысл Божий

Епископ Клинский Стефан: Все, что происходит в нашей жизни, — промысл Божий

27.08.2019

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель Патриаршего собора Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации епископ Клинский Стефан дал интервью газете «Красная звезда».

С момента, когда Президент России поддержал инициативу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и других лидеров традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства, прошло десять лет. В сентябре исполнится год с момента закладки главного храма Вооруженных сил Российской Федерации с участием главы государства В.В. Путина, министра обороны России генерала армии С.К Шойгу и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Об этом и о многом другом шла речь в интервью владыки Стефана.

— Воссоздание института военного духовенства — новая страница истории взаимодействия Русской Православной Церкви и армии нашей страны. По Вашему мнению, на каком этапе развития он находится сегодня?

— Можно сказать, что мы уже миновали первый этап. Существуют соответствующие документы и внутри Минобороны, и внутри Русской Православной Церкви. Священным Синодом Русской Православной Церкви разработано Положение о военном духовенстве. Оно утверждено, это наш руководящий документ. Кроме этого, имеется уже значительное количество инструкций по разным вопросам деятельности военного священника внутри воинского формирования. Это в том числе работа в полевых условиях, во время учений, тренировок, работа с разными категориями военнослужащих, с военнослужащими других религий и конфессий. На сегодняшний день мы находимся на пути духовного восхождения и богословского осмысления роли священнослужителей в воинских формированиях. Для священнослужителя, который приступает к несению своих обязанностей в воинских частях, это самый начальный этап служения. Важно зарекомендовать себя, заслужить доверие, научиться слушать и слышать военнослужащих, которые будут обращаться к нему как к своему пастырю. В этом плане для каждого священника это первый и поэтому уникальный и самый интересный этап его духовной жизни внутри воинского коллектива.

Надо сказать, что Русская Православная Церковь имеет богатейший опыт такого служения еще с дореволюционных времен. И он в наши дни обобщается, анализируется, оцениваются формы и методы работы, принимаются решения о совершенно новых аспектах служения военного духовенства. И можно сказать, что это этап уже совсем не начальный. Нам уже не будут прощать ошибок, от нас будут требовать соответствующей зрелости в плане взаимодействия с человеком в погонах. Мы находимся в той зоне ответственности, когда на нас смотрят уже как на профессионалов. Как на тех, кто должен уже выполнять функции не только священнослужителя, духовника, но и в первую очередь помощника командира по работе с верующими военнослужащими. То есть государственного служащего. Человека, облеченного определенной властью, не только духовной, но и административной. Кто вместе с командованием воинской части участвует в решении сложнейших задач по обеспечению боеготовности и боеспособности воинских формирований. И самое главное, в нравственном воспитании военнослужащих и создании внутри воинского коллектива атмосферы духовного единства, сплоченности и добросовестного отношения к выполнению своих служебных обязанностей.

Военный священник — особая категория. Мы всегда находимся вместе с воинскими частями, подразделениями в тех местах, где они проходят службу. Например, уже более 40% штатных священнослужителей на ротационной основе осуществляли пастырское служение на авиабазе Хмеймим и военно-морской базе Тартус в Сирийской Арабской Республике.

— А в чем особенность духовной работы с военными?

— Задача священнослужителя, во-первых, — организовать богослужение. Во-вторых — наладить духовно-просветительскую и пастырскую работу с военнослужащими. Он, конечно, может вместе со своими подопечными выполнить прыжок с парашютом. Но с парашютом прыгают многие. А вот совершить Божественную литургию может только священнослужитель, правильно рукоположенный. И именно тот, которого Священноначалие отправляет на служение в воинский коллектив. Особенность этого служения в том, что священнослужитель не участвует непосредственно в боевых действиях, не берет в руки оружие.

Функция, которую он выполняет внутри воинской части, — это функция духовника, человека, который привносит сакральную составляющую в жизнь воинского коллектива. Его дело — воспитание, просвещение, духовное окормление. Священнослужитель обязан стать отцом для каждого военнослужащего.

— Поддерживает ли батюшка связь с военным психологом?

— В обязательном порядке. И особенно на этапе призывной кампании. Когда приходит в воинский коллектив новое пополнение, священнослужитель обязан вместе с кадровым психологом и командованием части осуществлять соответствующую работу по профилактике среди военнослужащих суицидальных проявлений, какого-то девиантного поведения, неуставных взаимоотношений, грубости по отношению к сослуживцам. И эта работа, на мой взгляд, является эффективной. Потому что психолог не всегда может выявить то, что относится к области религиозных воззрений. И в том числе наклонность к неким противоправным действиям, в том числе к религиозному экстремизму, ваххабизму. Психолог может это не заметить. Надо сказать, что в воинских частях уже есть и штатные помощники командиров — мусульмане и буддисты. Каждый священнослужитель, находящийся на штатной должности, имеет возможность согласовывать какие-то трудные вопросы относительно работы с представителями других религий с местными религиозными объединениями мусульман, буддистов, иудеев.

— Ваше Преосвященство, если возможно, расскажите о том, что сподвигло Вас на служение Богу. Ведь после школы, как мне известно, Вы окончили Житомирское высшее военное училище радиоэлектроники ПВО, затем Военную академию РВСН имени Петра Великого, служили в этом элитном заведении в должности преподавателя…

— Впервые в Вооруженных силах именно в нашей академии открылся факультет православной культуры. И у меня появилось желание прослушать курс. Подобное было и в Академии Генштаба, но мы были первооткрывателями в просвещении по религиозным вопросам. Факультет православной культуры возглавил протоиерей Димитрий Смирнов. Одновременно курсантов и слушателей академии приглашали на Патриаршие службы, которые проводил Святейший Патриарх Алексий II в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля. Мы во внеучебное время занимались, проходили соответствующую образовательную подготовку, а практические знания получали в момент богослужений, когда уже начинали исповедоваться, причащаться, участвовать в службах. Мы изучали основы православной культуры, основы богословия — православный катехизис, историю Русской Православной Церкви, введение в литургику, православную архитектуру, иконографию и другие дисциплины. Все это входило в программу наших курсов.

А потом мою должность преподавателя сократили. Но так оказалось, что в тот момент отец Димитрий Смирнов стал председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Он, зная меня по академии, и предложил мне стать сотрудником отдела.

— А пришли бы Вы к такой форме служения Богу, если бы не сокращение, не сумятица тех перестроечных лет?

— Все в нашей, в моей жизни, уверен, происходит по промыслу Божиему. С высоты прожитых лет понимаю, что сам бы никогда не смог выстроить такую биографию. Потребовалось стечение обстоятельств, чтобы одно за другим происходили события, которые в конце концов поставили меня на соответствующее послушание в Русской Православной Церкви.

— Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в апреле нынешнего года Вы наречены епископом Клинским и назначены настоятелем Патриаршего собора Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. Это поистине народный храм возводится на добровольные пожертвования и будет построен в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне — к маю 2020 года. На каком этапе ныне находится строительство?

— График строительства соблюдается, причем с опережением. В парк «Патриот» уже доставлены 18 колоколов, отлитых Колоколитейным заводом Анисимова в Воронеже для главного храма Вооруженных сил России. На их освящении, перед тем как они будут подняты на звонницу, впервые зазвучит главный колокол. Он будет специально для этого приподнят над землей, чтобы звонарь мог зайти под него. А не позднее 8 мая 2020 года должно состояться освящение всего храма.

— Какова роль Церкви на всех этапах строительства? От момента принятия тех или иных архитектурных решений, разработки элементов внутреннего убранства и доныне?

— Участие Церкви самое непосредственное. Святейший Патриарх Кирилл присутствует на всех ключевых совещаниях, связанных с возведением храма, которые проводятся в Минобороны России. Ему докладывают регулярно обо всех этапах строительства и о вариантах благоукрашения храмового пространства. Все это делается вместе с представителем, которого назначил Святейший Патриарх, протоиереем Леонидом Калининым. Он отвечает за сопровождение художественно-архитектурной части строительства. В Минобороны России есть художественная комиссия, в которую входят и протоиерей Леонид, и я. Мы совместно рассматриваем те предложения, которые выдвигают руководство Минобороны и представители различных организаций, участвующих в строительстве и художественном оформлении храма.

В оформлении внешнего и внутреннего дизайна, конечно, в полной мере учитывается то, что храм военный. Но мы стараемся таким образом вести работу, чтобы не изменять канонического устроения храмового пространства. Прилегающая территория, внешнее оформление — барельефная часть — могут больше отражать военную составляющую. Но внутреннее пространство будет, безусловно, канонично и выдержано в духе Русской Православной Церкви. Надо учитывать, что строящийся храм — символ нашей Победы. Причем не только в Великой Отечественной войне, но и во всех войнах и сражениях, которые вела Россия за все время своей государственности. Мы отдаем дань памяти всем воинам и должны помнить и их имена, и сражения, в которых они участвовали, и героизм, который они проявляли в битвах за Отечество. И мы должны молиться об упокоении их душ.

— С учетом того, что храм возводится в память обо всех, кто защищал Отечество, рядом с собором будет построена галерея под знаковым названием «Дорога Памяти»…

— Галерея Памяти — практически музейная экспозиция. Причем ее идеология заключается в том, чтобы показать все этапы, которые прошел наш народ, наша страна за 1418 дней и ночей Великой Отечественной… Тогда на защиту Отечества встали представители разных национальностей, разных религий, люди атеистического воззрения. Они защищали свою Родину, свою аутентичность, в том числе и свою духовность. А она на Руси зиждется на основах христианского православного миросозерцания. Все, что происходит в России, зримо показывает, что мы страна христианская и для нас важно, чтобы были храмы, монастыри.

— Храм возводится на народные деньги. Для их аккумуляции создан специальный некоммерческий фонд «Возрождение». Доводится ли до прихожан православных церквей на территории всей России информация о строительстве столь уникального собора, что называется, храма на все времена?

— Информация о фонде в той или иной форме размещена фактически в каждом населенном пункте. Есть официальные сайты нашего Синодального отдела и епархиальных военных отделов, на которых о строительстве Главного военного храма рассказывается подробно. Мы постоянно говорим об этом в СМИ, в том числе и на радио Синодального отдела pobeda.audio, и призываем всех людей доброй воли принять участие в нужном и важном деле. Ведь средства нужны и на Галерею Памяти, и на обустройство прихрамовой территории. И на всю работу, которая будет помогать нам не забыть о героях Великой Отечественной войны. Могу отметить, что значительную помощь строителям оказывают предприятия, которые жертвуют не только финансовые средства, но и материальные ресурсы, которые необходимы для строительства.

— Полагают, что это будет не просто храм, а настоящий духовно-просветительский центр…

— В храмовом комплексе предполагается создание военного духовно-просветительского центра. Там будет проходить подготовка штатного и нештатного военного духовенства, сестер и братьев милосердия, будет организовано просвещение военнослужащих близлежащих воинских частей и соединений. В комплексе будут располагаться кинолекторий духовно-патриотической направленности, школа подготовки регентов воинских храмов. Храм станет местом воцерковления военнослужащих. Предстоит серьезная работа по обеспечению паломнических групп, кроме экскурсионной программы, духовно-просветительской. Для этого предполагается задействовать конференц-залы, проводить соответствующие лекции, беседы, встречи. Они должны и будут вместе с храмовым пространством творить доброе дело по укреплению духовных основ беззаветного служения Отечеству.

— Ваше Преосвященство, есть люди, которые считают, что строительство еще одного храма неоправданно. Мол, церквей в стране и так достаточно много. Ваше мнение по этому поводу…

— Главный храм Вооруженных сил по самой идее — явление уникальное. В нем изначально предполагалась замечательная возможность собирать большее число военнослужащих для проведения серьезных духовно-патриотических мероприятий, например, приведение к военной присяге, совершать массовые крещения военнослужащих, в нижнем храме создается баптистерий для этой цели. В соборе будет возможность собрать на богослужение более двух тысяч человек. А в храмах Москвы это практически невозможно. Большое прихрамовое пространство, чего нет в городе, полностью соответствует целям проведения массовых мероприятий. К тому же близость выставочных экспозиций парка «Патриот» позволит военнослужащим не только присутствовать на богослужении, но и посетить уникальные выставочные экспозиции. И самое главное… Сама по себе мысль о создании храма к человеку не приходит. Значит, сам Господь хочет, чтобы мы вспомнили о всех воинах, за веру и Отечество жизнь свою положивших. Такого храма — храма-памятника в честь Победы в Великой Отечественной войне — до сих пор не было. И в этом видится сакральный смысл его создания и служения в этом уникальном Патриаршем соборе.

Беседовала Ирина Павлюткина

Победа.ru/Патриархия.ru