Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.12.2024, 00:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829

Архив записей

Главная » 2024 » Февраль » 2 » ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - В САМОЙ СЕРДЦЕВИНЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ"
10:18
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - В САМОЙ СЕРДЦЕВИНЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ"

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

02.02.2024

К 15-й годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликована статья главы комитета протоиерея Максима Козлова, рассказывающая о развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви.

Введение

Важнейшее призвание священника есть свидетельство истины веры Христовой по образу Пастыреначальника нашего, именовавшегося Учителем. Из Евангелия мы знаем, что окружающие дивились мудрости Спасителя, ведению Писания и ветхозаветного закона. Его ответы вопрошающим являют собой примеры владения человеческой логикой и даром убеждения.

Пример Господа нашего обязывает каждого христианина знать свою веру, дабы исполнить ее заветы самому и свидетельствовать другим по призыву апостола «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Тем паче это относится к пастырям Церкви в их призвании научать народ Божий. Долг начальствующего над пастырями — Патриарха — состоит в том, чтобы учить учителей — пастырей Церкви, и сей долг Святейший Патриарх Кирилл ревностно исполняет в своем служении Русской Церкви­.

Вопросы духовного образования обсуждаются практически на каждом заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета, по словам самого Святейшего Патриарха на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года: «Образование является сквозной темой, проходящей через все наши заседания»[1]. Результатом этого неустанного попечения стало формирование единой системы высшего духовного образования, развитие которой вверено Его Святейшеством Учебному комитету. Существенно повысилось качество преподавания и обучения, издаются новые учебные пособия, немало фундаментальных научных исследований было защищено в диссертационных советах. Получили полноценное развитие новые направления подготовки: регентов и иконописцев, церковных специалистов, началось регулярное повышение квалификации священнослужителей, организовано богословское образование монашествующих, проводится распределение выпускников ведущих духовных школ. Все эти достижения позволили церковному образованию добиться признания со стороны светской науки, общества и государства. 

Духовное образование в жизни Святейшего Патриарха

Путь научения церковным наукам Святейший Патриарх проходил под непосредственным руководством митрополита Никодима (Ротова). Как вспоминал Святейший, «для меня … первым учителем был владыка митрополит Никодим»[2].

Под его духовным водительством был избран путь монашеского служения, которое совмещалось с научной и преподавательской деятельностью в Санкт-Петербургских духовных школах, самым молодым ректором которых будущий Патриарх становится в 1974 году, когда трудно еще было представить грядущие глубинные изменения в жизни Церкви и ее отношениях с государством.

В десятилетие ректорства сложилось видение грядущего обновления духовного образования, была проделана огромная работа по совершенствованию учебного процесса, научной и воспитательной работы, создано первое в истории отечественного духовного образования регентское отделение.

В дальнейшем этот опыт оказался неоценимым в служении будущего Святейшего Патриарха в Смоленской епархии, где была открыта одна из первых возрожденных семинарий, и в Отделе внешних церковных связей, при котором действовала аспирантура, впоследствии преобразованная в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Развитие духовного образования

По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла с 2009 года в Русской Церкви начинается реформа духовного образования. Главная ее цель ‒ повышение качества преподавания и обучения, воспитательной работы и научных исследований, ибо, по словам Первоиерарха «Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание»[3].

Основные идеи были сформулированы в докладе Святейшего Патриарха Кирилла «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы» на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 г.[4] Если главным положительным итогом в предшествующие десятилетия стало возрождение духовного образования и увеличение количества духовных школ, то теперь первостепенной задачей, поставленной перед Учебным комитетом, стало формирование единой системы высшего церковного образования.

Суть новой модели духовного образования была представлена Святейшим Патриархом на заседании Архиерейского собора 2 февраля 2011 года[5], она предполагала три уровня подготовки: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Первой на новую образовательную программу перешла Смоленская семинария, примеру которой последовали остальные.

Для обеспечения должного уровня подготовки будущих пастырей по благословению Его Святейшества был разработан и внедрен Единый учебный план, который охватывал все основные направления церковной науки. Для непосредственной помощи духовным школам по инициативе Святейшего Патриарха стали проводиться регулярные инспекции.

Первые магистратуры открываются в ОЦАДе и ПСТГУ, в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, сегодня магистерские программы реализуются в 19 высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Государственную аккредитацию имеют 10 магистратур: ОЦАД, Московская, Санкт-Петербургская, Сретенская духовные академии, Пензенская, Тамбовская Екатеринбургская, Коломенская, Николо-Угрешская духовные семинарии, ПСТГУ. Помимо традиционных направлений церковной науки возникают новые магистерские программы, соответствующие требованиям времени: «Государственно-конфессиональные отношения» в Донской духовной семинарии; «Русская патрология XVIII — начала ХХ веков» в Калужской духовной семинарии; «Социальное учение Русской Православной Церкви» в Саратовской духовной семинарии; «Православная теология: конфессиональное исламоведение» в Казанской духовной семинарии. Количество магистрантов каждый год растет и составляет по данным на 2023 год 1246 человек.

Лучшие выпускники магистратур продолжают свою научную подготовку в аспирантуре. На первом после избрания Патриарха заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было принято решение о преобразовании филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Сейчас аспирантуры действуют в ОЦАД, Санкт-Петербургской, Московской духовных академиях, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2021 г. и в Сретенской духовной академии. Количество аспирантов каждый год растет и по данным за 2023 год составляет 280 человек.

Традиционно духовное образование отличалось основополагающей воспитательной составляющей, которая только сейчас начинает возрождаться в светском образовании, и Святейший Патриарх всегда уделял пристальное внимание воспитанию будущих пастырей. Разработана и реализуется программа подготовки воспитателей, тьюторов и индивидуальных наставников. В рамках Рождественских чтений на постоянной основе проводятся методические мероприятия, сформировано профессиональное сообщество работников воспитательных служб, регулярно проводятся совещания проректоров по воспитательной работе духовных учебных заведений Московского региона.

По благословению Святейшего Патриарха был введен рейтинг высших духовных учебных заведений как логичное продолжение многолетней работы Учебного комитета по инспектированию. Огромный статистический материал был сведен воедино и позволил видеть картину как в целом, так и в деталях, все учебные заведения были разделены на рейтинговые группы. С накоплением опыта менялись и приоритеты, если на начальном этапе преимущественное значение придавалось материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, то в последние годы на первое место выходит показатель уровня знаний студентов и качество научной работы.

Еще во времена своего ректорства Святейшему Патриарху приходилось заниматься обучением иностранных студентов, то в годы Первосвятительского служения это направление образования получило новое развитие. Сейчас в Санкт-Петербургской и Московской духовных академиях обучается 280 студентов со всего мира, причем значительное количество составляют представители стран Африки. В соответствии с требованиями времени при МДА создана система дистанционного образования на английском языке, по которой обучается более ста студентов.

Для повышения уровня церковных исследований Святейшим Патриархом было принято решение об открытии новых диссертационных советов и повышении требований к защищаемым диссертациям. В 2011 году был утвержден Общецерковный докторский диссертационный совет для всех научно-академических учреждений Русской Православной Церкви. В 2015 году было утверждено обновленное «Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви», по которому сегодня действуют богословские диссертационные советы в ОЦАД, Московской, Санкт-Петербургской, Минской духовных академиях и ПСТГУ. В январе 2019 года по Патриаршему благословению был создан новый Объединенный докторский диссертационный совет на базе духовных академий Русской Церкви. К настоящему времени накоплен достаточный для дальнейшего развития научный потенциал, на сегодняшний день в духовных образовательных организациях трудятся более 130 докторов наук и более 550 кандидатов наук.

С именем Святейшего Патриарха Кирилла также связано государственное признание теологии как научной дисциплины. В 2015 году теология была внесена в перечень научных специальностей ВАК, был создан профильный экспертный совет ВАК и подготовлен паспорт новой научной специальности.

Благодаря достигнутому взаимопониманию с Министерством высшего образования и науки в федеральных стандартах теологического образования соблюден принцип двойного, государственно-конфессионального регулирования, без чего нельзя гарантировать качественное богословское содержание программ по православной теологии.

Теологические стандарты в сочетании с методическими рекомендациями Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии позволяют разрабатывать программы православного теологического образования для всех типов высших учебных заведений (духовных школ, церковных и государственных университетов) для подготовки выпускников к трудам как в Церкви, так и за ее оградой: в науке и образовании, в культуре и благотворительности, в области управления, в средствах массовой информации.

В 2016 году на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры был создан Объединенный диссертационный совет по теологии. В 2021 году теология была выделена в отдельную отрасль науки, в которой были сформированы 3 научные специальности: теоретическая теология, историческая теология и практическая теология. На 2023 год защищено около 30 (из которых 4 докторские) диссертаций по теологии, их количество с каждым годом растет.

Особое внимание Святейший Патриарх Кирилл придает признанию на государственном уровне дипломов, выданных в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. С начала 2010-х годов началась государственная аккредитация духовных школ и первой в 2011 г. ее получила Смоленская семинария. В результате инициированной Святейшим Патриархом Кириллом упорной совместной работы духовных школ Русской Православной Церкви и Учебного комитета на 2023 год 26 высших духовных учебных заведений (3 духовные академии, ОЦАД, ПСТГУ и 21 духовных семинарии) получили государственную аккредитацию при этом 10 высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви получили государственную аккредитацию магистерских программ. В своем выступлении на XII Рождественских Парламентских встречах в Совете Федерации РФ 23 января 2024 года[6] Святейший Патриарх подчеркнул важность принятия законодательного решения о государственном признании церковного образования.

В докладе на открытии XXIII Международных Рождественских чтений в январе 2015 г. Предстоятель отметил, что одной из важных задач церковной жизни является не только базовое богословское образование, но и последующее повышение его уровня. Согласно утвержденным Священным Синодом в декабре 2016 года документам, все клирики Русской Православной Церкви должны проходить курсы повышения квалификации, на которых они знакомятся с современными нормативными документами Русской Православной Церкви, актуальными вопросами богословия, большое внимание уделяется организации приходской работы, социальной деятельности, работе с молодежью.

Динамично развивается регентское образование, у истоков которого стоял Святейший Патриарх, в текущем учебном году в 21 регентском отделении обучаются около 600 человек, на новый уровень вышла подготовка иконописцев — в 12 иконописных отделениях обучаются около 300 студентов. В 2017 г. был утвержден Общецерковный стандарт подготовки регентов, в 2020 г. — иконописцев. Стандарты готовились рабочей группой под руководством проректора по культуре Санкт-Петербургской духовной академии Е.М. Гундяевой. С 2018 года проведено 12 курсов повышения квалификации по программам подготовки регентов, по которым прошли обучение более 500 преподавателей; с 2022 года проведено 4 курсов повышения квалификации по программам подготовки иконописцев, по которым обучались около 160 педагогов. Признанием качественного уровня подготовки стала государственная аккредитация программы регентов Санкт-Петербургской духовной академии.

С 2015 года реализуется программа подготовки церковных специалистов для приходской работы по основным направлениям: катехизаторскому, миссионерскому, молодежному и социальному служению. В 2019 году введен в действие единый профиль, по которому на сегодняшний день работают 45 образовательных учреждения в 42 епархиях Русской Церкви.

Издание учебников

Новые потребности времени поставили вопрос об обеспечении образовательного процесса современной учебной литературой. По благословению Святейшего Патриарха издательский процесс был запущен в 2017 году и за семь лет было выпущено 33 учебника, общим тиражом 77 000 экземпляров.

Первостепенное внимание было уделено важнейшим дисциплинам образовательного цикла подготовки духовенства. Были изданы учебники по Четвероевангелию, Деяниям святых апостолов, догматическому, основному, пастырскому богословию, истории Русской Православной Церкви и другие. Для максимального учета потребностей семинарий к основной серии добавилась дополнительная литература, в частности: «Антология Святых Отцов и учителей Церкви», «Хрестоматия по латинской христианской литературе», «Социальное служение Русской Православной Церкви».

В первую очередь учебники стали средством накопления и передачи опыта преподавания профильных учебных дисциплин. Это стало возможным благодаря авторским коллективам, в которые входят представители епископата Русской Православной Церкви, опытные пастыри, ведущие ученые и преподаватели духовных школ и светских учебных заведений.

Общий комплекс учебников внес свой вклад в формирование единой духовной и интеллектуальной повестки в семинарской и преподавательской среде, что является важным условием подготовки духовенства. Теперь независимо от места обучения семинаристы получают общий объем знаний, соответствующий самым современным требованиям. Можно сказать, что проект издания учебников и учебных пособий стал одним из основных в развитии современного духовного образования.

Олимпиада

В 2022-2023 годах по благословению Святейшего Патриарха Учебный комитет совместно с Патриаршим советом по культуре организовал и провел две Всероссийские олимпиады по богословию среди студентов духовных школ и теологических подразделений ВУЗов России. Каждая олимпиада состояла из этапов — регионального и финального. В региональном этапе приняли участие более 100 представителей духовных академий, семинарий и теологических подразделений государственных ВУЗов, имеющих церковную аккредитацию. Экспертная группа Учебного комитета отбирает 50 лучших работ для финального тура.

Ежегодное проведение олимпиады по богословию, инициатором которого стал Святейший Патриарх Кирилл, несомненно стала одной из добрых традиций и дополнительным стимулом для получения качественного образования, которая способствует созданию устойчивых связей между учебными заведениями разных регионов и выявлению талантливой молодежи.

30 ноября 2023 года в соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с победителями и призерами I и II Общероссийских олимпиад по богословию.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам встречи с Первосвятительским словом, в котором отметил: «Мы с вами — наша воля, наше образование, наше целеполагание — это парус. А ветер — это сила благодати Божией. Если мы опираемся только на техническую сторону, то будем просто стоять на месте и никуда не двигаться. Но если мы уверены в том, что главная задача — наполнить благодатью Божией паруса, которые мы создаем нашим образованием, нашей жизнью и многими другими факторами, — то мы, несомненно, будем двигаться по правильному курсу, очень динамично и радостно»[7].

Память Церкви

В 2023 году по благословению Его Святейшества началась работа по проекту «Память Церкви», целью которого является сохранение и передача от поколения к поколению воспоминаний очевидцев жизни Церкви в Советском Союзе. В разработке единый портал-агрегатор, аккумулирующий все собранные воспоминания в форматах текстов, фото и видео материалов.

Намечены следующие задачи по реализации задуманного: создание базы данных устных воспоминаний о церковной жизни в Советском Союзе 1950-1980-х гг.; публикация новых материалов о жизни Церкви в советскую эпоху; привлечение студентов и сотрудников высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви к сбору устных свидетельств о новейшей церковной истории; использование этих источников в научной и учебной работе.

Принять участие в нем могут представители самых разных слоев общества и в самых разных уголках нашей страны. Все участники первого рабочего совещания особо подчеркнули важность и своевременность задуманного. Широкий общецерковный охват в работе проекта, несомненно придаст ему огромный духовный, научный и педагогический резонанс.

Работа на новых территориях

Появление в составе России новых регионов нашло свое отражение в учебно-воспитательном процессе духовных школ. Поездки в зону конфликта с гуманитарной помощью, встречи с войсковыми священниками, посещение военных госпиталей стали постоянными.

В 2023 году в Донской духовной семинарии в рамках магистерской программы «Государственно-конфессиональные отношения» открылось новое направление — подготовка военных священнослужителей, обладающих специальными знаниями для служения в армии и силовых структурах. 11 октября 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение преобразовать Луганский богословский университет в Межъепархиальный центр подготовки церковных специалистов Луганской епархии для дальнейшей работы в сотрудничестве со Сретенской духовной академией. 27 декабря 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении центра подготовки церковных специалистов Ровеньковской епархии и предписал Белгородской духовной семинарии оказать всемерную поддержку этому начинанию.

Принятые меры дали возможность получить духовное образование жителям новых российских регионов, а при желании — поступить в высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви.

Заключение

Основным достижением в развитии церковного образования и науки в Русской Церкви на последние 15 лет стало формирование полноценной системы духовного образования под водительством Святейшего Патриарха. Очевидны качественные улучшения и количественное увеличение основных показателей образовательной среды, ее учебно-методического, воспитательного, научного и материально-технического обеспечения. Расширилась география духовных школ на территории России, духовное образование становится доступным и за ее пределами, возникают новые образовательные направления. Достигнутый уровень позволяет вести равноправный диалог со светской наукой и получать признание на общественном и государственном уровне.

При этом неизменным остается общий вектор развития — сделанное не отменяет необходимость дальнейшего делания в соответствии с потребностями церковного свидетельства, которые простираются от обращения к евангельским и святоотеческим истокам до поиска ответов на злободневные запросы современности, вплоть проблематики искусственного интеллекта.

_______________________________________________________________________________

[1] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 31 октября 2016 года.

[2] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Санкт-Петербургской духовной академии 12 июля 2016 года.

[3] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года.

[4] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года.

[5] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года.

[6] Выступление Святейшего Патриарха на XII Рождественских Парламентских встречах в Совете Федерации РФ 23 января 2024 года.

[7] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с победителями и призерами I и II Общероссийских олимпиад по богословию 30 ноября 2023 года.

Учебный комитет/Патриархия.ru