ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ПОЧИН
27 июля 2010 года в актовом зале Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению под председательством Преосвященного Иринарха, епископа Красногорского, прошел Круглый стол на тему: «Реабилитация, ресоциализация и помилование».
Участниками Круглого стола были сотрудники новообразованного Синодального отдела по тюремному служению, представители НИИ ФСИН России, члены общественных организаций, – все те, кому не безразличны судьбы наших соотечественников, преступивших закон и отбывающих срок наказания в местах лишения свободы.
Во вступительном слове Владыка Иринах говорил о том, что в новом Синодальном отделе создается самостоятельный сектор под названием: «Реабилитация, ресоциализация и помилование». Круглый стол по сути является началом практической деятельности данного сектора, ибо сама жизнь диктует необходимость подобного рода деятельности.
Создание в марте текущего года Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению вызвано заботой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, чтобы лица, находящиеся в местах лишения (ограничения) свободы, и члены их семей, не оставались без пастырского и духовно-просветительского душепопечения Церкви, чтобы православное вероучение – вера отцов наших без ограничений распространялась среди всех слоев населения нашей страны. Попечение о бывших заключенных также составляет важное направление социального служения Церкви, о котором неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл.
Сложившаяся действительность и уровень соработничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, достигнутые за последнее десятилетие, свидетельствуют, что согласно статистическим данным текущего 2010 года около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на постоянной основе.
В исправительных учреждениях ФСИН России на сегодняшний день функционирует 471 тюремный храм Русской Православной Церкви и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. Эти результаты достигнуты благодаря трудам священнослужителей и помогающих им православных мирян в епархиях, где они несут послушание тюремного служения среди заключенных в местах лишения (ограничения) свободы.
Печалование об участи осужденных и проявление к ним милосердия было одной из прерогатив Церкви Христовой в Древней Руси. Поэтому и современное духовенство, несущее послушание в местах лишения свободы на постоянной основе, может играть немаловажную роль в процессе реабилитации и помилования. Через исповедь священство конкретно знает меру прегрешений и раскаяния человека, провинившегося перед обществом, и может составить или, хотя бы, дополнить правильное представление о конкретном человеке: достоин ли он помилования?
Недавно в Синодальный отдел поступило письмо из мест заключения, в котором осужденный с раскаянием рассказывает, как он совершил преступление. Сначала потерял работу, в результате чего у него распалась семья. Затем возникли другие житейские проблемы и он стал крайне озлоблен сложившимися обстоятельствами. В таком озлобленном состоянии вместе с двумя подельниками он участвовал в разбое и убийстве трех человек. Смертную казнь ему заменили на пожизненный срок заключения. Однако в тюрьме он обрел веру в Бога и когда отсидел 20 лет, один из монастырских старцев благословил ему написать заявление о помиловании. Из слов заключенного было видно, что он действительно глубоко переживает состояние своего падения и страдания близких родственников – его престарелых родителей. Однако в словах раскаяния, отражающего личные переживания и проблемы заключенного, отсутствует сопереживание в отношении близких родственников убитых им людей. В его словах отсутствует осознание глубины сотворенного зла по отношению к лишенным жизни людям и их родным и близким. Поэтому для подобных заключенных, если они получат освобождение через помилование, есть только один путь – искупление своих смертных грехов через покаянную жизнь в монастыре, следуя по стопам «благоразумных разбойников», подобным образом искупивших свою вину перед Богом и людьми.
В чем состоит ресоциализация и как помочь человеку, освободившемуся из мест заключения? Сегодня решение этой проблемы видится в направлении создания различных реабилитационных центров, поскольку значительное количество бывших заключенных – от 8% до 10% из числа осужденных стали верующими в местах лишения свободы и могли бы рассчитывать на духовную поддержку со стороны собратьев по вере после своего освобождения и выхода на свободу. Чрезвычайно важно участие в этой деятельности и государственных органов. При создании таких центров необходимо учитывать опыт работы в данном направлении как государственных учреждений и общественных организаций, но и церковных общин, которые трудятся на этой ниве уже более пятнадцати-двадцати лет.
В заключение выступления было подчеркнуто об особой важности оказания своевременной помощи ресоциализироваться в гражданскую жизнь только что освободившемуся человеку. Необходимо оградить его от пропасти возвращения в криминальную среду и помочь с обретением постоянного места работы, чтобы вновь стать законопослушным членом общества и, в конце концов, обрести семью, укорениться в повседневном быту и начать жизнь без криминальных привычек.
После выступления председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению слово было предоставлено ведущему научному сотруднику НИИ ФСИН РФ В. Ф. Трубецкому, который предложил собравшимся детальный анализ современных проблем ресоциализации бывших заключенных и научные подходы к решению проблем взаимоотношения бывших заключенных, государственных структур и общества.
Среди выступавших были представители различных общественных организаций. В том числе вице-президент благотворительной общественной организации «Преображение России» С. В. Кабанов и сотрудник Д. В. Зозуля, которые рассказали о программах оказания помощи людям, находящимся в зависимости от наркотических веществ и алкоголя. Работа в этом направлении ведется во многих регионах страны.
От общественной организации «Центр духовной поддержки православных общин в заключении имени преподобного Ефрема Сирина» выступила сотрудник Синодального отдела Н. В. Понамарева, которая в своем выступлении подчеркнула: «Наше участие в общественной работе в местах лишения свободы прежде ограничивалось катехизацией среди заключенных и дистанционным обучением. Но сегодня жизнь заставляет нас поворачиваться лицом к проблемам ресоциализации бывших заключенных, потому что все чаще и чаще к нам обращаются люди за конкретной помощью».
Представитель фонда «Старый Свет» Е. Н. Проценко, познакомил участников круглого стола с практическим опытом ресоциализации и помощи алко-наркозависимым на Западе. В рамках его выступления был показан документальный фильм об американских терапевтических обществах в местах лишения свободы.
Директор Православного центра духовной помощи и правовой защиты Г. В. Савенков, критически оценивая современную ситуацию с общественной адаптацией бывших заключенных, считает: «Краеугольным камнем нравственного здоровья русского человека является тысячелетнее Православие, создавшее нашу государственность, самосознание и язык народа. Поэтому только Русская Православная Церковь может разрешить проблему реабилитации православной личности после нахождения в неволе».
Президент Санкт-Петербургского межрегионального общественного благотворительного фонда «Возвращение» Л. П. Василенко отметила, что необходимо начинать готовить человека к ресоциализации за полгода до его освобождения и сопутствовать его возвращению в общество на протяжении достаточно длительного времени до его трудоустройства и решения проблемы постоянного жилья.
Своё обращение к участникам Круглого стола передал председатель общественной организации «Попечительное о тюрьмах общество» В. А. Ковалев. Это обращение зачитал член организации М. Ю. Алдашкин, который рассказал о деятельности их общества, а также о своём видении путей ресоциализации бывших заключенных.
Одна из главных задач российского общества – это профилактика преступления и духовное просвещение среди заключенных, – считает внештатный сотрудник Синодального отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями О. П. Аверина. Она рассказала о прежней работе сектора тюремного служения, который входил в структуру Синодального отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и возглавлялся ранее протоиереем Александром Добродеевым.
С анализом современного опыта и перспектив ресоциализации выступил сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению С. В. Тинт.
Вниманию участников Круглого стола также был представлен доклад о реабилитации жертв политических репрессий 1920х – 1950-х годов прошлого столетия, основанный на архивных материалах.
Епископ Иринарх поблагодарил участников Круглого стола за совместную плодотворную работу и выразил надежду, что деятельность Синодального отдела совместно с государственными учреждениями и общественными организациями в сфере тюремного служения найдет понимание как в российском обществе, так и в государственных структурах. «Важно помнить, что Христос касается сердца всякого человека, открытого для присутствия Божия. Примером такого исправления и преображения личности человека является благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую сторону от Христа, а также преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник, но завершивший свою жизнь в монашеском облике, другие подвижники благочестия, которые через покаяние в своих грехах или совершенных ими преступлениях, смогли преобразить свою личность и достичь высот христианского духа через примирение с Богом и обновленную во Христе покаянную жизнь».
Участниками Круглого стола были сотрудники новообразованного Синодального отдела по тюремному служению, представители НИИ ФСИН России, члены общественных организаций, – все те, кому не безразличны судьбы наших соотечественников, преступивших закон и отбывающих срок наказания в местах лишения свободы.
Во вступительном слове Владыка Иринах говорил о том, что в новом Синодальном отделе создается самостоятельный сектор под названием: «Реабилитация, ресоциализация и помилование». Круглый стол по сути является началом практической деятельности данного сектора, ибо сама жизнь диктует необходимость подобного рода деятельности.
Создание в марте текущего года Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению вызвано заботой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, чтобы лица, находящиеся в местах лишения (ограничения) свободы, и члены их семей, не оставались без пастырского и духовно-просветительского душепопечения Церкви, чтобы православное вероучение – вера отцов наших без ограничений распространялась среди всех слоев населения нашей страны. Попечение о бывших заключенных также составляет важное направление социального служения Церкви, о котором неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл.
Сложившаяся действительность и уровень соработничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, достигнутые за последнее десятилетие, свидетельствуют, что согласно статистическим данным текущего 2010 года около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на постоянной основе.
В исправительных учреждениях ФСИН России на сегодняшний день функционирует 471 тюремный храм Русской Православной Церкви и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. Эти результаты достигнуты благодаря трудам священнослужителей и помогающих им православных мирян в епархиях, где они несут послушание тюремного служения среди заключенных в местах лишения (ограничения) свободы.
Печалование об участи осужденных и проявление к ним милосердия было одной из прерогатив Церкви Христовой в Древней Руси. Поэтому и современное духовенство, несущее послушание в местах лишения свободы на постоянной основе, может играть немаловажную роль в процессе реабилитации и помилования. Через исповедь священство конкретно знает меру прегрешений и раскаяния человека, провинившегося перед обществом, и может составить или, хотя бы, дополнить правильное представление о конкретном человеке: достоин ли он помилования?
Недавно в Синодальный отдел поступило письмо из мест заключения, в котором осужденный с раскаянием рассказывает, как он совершил преступление. Сначала потерял работу, в результате чего у него распалась семья. Затем возникли другие житейские проблемы и он стал крайне озлоблен сложившимися обстоятельствами. В таком озлобленном состоянии вместе с двумя подельниками он участвовал в разбое и убийстве трех человек. Смертную казнь ему заменили на пожизненный срок заключения. Однако в тюрьме он обрел веру в Бога и когда отсидел 20 лет, один из монастырских старцев благословил ему написать заявление о помиловании. Из слов заключенного было видно, что он действительно глубоко переживает состояние своего падения и страдания близких родственников – его престарелых родителей. Однако в словах раскаяния, отражающего личные переживания и проблемы заключенного, отсутствует сопереживание в отношении близких родственников убитых им людей. В его словах отсутствует осознание глубины сотворенного зла по отношению к лишенным жизни людям и их родным и близким. Поэтому для подобных заключенных, если они получат освобождение через помилование, есть только один путь – искупление своих смертных грехов через покаянную жизнь в монастыре, следуя по стопам «благоразумных разбойников», подобным образом искупивших свою вину перед Богом и людьми.
В чем состоит ресоциализация и как помочь человеку, освободившемуся из мест заключения? Сегодня решение этой проблемы видится в направлении создания различных реабилитационных центров, поскольку значительное количество бывших заключенных – от 8% до 10% из числа осужденных стали верующими в местах лишения свободы и могли бы рассчитывать на духовную поддержку со стороны собратьев по вере после своего освобождения и выхода на свободу. Чрезвычайно важно участие в этой деятельности и государственных органов. При создании таких центров необходимо учитывать опыт работы в данном направлении как государственных учреждений и общественных организаций, но и церковных общин, которые трудятся на этой ниве уже более пятнадцати-двадцати лет.
В заключение выступления было подчеркнуто об особой важности оказания своевременной помощи ресоциализироваться в гражданскую жизнь только что освободившемуся человеку. Необходимо оградить его от пропасти возвращения в криминальную среду и помочь с обретением постоянного места работы, чтобы вновь стать законопослушным членом общества и, в конце концов, обрести семью, укорениться в повседневном быту и начать жизнь без криминальных привычек.
После выступления председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению слово было предоставлено ведущему научному сотруднику НИИ ФСИН РФ В. Ф. Трубецкому, который предложил собравшимся детальный анализ современных проблем ресоциализации бывших заключенных и научные подходы к решению проблем взаимоотношения бывших заключенных, государственных структур и общества.
Среди выступавших были представители различных общественных организаций. В том числе вице-президент благотворительной общественной организации «Преображение России» С. В. Кабанов и сотрудник Д. В. Зозуля, которые рассказали о программах оказания помощи людям, находящимся в зависимости от наркотических веществ и алкоголя. Работа в этом направлении ведется во многих регионах страны.
От общественной организации «Центр духовной поддержки православных общин в заключении имени преподобного Ефрема Сирина» выступила сотрудник Синодального отдела Н. В. Понамарева, которая в своем выступлении подчеркнула: «Наше участие в общественной работе в местах лишения свободы прежде ограничивалось катехизацией среди заключенных и дистанционным обучением. Но сегодня жизнь заставляет нас поворачиваться лицом к проблемам ресоциализации бывших заключенных, потому что все чаще и чаще к нам обращаются люди за конкретной помощью».
Представитель фонда «Старый Свет» Е. Н. Проценко, познакомил участников круглого стола с практическим опытом ресоциализации и помощи алко-наркозависимым на Западе. В рамках его выступления был показан документальный фильм об американских терапевтических обществах в местах лишения свободы.
Директор Православного центра духовной помощи и правовой защиты Г. В. Савенков, критически оценивая современную ситуацию с общественной адаптацией бывших заключенных, считает: «Краеугольным камнем нравственного здоровья русского человека является тысячелетнее Православие, создавшее нашу государственность, самосознание и язык народа. Поэтому только Русская Православная Церковь может разрешить проблему реабилитации православной личности после нахождения в неволе».
Президент Санкт-Петербургского межрегионального общественного благотворительного фонда «Возвращение» Л. П. Василенко отметила, что необходимо начинать готовить человека к ресоциализации за полгода до его освобождения и сопутствовать его возвращению в общество на протяжении достаточно длительного времени до его трудоустройства и решения проблемы постоянного жилья.
Своё обращение к участникам Круглого стола передал председатель общественной организации «Попечительное о тюрьмах общество» В. А. Ковалев. Это обращение зачитал член организации М. Ю. Алдашкин, который рассказал о деятельности их общества, а также о своём видении путей ресоциализации бывших заключенных.
Одна из главных задач российского общества – это профилактика преступления и духовное просвещение среди заключенных, – считает внештатный сотрудник Синодального отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями О. П. Аверина. Она рассказала о прежней работе сектора тюремного служения, который входил в структуру Синодального отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и возглавлялся ранее протоиереем Александром Добродеевым.
С анализом современного опыта и перспектив ресоциализации выступил сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению С. В. Тинт.
Вниманию участников Круглого стола также был представлен доклад о реабилитации жертв политических репрессий 1920х – 1950-х годов прошлого столетия, основанный на архивных материалах.
Епископ Иринарх поблагодарил участников Круглого стола за совместную плодотворную работу и выразил надежду, что деятельность Синодального отдела совместно с государственными учреждениями и общественными организациями в сфере тюремного служения найдет понимание как в российском обществе, так и в государственных структурах. «Важно помнить, что Христос касается сердца всякого человека, открытого для присутствия Божия. Примером такого исправления и преображения личности человека является благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую сторону от Христа, а также преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник, но завершивший свою жизнь в монашеском облике, другие подвижники благочестия, которые через покаяние в своих грехах или совершенных ими преступлениях, смогли преобразить свою личность и достичь высот христианского духа через примирение с Богом и обновленную во Христе покаянную жизнь».
27 июля 2010 года
Москва, Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению