Приветствую Вас Гость!
Вторник, 23.04.2024, 22:02
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Главная » 2017 » Июнь » 15 » 30-31 МАЯ. КАЗАНЬ. ДОКЛАД АНАНЬЕВА О. Г. СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
13:48
30-31 МАЯ. КАЗАНЬ. ДОКЛАД АНАНЬЕВА О. Г. СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 «РОЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

(Казань, Республика Татарстан,

30-31 мая 2017 года)

ДОКЛАД

АНАНЬЕВА О.Г.

СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

(город Рязань)

на тему:

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

И ПРОГРАММ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»[1]

 

Проявляющийся интерес руководителей и сотрудников уголовно-исполнительной системы страны к вопросам привнесения в исправительную деятельность теорий, технологий и программ ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не остался без внимания со стороны общественности. Бесспорно, что решение проблем повышения эффективности деятельности исправительных учреждений, явилось побудительным мотивом попыток преломления обозначенного интереса в конкретную деятельность.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ пока не используется термин «ресоциализация», а записано только о том, что задачами уголовно-исполнительного законодательства (наравне с другими) является – «оказание помощи осужденным в социальной адаптации»[1].  Отсюда  у граждан, разбирающихся в вопросах правового регулирования правоохранительной деятельности, будут возникать вопросы, о правомерности использования понятия «ресоциализация» в уголовно-исполнительном праве. В связи с этим, считаем важным - проинформировать читателя, что правовые новеллы для внесения изменений в действующее законодательство уже сделаны, и есть уверенность, что они будут приняты в ближайшем будущем. Модельный вариант общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ уже опубликован.  

Заметим, что механизм ресоциализации, должен быть направлен на: содействие человеку в коррекции определенных негативных черт личности, дезадаптаций, девиаций, избавления от криминальной субкультуры и содержит в себе потенциал привлечения ресурсов общественных организаций, а также религиозных объединений, которые являются традиционными для России [5].   Очень часто люди, имеющие атеистические убеждения, задают вопросы и о правомерности участия священнослужителей религиозных организаций в уголовно-исполнительной деятельности. Такие вопросы могут возникнуть лишь у той части людей, которые не знают об изменениях в законодательстве Российской Федерации и о процессах, происходящих в этой сфере правоохранительной деятельности с участием духовных лиц религиозных объединений. В настоящее время священнослужителям религиозных объединений разрешается проведение религиозных обрядов, а также личных встреч с осужденными в исправительных учреждениях продолжительностью до 2-х часов без ограничения их количества (ст.14.УИК РФ). Кроме того, священство Русской Православной Церкви (провозгласив на одном из Архиерейских Соборов, что Церковь всегда вместе с народом) уже претерпевало все тяготы, лишения и муки, которые испытывал народ. Вместе с тем, именно она в нашей стране, имеет огромный опыт духовно-нравственного воспитания лиц, находящихся в узах. Этот опыт имеет, глубокие исторические корни, массу позитивных страниц, в противовес которым длительное время распространялась только негативная информация о православии и православных священниках.

Опыт деятельности служителей ислама в учреждениях уголовно-исполнительной системы России также имеет место не один десяток лет, и мы прекрасно знаем о той помощи, которые получают осужденные мусульмане в молитве, социальной поддержке, а также семьи лиц, лишенных свободы. Служители ислама вместе с православными священниками также претерпевали лишения и преследования.

В настоящее время между названными религиозными объединениями сложились и продолжают развиваться отношения понимания и взаимодействия, особенно в части заботы о возвращении к нормальной организации жизнедеятельности лиц, отбывающих уголовные наказания. Печально, что позитивные страницы участия православного священства Русской Православной Церкви и служителей ислама в субъектах Российской Федерации, где названные религии отцов, являются религией большинства населения, пока не получили действительно объективную научно-общественную оценку. И в настоящее время, когда по инициативе руководителей Российского государства, проводятся реформы, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, которые направлены на повышение эффективности ее деятельности, можно только приветствовать желание священнослужителей - участвовать в решении проблем, связанных с оказанием помощи людям, оступившимся в жизни. Да, эти люди совершили преступления и отбывают уголовные наказания, но по отбытию срока им предстоит возвращение в общество. А какими они вернутся, зависит от того, какую работу мы будем проводить с ними во время отбывания наказания. В этом деле может придти на помощь именно ресоциализация.

Возвращение священнослужителей на территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов к людям, в них находящимся, состоялось в начале 90-х годов прошлого века, т.е. уже в постсоветский период и продолжается более 25 лет. За это время произошли замечательные события. По инициативе людей, находящихся в местах принудительного содержания, там стали создаваться молитвенные комнаты,  храмы и мечети. Священнослужители в них регулярно проводят религиозные обряды. Современная ситуация на апрель 2017 года такова, что в учреждениях УИС построено 535 православных храмов, 61 мечеть, функционирует порядка 320 молитвенных комнат и примерно 30 храмов находятся в стадии строительства, содействие которому оказывают священнослужители различных религиозных объединений. Примерно восьмая часть лиц, отбывающих лишение свободы в ИУ, периодически посещают богослужения, а четвертая часть считает себя верующими людьми.

Заслугой священнослужителей религиозных объединений является создание по просьбам осужденных в исправительных учреждениях систем изучения религиозных учений, ведение с осужденными духовной переписки,  организация библиотек, безвозмездная раздача религиозной литературы и предметов религиозного культа.

Священнослужители религиозных объединений с первого дня своего пребывания в исправительных учреждениях оказывают социальную помощь лицам, отбывающим наказания. Это помощь оказывается в виде направления осужденным посылок (передач) с вложением в них продуктов питания и предметов первой необходимости, а также приобретения и передачи через медико-санитарные части УИС лекарственных препаратов и другая помощь.

Для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в отдельных регионах священнослужители пытаются создавать реабилитационные центры, рабочие места и всячески стараются содействовать их скорейшему восстановлению в организации своей жизнедеятельности и ведению правопослушного образа жизни в обществе.

Однако, если богослужебная деятельность современных священнослужителей религиозных объединений в исправительных учреждениях, ее практика, можно считать для них  уже делом освоенным, то участие в реализации программ ресоциализации и социальной адаптации людей, находящихся здесь, является, на наш взгляд, абсолютно новой деятельностью.

Как же подготовиться и что надо знать священнослужителям для того, чтобы вместе с сотрудниками следственных изоляторов и исправительных учреждений участвовать в реализации программ ресоциализации и социальной адаптации в отношении лиц, находящихся в этих местах принудительного содержания.                                                                                                                 

В последние годы множество теоретических исследований в области криминологии и пенологии,  а также изучение зарубежного и отечественного опытов организации деятельности по исправлению лиц, отбывающих уголовные наказания, позволили придти к решению о необходимости использования механизма ресоциализации (в противовес усилению карательной составляющей уголовного наказания) для достижения поставленной цели. Опыт применения ресоциализации в пенитенциарных системах отдельных социально развитых государств, имеет заметные позитивные результаты. Многие ученые-исследователи в России справедливо пишут об этом и настаивают на более глубокой индивидуализации исполнения наказания и воздействий, которые могут повлиять на изменение личности правонарушителей.

Диссертационные исследования по ресоциализации доказывают, что апробированные в пенитенциарных системах социально развитых государств технологии ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания, составление и применение одноименных программ, могут оказывать непосредственное воздействие и влияние на изменения конкретной личности осужденного.  У нас есть убежденность: ничто не мешает применению технологий ресоциализации в исправительной практике, т.к. это в большей степени относится к способам (методам) решения проблем исправления, а запретов на поиск и применение в деятельности исправительных учреждений гуманных подходов, в Российском законодательстве нет.

Предложенный теорией ресоциализации механизм содержит в себе глубинный подход, позволяющий раскрывать истоки «падения» личности, установление детерминант-факторов совершения преступлений и ее восстановления посредством «работы над ошибками». Общая оценка использования подобного подхода в исправительной практике со стороны ученых и специалистов, в основном одобрительная. Однако возникает вопрос: могут ли персонал УИС, представители общественных организаций и  священнослужители религиозных объединений справиться с задачей организации такой деятельности. Ответ на этот вопрос известен: без обучения не смогут. Поэтому и встает вопрос о необходимости обучения и переобучения, как персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, представителей общественности, так и священнослужителей религиозных объединений для участия в реализации мероприятий, предусматриваемых программами ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания.

По этой причине в деятельности образовательных учреждений ФСИН РФ и в практических подразделениях УИС идет подготовка применения использования теоретических основ, технологий и методических материалов ресоциализации лиц, осужденных за совершение преступлений и отбывающих различные виды наказаний. 

Священнослужителям религиозных объединений также как и сотрудникам УИС  для построения позитивных воздействий на осужденных необходимо иметь познания о теории и современных технологиях ресоциализации лиц, совершивших криминальные деяния, а также способах создания программ ресоциализации осужденных. На наш взгляд для оперативного овладения практикой составлением программ ресоциализации необходимо подготовить примерные образцы, чтобы участники процесса могли иметь представления о целостности их содержательной части. Также важно подготовить и практические рекомендации для них, в которых целесообразно раскрыть такие понятия как: социализация, диагностика уровня социализации, составление социально-психологического портрета, ресоциализация, технологии ресоциализации, программы ресоциализации, активная ресоциализация, критерии ресоциализации, успешная ресоциализация и другие.      

Важным учебно-методическим материалом для руководителей программ ресоциализации должен стать - «Перечень примерных программ ресоциализации различных категорий осужденных в ИУ», который предстоит еще принять.  Это позволит всем субъектам ресоциализации иметь представления о том, что должны быть отличия содержания программ для лиц, совершивших преступления против: собственности, здоровья населения и общественной нравственности,  общественной безопасности и общественного порядка, а также других категорий правонарушителей.

Для обучения сотрудников УИС и священнослужителей религиозных объединений участию в ресоциализации осужденных, отбывающих уголовные наказания, возможно возвращение к составлению и распространению специальных справочников, памяток, методических рекомендаций, кратких учебных пособий и т.д., издаваемых в виде специальных  брошюр.

Имеется еще один вопрос, на котором необходимо заострить внимание, это: необходимость организации общественно-научной дискуссии и принятия решения о возможности подписания лицами, отбывающими уголовные наказания Соглашения об участии в прохождении Комплексной индивидуальной программы ресоциализации (сокращенно – КИПР). Предполагаем, что для части лиц, отбывающих наказание, это дело должно быть добровольным. Идеальный вариант, когда лицо все-таки понимает, что у него возникли личностные проблемы и ему необходимо пройти программу ресоциализации, и он подписывает свое согласие на это. А как быть с теми лицами, которые ни при каких условиях добровольно не захотят проходить программу ресоциализации?

На наш взгляд желание осужденного все-таки необходимо учитывать, а также не преследовать лиц, которые не выразили желания участвовать в прохождении программ ресоциализации. Другое дело, что возможно надо продумать вопросы создания различных условий проживания в ИУ для лиц, согласившихся на прохождение программы ресоциализации и тех, которые «считают необходимым пребывать в криминальной субкультуре»[3]. Это один вопрос. Смысл другого вопроса заключается в том, что не за горами принятие решения на высшем законодательном уровне о принудительном прохождении программ ресоциализации отдельными категориями осужденных. Суд при вынесении решения о лишения свободы может осужденного за совершение конкретного вида преступления обязать пройти программу ресоциализации. Это может относиться к лицам, совершившим преступления, связанные с незаконными действиями в отношении: наркотических средств и психотропных веществ, против жизни и здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности личности и других. Думается, будет верным решение – подготовить примерные программы ресоциализации осужденных, отбывающих наказания по совершенным преступлениям, как реагирование на каждую главу Уголовного кодекса Российской Федерации.

Имеются еще вопросы, которые необходимо разрешить на ведомственном уровне для реализации намерений об использовании ресоциализации в практической деятельности ИУ и о которых также должны знать все субъекты. К ним относятся вопросы обязательного прохождения диагностики уровня социализации, имеющейся у обследуемого осужденного перед составлением программы ресоциализации, ее освоение, а после завершения - проведение обследования на предмет обнаружения результатов ее прохождения. Завершающее обследование должно содержать  заполнение специального тестового материала, обработка которого позволит сделать выводы о характере (результатах) прохождения ресоциализации, приобретенных новых знаний, умений и навыков, которые вполне могут позволить «закрепиться» человеку на свободе и вести правопослушный образ жизни.

И еще есть вопрос, который должен учитываться участниками процесса ресоциализации. Этот вопрос связан с необходимостью «нейтрализации отрицательного влияния криминальной субкультуры и деятельностью лидеров группировок отрицательной направленности» на организуемые процессы ресоциализации в отношении конкретных осужденных [4].  Здесь необходимо предпринимать все шаги для минимизации такого влияния. Дело это не простое, но разрешимое. Помощью в этом деле нам может быть принятие решений об усилении ответственности за организацию в местах лишения свободы криминальных групп, нарушений Правил внутреннего распорядка ИУ и построение взаимоотношений, основанных на криминальной субкультуре[2].

В заключении следует заметить, что священнослужителям не следует опасаться, что весь огромный объем деятельности, связанный с ресоциализацией будет переложен сотрудниками УИС на них. Такого произойти не может. Речь идет о планомерной последовательной работе, связанной с осуществлением воздействий, равно оказанием помощи человеку в возвращении к нормальной организации своей жизнедеятельности и ведению деятельностного существования в обществе совместно с сотрудниками УИС, являющимися специалистами в области психологии, социальной работы, педагогики и права. Под их руководством должна осуществляться такая деятельность, за которую именно они несут персональную ответственность. Священнослужители религиозных объединений здесь могут быть помощниками, т.е. участвовать практически во всех формах работы по выполнению мероприятий программ ресоциализации.

Таким образом, если последовательно, с участием в совместной деятельности сотрудников УИС и священнослужителей религиозных объединений решать перечисленные актуальные вопросы применения технологий и программ ресоциализации осужденных, которые отбывают уголовные наказания, то в обществе будет возможность говорить о том, что уголовно-исполнительной системой предпринимаются действия, направленные на повышение ее эффективности.

Литература:

Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.1997 г. N 2 ст. 198, в "Российской газете" от 16 января 1997 г. N 9.

2. Правила внутреннего распорядка ИУ: приказ МЮ РФ №295 от 16.12.2016г.

3. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М., 2002.

4. В.Ф.Пирожков. Законы преступного мира молодежи: монография. Тверь: ИПП «Приз», 1994.

5. Щербаков Г.В., Ананьев О.Г. Ресоциализация осужденных в УИС: учебное пособие. Рязань: Академия ФСИН России.2013.

 

Ананьев О.Г., старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии  ФСИН России

 

30-31 мая 2017 года

Казань, Республика Татарстан

Российский исламский институт

 

[1] Аннотация: в настоящей статье автор излагает отдельные важные вопросы применения теорий, технологий и программ ресоциализации в практике исправления лиц, отбывающих уголовные наказания. Наиболее актуальными он считает следующие: обучение субъектов, участвующих в ресоциализации, диагностику уровня социализации, составление социально-психологического портрета и непосредственно программы ресоциализации.  Автор также отразил свою точку зрения об участии священнослужителей религиозных объединений в ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: социализация, асоциальные черты личности, дезадаптации, девиации, ресоциализация, теории ресоциализации, технологии ресоциализации, методические рекомендации по проведению диагностики уровня социализации, программы ресоциализации.