Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 22:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Главная » 2017 » Июнь » 15 » 30-31 МАЯ. КАЗАНЬ. ДОКЛАД ЧОРНОГО В. Н. ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
13:49
30-31 МАЯ. КАЗАНЬ. ДОКЛАД ЧОРНОГО В. Н. ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

(Казань, Республика Татарстан,

30-31 мая 2017 года)

ДОКЛАД

ЧОРНОГО В. Н.

ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

на тему:

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»[1]

 

В уголовно-исполнительной системе основной акцент социальной работы делается на необходимость оказания помощи осужденным как в момент нахождения в исправительных учреждениях, так и после освобождения, способствование восстановлению и поддержанию их социально-полезных связей, включая семейные. Безусловно, такие формы социальной работы необходимы, их развитие является общепринятым направлением рассматриваемой работы, практически, во всех пенитенциарных системах мира. Вместе с тем, если сравнить российский опыт  социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях с аналогичной практикой это работы в некоторых зарубежных странах с развитыми пенитенциарными системами, то мы увидим серьезные различия.

В российском уголовно-исполнительном законодательстве социальная работа, в основном, сводится к мерам социальной поддержки осужденных, т.е. обеспечение реализации в условиях лишения свободы общегражданских социальных прав, гарантированных  ст. 7 Конституции РФ. В частности, в ч.2 ст. 1 УИК РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в УИК РФ этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях.   В УИК РФ говорится и о таком направлении социальной работы, как социальное обеспечение и социальная поддержка осужденных. Так, в ч. 7 ст. 12 УИК РФ говорится о том, что «осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии с ст. 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормилица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эти статьи подтверждают то, что осужденные, как и все граждане Российской Федерации, могут пользоваться таким  конституционным правом, как право на социальное обеспечение. Кроме того, в ст. 89 УИК РФ закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром. 

Из приведенного анализа нормативной основы социальной работы с осужденными в местах лишения свободы следует, что законодательно регламентированы, в основном, формы оказания осужденным социальной поддержки. Вместе с тем в европейской практике имеются и другие направления социальной работы с заключенными – реабилитация, реинтеграция, социальная терапия и др. Причем, если  теория реабилитации заключенных близка к концепции исправления осужденных, традиционно свойственной российской доктрине исполнения лишения свободы и применения мер исправительного воздействия к осужденным, то социальной терапия в практике исполнения лишения свободы в России не получила применения, хотя имеет многие позитивные аспекты.

Необходимость осуществления мероприятий социальной терапии в отношении осужденных является то, что в среди лиц осужденных к лишению свободы категории осужденных, нуждающиеся в применении, наряду с традиционными формами социальной работы, иных ее форм социального воздействия, именуемых в зарубежной литературе и практике социальной терапией [1, с.148]. По общепризнанному мнению наиболее развита такая форма социальной корректирующей работы с осужденными в Германии, где она не только получила законодательное закрепление, но и для ее осуществления создаются специальные социально-терапевтические тюрьмы или такие отделения при тюрьмах общего назначения. Эти учреждения предназначены для применения социально-терапевтических мер и мер безопасности в отношении лиц с психическими заболеваниями и отклонениями, заключенных, лечащиеся от наркомании и алкоголизма, а также рецидивисты, проходящие стадию адаптации к жизни на свободе перед досрочным освобождением или освобождением по отбытию срока лишения свободы.

В законодательстве Германии закрепляется как принцип обязательного помещения заключенных в учреждения данного типа, так и по письменному заявлению заключенного, если он осознает необходимость получения такой социальной помощи в учреждениях специального типа. В частности, в законодательстве  определяется, что для осужденных, совершивших насильственные преступления, предусматриваются специальные тренинги, а в отношении лиц, совершивших преступление сексуального характера применяется социальная терапия как особая форма реабилитационной работы. Меры социальной терапии осуществляются непосредственно в тюрьме, где осужденный отбывает срок лишения свободы либо с переводом в специальное социально-терапевтическое учреждение [2].

В соответствии с Законом ФРГ «Об исполнении наказания в виде лишения свободы»,  в социально-терапевтическое учреждение или отделение при тюрьме в обязательном порядке направляются лица, совершившие сексуальные преступления за которые назначен срок более 2 лет лишения свободы. Предполагается, что такая категория нуждается в социально-терапевтических мероприятиях и направляются они в учреждения данного типа независимо от их согласия. Другие категории заключенных могут быть переведены в социально-терапевтическое учреждение с их согласия, если социально-терапевтическое воздействие, осуществляемое в учреждении, а также оказываемые виды социальной помощи необходимы им в плане ресоциализации. Считается, что лечение в социально-терапевтическом учреждении показано заключенному, если после проведения реабилитационных мер, есть вероятность снижения опасности рецидива, если осужденный показывает готовность к прохождению курса реабилитации, если реабилитационные меры, проводимые в тюрьме, являются недостаточными.

Социальная  терапия отличается от разнообразных реабилитационных мер, проводимых в тюрьмах общего назначения, прежде всего, систематическим применением психотерапевтических, педагогических методов, а также трудовой терапии. В социально-терапевтических учреждениях воздействие на осужденных осуществляется комплексно, путем взаимодействия целого ряда специалистов: педагогов, психиатров, социальных работников, психологов, специалистов по труду заключенных и их профессиональному обучению.  Наряду с сотрудниками тюрем, активное участие в социальной работе принимают представители религиозных организаций, состоящие в штате тюрем или работающие там в качестве волонтеров. Вне зависимости от конфессиональной принадлежности, они объединены общей идеей, целью – помочь заключенным отбыть назначенный судом срок лишения свободы, сохранив свою личность и достоинство.

В зарубежных пенитенциарных системах рассматриваемая работа строится на специальных социально-терапевтических программах, ориентированных на заключенных. Главная их цель состоит в том, чтобы, при участии социального работника, помочь заключенным оценить свое поведение, предшествовавшее заключению, осознать совершенное преступление и принять (или не принять) план по социальной терапии, составляемый на весь срок отбывания наказания. Как правило, составлению таких программ предшествуют изучение осужденного психологами и социальными работниками, зачастую еще на стадии судебного разбирательства (стадия социальной диагностики). Далее начинается непосредственная реализация программ, участие в них заключенного, включая различные психологические, тренинги, сеансы психологической и психиатрической помощи, возможно проведение семейной терапии (программная стадия).

Законодательство европейских государств, в частности ФРГ, определяет цель социально-терапевтического лечения следующим образом: в процессе отбывания лишения свободы заключенному следует научиться социальной ответственности, что бы в будущем вести жизнь без преступлений (§ 2, StVollzG).

Зарубежная практика функционирования социально-терапевтических учреждений доказала их эффективность. Исследования испытательных сроков заключенных, вышедших из социально-терапевтических учреждений закрытого типа, показали позитивные результаты.

Вместе с тем, проявились и некоторые негативные тенденции, подлежащие изучению при попытке перенесения этого опыта на российскую действительность.

1. Социально-профилактическое «лечение» возможно только при участии многих специалистов: психологи, психиатры, социальные работники, религиозные деятели и др. При этом их деятельность происходит в трех плоскостях, которые пересекаются и всегда взаимосвязаны: персонал (команда единомышленников), управление (руководство), заключенные и социально-психологический климат в учреждении.

2. Необходимость изменения концепции исполнения лишения свободы с целью переориентации института тоталитарного типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

3. Формирование необходимой нормативной основы для создания учреждений рассматриваемого типа и организации в них социально-терапевтической работы.

На последнем аспекте рассматриваемой проблемы остановимся несколько более подробно.

Ка отмечалось выше, УИК РФ регламентирует только социальную работу в форме мер социальной защиты осужденных:  обязательное государственное социальное страхование, пособия по беременности и родам, пенсионное обеспечение и др. Для проведения социальной работы в других формах, особенно социальной терапии, правовой основы нет, несмотря на то, что такое направление социальной работы в исправительных учреждениях крайне необходимо.

Как показывает практика в ИУ неуклонно увеличивается количество осужденных с психическими отклонениями, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, связанных с сексуальным насилием. В европейских тюрьмах эти категории направляются в социально-терапевтические тюрьмы и для этого есть правовая база, представленная в УК Германии и в законодательстве об исполнении лишения свободы. В России данная правовая база предлагается только на уровне научно-теоретической модели уголовно-исполнительного законодательства. Так, авторы научно-теоретической модели Общей части Нового УИК РФ предлагают сформировать в законодательстве отдельные статьи, регламентирующие как социальную терапию, так и психологическую работу с осужденными. В частности предлагается статья… « Социальная работа с осужденными» следующего содержания:

«1. Социальная работа с осужденными – профессиональная деятельность по оказанию социальной помощи, социальной поддержки и социальной защиты осужденных в целях обеспечения достижения цели исправления в период исполнения (отбывания) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также социальной адаптации после освобождения осужденных.

2.  Социальная работа с осужденными проводится социальными работниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и (или) иные меры уголовно-правового характера, работниками социальных учреждений и иных социальных служб, представителями общественных (благотворительных) организаций.

3. Формами социальной работы с осужденными являются социальная диагностика личности осужденных, учет осужденных, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, индивидуальное и групповое консультирование, организации доступа осужденных к социальным видам помощи, поддержки и защиты на основе социального законодательства Российской Федерации, специализированная социальная помощь и социальное сопровождение осужденных» [3, с. 9].  

Представляется, что проект статьи о регламентации социальной работы в ИУ России позволит сформировать и социальную терапию. При этом придется изменить подходы к классификации осужденных и их распределению по ИУ, поскольку, помимо уголовно-правовых критериев (тяжесть преступления, рецидив, форма вины) во внимание необходимо будет принимать и заключение комиссии, осуществляющей социально-психологическую диагностику осужденного, а также ее рекомендации по мерам социального воздействия и их интенсивности.

 

Литература:

1. Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача.  М.: ИЦ «Академия», 2010.  475 с.

2. В соответствии с законодательством об исполнении наказания в виде лишения свободы, в Германии создаются социально-терапевтические учреждения, предназначенные для  интенсивного реабилитационного воздействия в отношении заключенных.  Это могут быть как самостоятельные учреждения, так и социально-терапевтические отделения при тюрьмах для содержания заключенных к лишению свободы. Например,  в федеральной земле Бавария в г. Эрланген существует учреждение общей вместимостью около 50 человек. Шесть социально-терапевтических отделений находятся на территории тюрем открытого типа и семь при тюрьмах закрытого типа.

3. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. М.: ИД «Юриспруденция», 320 с.

 

Чорный Василий Николаевич, профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук

 

[1] Аннотация: В представленной статье рассматриваются правовые и организационные основы социально-терапевтической работы, проводимой в тюрьмах Германии в отношении некоторых категорий заключенных, предусмотренных в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Анализируется опыт создания социально-терапевтических тюрем, рассматривается возможность заимствования данного опыта с целью применения в пенитенциарной практике России.

Ключевые слова: адаптация, социальная терапия, уголовно-исполнительное законодательство, социально-терапевтическое учреждение, зарубежные пенитенциарные системы.

Abstract: the article considers legal and organizational-salonnye basis of socio-therapeutic work carried out in pri-Mach Germany in respect of certain categories of prisoners specified in the criminal and criminal-Executive legislation. Bio-technology bases the experience of creating a social-therapeutic prisons, the possibility of borrowing this expertise to use in the prison the practice of States.

Key words: adaptation, social therapy, criminal-Executive legislation, socio-therapeutic institution, foreign PE-managing system.