13:47 30-31 МАЯ. КАЗАНЬ. ДОКЛАД СИМАКОВОЙ Т. А. ВЕДУЩЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА НАУЧНОГО ЦЕНТРА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ |
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ» (Казань, Республика Татарстан, 30-31 мая 2017 года) ДОКЛАД СИМАКОВОЙ Т.А. ВЕДУЩЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА НАУЧНОГО ЦЕНТРА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАНДИДАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ДОЦЕНТА (город Рязань) на тему: «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДУХОВНЫХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»[1]
В данном контексте коммуникативная компетентность духовных лиц – это владение сложными навыками и умениями построения коммуникативного пространства в нескольких направлениях за пределами социального поля устойчиво верующих граждан, проявление оптимальных умений общения с партнерами по ресоциализации в новых социально-экономических условиях изменяющегося общества, знание культурных норм, религиозных традиций и ограничений в общении, знание обычаев. Полинасыщенность субъектов данного вида деятельности (спецконтингент, социально значимые связи за пределами пенитенциарной системы, включающие родственников и представителей криминальных сообществ, сотрудники и руководство УИС, представители иных религий и конфессий, общественные организации) значительно осложняют ее организацию и осуществление. Соблюдение этикета в сфере поликонфессионального общения в контексте осуществления деятельности в пенитенциарной системе является непреложным элементом коммуникативной компетентности и одновременно условием достижения желаемых результатов, строится из учета нормативных требований, специальных знаний по соблюдению режима и надзора, высокой духовной мотивированностью, свободной ориентации в коммуникативных средствах. При этом выбор средств регламентируется пенитенциарными нормами содержания осужденных, социально-психологическими детерминантами, основанными на глубоких знаниях психологии и понимании мотивов поведения партнеров, осуществляющих ресоциализационную деятельность, их особенности национального, религиозного, организационно-иерархического, гендерного и онтологического менталитета. Владение коммуникативной компетентностью предполагает не только обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, но и чувственный, духовный, социальный опыт в сфере общения в широком диапазоне социальных связей, включающем опыт общения со спецконтингентом. Осуществление диалоговой договоренности по проблеме предотвращения вербовки адептов из числа осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, представителями радикальных исламских организаций в большой мере зависит от следования методологическому принципу разделенной совместной деятельности. По содержанию этот принцип противостоит вульгарному представлению о том, что все религии по своей сути едины, в них много общего и не стоит заострять внимание на имеющейся разнице религиозных воззрений. Такие заявления, как доказывает практика межрелигиозного межконфессионального общения, не способны объединять, а скорее направлены на дальнейшее разъединение и разобщение в решении актуальнейших проблем противостояния нарастающей угрозе терроризма. При этом важно подчеркнуть, что основными детерминантами, осложняющими межрелигиозное межконфессиональное общение являются скрытость мотивов конфликтов, когда политические, экономические и геополитические интересы выдаются за богословские противоречия – во-первых; сосредоточение внимания вокруг обрядовых сторон межрелигиозного общения – во-вторых; в-третьих, - фанатичные призывы в противоправном поведении, основанные не на знании священных текстов, а на отсутствии знания и невежестве. Установление положительного контакта с партнерами по ресоциализации на первоначальных стадиях во многом определяет успешность протекания деятельности по ресоциализации и профилактике прозелитизма и экстремизма в местах лишения свободы и достижение окончательного взаимовыгодного результата. Причинами нарушения первичного контакта чаще всего являются разновидности барьеров общения, о которых необходимо знать начинающим священнослужителям и духовным лицам, приступающим к окормлению осужденных. К числу таковых относятся физические, психофизиологические, социальные, психологические барьеры. Физические барьеры включают в себя барьер физического состояния и барьер композиции физического пространства. Барьер физического состояния проявляется в хронической усталости, недомогании, плохом самочувствии и т.д. Барьер композиции физического пространства представляет собой неэффективное расположение (удаленность – приближенность) участников общения, неудобство мебели, доминирование одного из участников – с одной стороны, мер безопасности – с другой, и особенности совершения духовных обрядов – с третьей.Психофизиологические барьеры состоят из сенсорно-рецепторных барьеров и психомоторных барьеров. Сенсорно-рецепторные барьеры – это слезы, ком в горле, пересыхание во рту, мышечная «окаменелость», «застывание»; психомоторные барьеры – неспособность управлять двигательными реакциями, проявляющаяся в излишней суетливости или в неуместной жестикуляции. Социальными барьерами принято считать расхождение культурных ценностей, разные уровни социальной зрелости, уровни допустимости социальных норм, наличие разных (точнее, противоречивых) религиозных убеждений, отсутствие толерантности в области национально-этнической принадлежности. Психологические барьеры проявляются на когнитивном уровне. Это стереотипы мышления, барьер речевых возможностей и способностей, барьер неадекватных (расходящихся) представлений, барьер интересов, барьер непонимания, интеллектуальная ограниченность. В эмоциональном плане барьеры проявляются в качестве страха, страдания (как субъективного переживания), плохого настроения, скрываемого презрения, остро переживаемое чувство несправедливости наказания, построенного на личностном протесте «Почему я?!». Достаточно часто достижению позитивного результата процессу общения препятствуют мотивационно-ценностные барьеры, проявляющиеся в качестве недостаточной мотивации, отрицательной оценки, негативного смысла. Значительное влияние на отношения участников общения могут оказывать волевые барьеры – недостаточность дисциплинированности, нерешительность, отсутствие настойчивости. Наряду с умением преодолевать барьеры общения, коммуникативная компетентность во многом зависит от способности индивидуальных субъектов строить общение при наличии (проявлении) психологических защит. Взаимодействие со спецконтингентом отличается повышенным наличием рисков, сложностью и напряженностью - эти факты лежат в основе предположения о том, что механизмы психологической защиты достаточно часто проявляются в местах отбывания наказания. Механизм психологической защиты «связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и измерением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты» [1, с. 271.]. Сталкиваясь с проявлением психологической защиты в процессе общения, будь то отрицание, вытеснение, проекция, регрессия и др., важно понимать их иррациональный характер, учитывая неоднозначность их проявления. С одной стороны, они препятствуют формированию адекватной самооценки личности, с другой – выступают стабилизирующей основой личности, находящейся в конфликтной ситуации. Важно помнить, что резкое устранение одной психологической защиты может вызвать, и чаще всего вызывает, автоматическое проявление другой, менее конструктивной. Не менее значительными элементами коммуникативной компетентности являются развернутый навык определения ведущей репрезентативной системы партнера (кинестетической, визуальной, аудиальной и логической) и умение достигать позитивного эффекта общения с учетом этих особенностей. Значительный ресурс повышения коммуникативной компетентности достигается при использовании практических приемов оптимизации коммуникативного пространства, предлагаемых нейро-лингвистическим программированием: сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние, пойнтеры в общении [2, с. 649-658]. Духовное общение предполагает игнорирование социального статуса, оно более ресурсно в плане ресоциализации, поскольку обращено к духовному началу осужденного, и в значительной мере может компенсировать дифицитарную потребность осужденного в глубоко личностном (интимном в определенном смысле) общении в случаях компетентной организации. Его отличает живая суть и высокая гибкость в выборе средств и путей достижения позитивного результата в виде раскаивания и покаяния, возможность установления прямых и менее разноправных связей между участниками. Литература: 1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. 2.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1997.
Симакова Татьяна Александровна, ведущий научный сотрудник научного центра Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент
30-31 мая 2017 года Казань, Республика Татарстан Российский исламский институт
[1]Аннотация:В статье рассматривается коммуникативная компетентность в качестве значимой компоненты осуществления взаимодействия духовных лиц, участвующих в межконфессиональном диалоге и сотрудничестве с основными подструктурами пенитенциарной системы в контексте ресоциализации осужденных в местах лишения свободы. Выделены базовые элементы коммуникативной компетентности, дефицитарный характер которых является фактором, затрудняющим процессы ресоциализации и противодействия экстремизму и прозелитизму. Ключевые слова:коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, барьеры общения, психологические защиты.
|