Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 19:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Главная » 2021 » Март » 3 » ЦЕРКВНЫЕ РАСКОЛЫ НА УКРАИНЕ И В ЧЕРНОГОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ
10:12
ЦЕРКВНЫЕ РАСКОЛЫ НА УКРАИНЕ И В ЧЕРНОГОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ

Церковные расколы на Украине и в Черногории как инструмент геополитики

Церковные расколы на Украине и в Черногории как инструмент геополитики

03.03.2021

Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида на заседании круглого стола «Роль гражданского общества в обеспечении стабильности в Черноморско-Балканском регионе», прошедшего 1 марта 2021 года.

Благодарю организаторов круглого стола за приглашение принять участие в нынешнем форуме, собравшем российских парламентариев, дипломатов, ученых и общественных деятелей, и посвящённом роли гражданского общества и общественной дипломатии России и стран Причерноморья и Балкан в обеспечении мира и стабильности в регионе. Данная тема весьма актуальна сегодня, учитывая историческую общность народов бывшего Советского Союза и Балканского полуострова.

На территории стран региона Черного моря и Балкан находятся епархии семи из пятнадцати Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Албанской. Моё личное знакомство с Балканами началось в 1998 году, когда я в качестве сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента российских миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. Хорошо помню, как православные жители региона подвергались притеснениям и насилию, разорялись храмы и монастыри, углублялась межэтническая и межрелигиозная рознь. Затем были бомбардировки Югославии силами НАТО. Тогда, в 1999 году, западные страны показали, что готовы путем военной силы устанавливать свой порядок на Балканах.

С тех пор прошло более 20 лет, но мира в этом регионе не стало больше. Геноцид сербского населения в Косово, объявление независимости края и признание этой независимости рядом западных стран только углубили цивилизационный раскол. Продолжается он и сегодня. Так, власти другого государства, образовавшегося после распада Югославии — Черногории, до последнего времени усиленно пытались дискриминировать права самой многочисленной группы верующих своей страны, а именно — верных чад Сербской Православной Церкви. В 2019 году парламентарии Черногории приняли законопроект «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которому подавляющая часть религиозных объектов, принадлежащих Сербской Церкви в Черногории, должны были отойти государству. Целью данного закона было ослабление Сербской Православной Церкви на территории Черногории и поддержка раскольнической структуры — «Черногорской православной церкви», крайне малочисленной, но при этом позиционирующей себя единственной «церковью» черногорского народа.

Нынешние власти Черногории не скрывают того, что являются активными сторонниками евроинтеграции и обособленности от Сербии, а потому стремятся дискредитировать общее историческое духовное и культурное наследие сербского и черногорского народов. Фундаментом этого наследия является приверженность большинства верующих двух стран единой Сербской Церкви. Именно поэтому политики преследуют цель максимально ослабить влияние Сербской Церкви на территории Черногории и в дальнейшем, вероятно, получить признание своей «карманной» церковной структуры со стороны Константинопольского Патриархата. Руководством страны была развязана информационная травля Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, верующих которой обвиняли в «сербском шовинизме» и противлении независимости черногорского государства.

Православные верующие Черногории не остались молчаливыми зрителями насаждаемого властью церковного раскола. Акции протеста прокатились по всей стране. Многие тысячи людей, несмотря на ограничения, введенные после начала пандемии, выходили на улицу, чтобы заявить о том, что они не отдадут свои святыни. Иерархи Сербской Православной Церкви в Черногории, в том числе приснопамятный митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, боролись за то, чтобы этот дискриминационный закон был отменен. В защиту канонического единства Сербской Церкви неоднократно выступали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод Русской Православной Церкви, а также Предстоятели и иерархи Церквей Иерусалимской, Румынской, Польской, Чешских земель и Словакии.

В конечном итоге в январе 2021 года президент Черногории Мило Джуканович был вынужден подписать принятые парламентом поправки к закону о свободе вероисповедания, отменяющие положения законодательного акта, являвшиеся дискриминационными по отношению к Сербской Православной Церкви. За поправки к скандальному закону дважды проголосовал новый состав парламента, в котором впервые за тридцать лет пропрезидентская партия оказалась в оппозиции. Упорная и недальновидная позиция черногорского президента, который настаивал на том, что необходимо ввести этот закон, привела его и его партию к поражению. Народ не прощает посягательства на свои святыни. Господин Джуканович не внял голосу иерархов Сербской Православной Церкви, тех, кто предупреждал его, что произойдет. И теперь его партия находится в оппозиции. Победила та политическая партия, которая с самого начала призывала к отмене дискриминационных пунктов закона, и они сейчас отменены.

Происшедшее событие является большой победой как для Сербской Православной Церкви, так и для всего канонического Православия. Мило Джуканович хотел повторить в Черногории то, что происходило на Украине при президенте Петре Порошенко. Ему это удалось только в том смысле, что его политическая карьера закончилась так же, как закончилась карьера господина Порошенко. Но каноническая Церковь осталась незыблема.

Если говорить о провозглашенной с вопиющим попранием церковных канонов  в 2018 году автокефалии «Православной церкви Украины», то она является изначально политическим проектом, направленным на ослабление Русской Православной Церкви, на расчленение мирового Православия, на дальнейшее разделение народов России и Украины. В этом проекте принимал непосредственное и лидирующее участие Константинопольский Патриарх Варфоломей, который опирался и продолжает опираться на структуры американской государственной власти. Об этом публично свидетельствовали послы Соединенных Штатов Америки, в частности, в Греции и на Украине, а также спецпредставитель США по вопросам религиозной свободы Сэм Браунбек. Об этом говорили в своих официальных заявлениях и такие лица, как госсекретарь США Майк Помпео. Поэтому считать, что речь здесь идёт о чисто церковном вопросе, значит закрывать глаза на совершенно очевидную реальность.

В краткосрочной перспективе этот проект может достичь некоторых тактических результатов, например, признания украинских раскольников той или иной Поместной Православной Церковью или ее Предстоятелем. Однако в долгосрочной перспективе целью проекта является разрушение Православия. Победы, которые сейчас можно воспринимать как таковые, будут достигаться непомерно дорогой ценой. А горькие последствия происходящего сейчас раскола на протяжении еще долгих лет и, возможно, десятилетий будут сказываться на жизни всей Православной Церкви.

Действительно, сегодня Константинопольская Патриархия уже начинает пожинать плоды своей близорукой политики. В июле 2020 года власти Турции, несмотря на несогласие мировой общественности, приняли решение об изменении музейного статуса храма Святой Софии Константинопольской и превращения его в мечеть. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил в связи с этим глубокое сожаление. В его заявлении, в частности, говорилось: «Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам. Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо ещё более, чем прежде. Мы призываем братские Поместные Церкви сообща, в духе мира и любви о Христе, искать выход из кризиса».

Выражаю твердую надежду, что инициированный враждебными для Церкви Христовой внешними политическими силами раскол в мировом Православии не будет длиться долго. Всем нам сегодня нужно остановиться, серьёзно задуматься о том, что происходит, и действовать не по велению заокеанских светских чиновников, а так, как нам подсказывает Святой Дух, наша христианская совесть и священные каноны Матери-Церкви.

Благодарю за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru