Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.05.2024, 09:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

XXIII Международные образовательные рождественские чтения - Международная конференция

– Большой интерес у участников конференции вызвало выступление представителя Украины Лисицкова Александра Владимировича, генерал-лейтенанта внутренней службы, экс-главы Государственной пенитенциарной службы Украины.

Александр Владимирович высказал слова благодарности за приглашение принять участие в Конференции и кратко проинформировал о том, что делалось и делается в настоящее время в пенитенциарных учреждениях Государственной службы Украины. Вот выдержки из его выступления:

«В первую очередь хотел бы сказать, что у нас функционирует 95 православных храмов, 38 молельных комнат. Охвачено около 50 тысяч лиц осужденных, участвующих в богослужениях, и тысячи сотрудников. За период с 2010 по 2012 год мы начали строительство более 25 храмов, и 15 храмов уже введены в эксплуатацию. Работа продолжается и в такое непростое для Украины время – в сегодняшний день. …

В 2012 году между пенитенциарной службой Украины и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром был подписан договор, который позволяет нам взаимодействовать во всех сферах жизни наших подразделений, как среди осужденных, так и с нашими сотрудниками.

На территории Центрального аппарата службы в 2010 году мы открыли храм. На базе этого храма мы сделали Методический центр по повышению квалификации тех сотрудников, которые участвуют в воспитательной деятельности.

В 2012 году вместе с Синодальным отделом по тюремному служению Украинской Православной Церкви провели Крестный ход с частицами Животворящего Креста Господня и мощами святых Константина и Елены. Было охвачено порядка 40 учреждений, прикоснуться к этим святыням смогли более 80 тысяч осужденных и личного состава.

Наша работа была направлена на укрепление взаимодействия и доверия наших братских народов. Последнюю конференцию мы проводили в Харькове, куда пригласили гостей из Российской Федерации, Белоруссии. Эту работу мы будем продолжать».

Своё выступление Лисицков завершил словами земляка архимандрита Зосимы: «Храм даёт то, что нам всем необходимо: умиротворение в сердце, смиренность духа». И, как он завещал, будем молиться – будет смысл жизни. Господь будет постепенно просвещать разум, давать всем нам всё необходимое».

– С ретроспективным анализом идей христианской богословской мысли, о путях духовно-нравственного воспитания человека выступил священник Георгий Лопухов, председатель Религиозной миссии «Синодальный отдел по тюремному служению Белорусской Православной Церкви»:

– «Христианская педагогика направлена на выработку у воспитуемого трёх пониманий к окружающему миру. Во-первых, в доступном объяснении причин появления сложно и разумно организованной Вселенной, все без исключения части которой взаимосвязаны в единое целое бесконечным числом сложнейших законов. Во-вторых, важно помочь осознать существование двух параллельных, но взаимопроникающих форм бытия, иначе говоря – двух миров, а точнее – двух частей единого мира. Это, с одной стороны, мир материальный и, с другой, – мир духовный. В-третьих, помочь в понимании бессмертия разумной человеческой личности (души) как существа духовного, созданного для бытия вечного, поскольку только такое бытие имеет право называться бытием».

 – «Нам, священникам, нужно доказывать, что атеизм неприемлем для жизни. Атеизм означает, что всё в жизни конечно. И вывод – бери от жизни всё и быстро (как уголовники и поступают). Это – тупик».  

– Доклад профессора Меркурьева Виктора Викторовича, вице-президента Российской криминологической ассоциации, доктора юридических наук, был посвящён предупреждению экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России. В нём он рассказывал участникам Конференции о сравнительно новом криминальном явлении – тайной вербовке в исправительных учреждениях России осуждённых для последующего использования (после выхода на свободу) в террористической и экстремистской деятельности. И этот процесс приобретает устойчивый характер. При этом активно используется религиозная литература экстремистского содержания. Профессор привёл статистику и ряд факторов, показывающих далеко идущую опасность ваххабитской среды среди спецконтингента, ранее не состоящего на профилактическом учёте.

В своем докладе: «Предупреждение экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России в контексте решения задач сохранения и развития личности осужденных» проф. В. В. Меркурьев отметил следующее:

– «Сравнительно новое криминальное явление – вербовка в исправительных учреждениях России осуждённых для последующего (постпенитенциарного) их использования в террористической и иной насильственной экстремистской деятельности приобретает устойчивый характер. Криминальный мир с его набором ценностей и мировоззренческих установок даёт много возможностей религиозным фундаменталистам для вербовки в свои ряды новых последователей, оказавшихся в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, по иным («неэкстремистским») статьям Уголовного кодекса».

– «Кроме того, радикально ориентированные группировки в стремлении перетянуть на свою сторону большее число сторонников, широко используют в качестве инструмента религиозные материалы экстремистского содержания, которые они пытаются доставить в следственные изоляторы и исправительные учреждения УИС».

– «Если давать оценку происходящим процессам в целом, то результаты изучения следственной и судебной практики показали, что наибольшую опасность для национальной безопасности России представляет формирование «идейной платформы» националистических сил в составе международных экстремистских и террористических организаций, нацеленных на административно-территориальные изменения в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Урала, на нарушение территориальной целостности России. Активизация их деятельности проявляется и по линии вербовки, и обучения новых членов для последующей борьбы с федеральными силами в очагах вооружённого сопротивления, как в России, так и за её пределами».

Селиверстов Вячеслав Иванович, профессор кафедры уголовного права и  криминологии МГУ им. М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки, в своём докладе, вызвавшем большой интерес, сосредоточил внимание на «вызовах» современности: внедрению западной пенитенциарной системы в российскую практику исполнения наказаний и её отличие от нашей.

В докладе: «Исправление осуждённых как цель уголовного наказания» проф. В. И. Селиверстов сказал:

– «В ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации в числе целей наказания указана цель исправления осуждённых. В нормах Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации цели исправления осуждённых придана приоритетная роль: в части 5 ст. 103 прямо указано, что исправление осуждённых является основной задачей исправительных учреждений. Это официальная позиция законодателя, государства, она имеет достаточно глубокое обоснование, однако в последние годы указанная позиция законодателя подвергается сомнению».

– «Девизом к направлению Международных Рождественских образовательных чтений по тюремному служению является: «От исправления к сохранению и развитию человека». Аргументацией данного девиза является тяжелое наследие ГУЛАГА, влекущее принудительное (насильственное) исправление человека, что является недопустимым в современных условиях».

– «Однако то, что цель исправления не достигается стопроцентно, не означает, что от неё необходимо отказаться. Категория цель в философском понимании означает такое идеальное состояние, к которому необходимо стремиться, но которое никогда не достижимо. На то и обозначается это состояние в виде цели. Если же цель гарантированно достигается во всех случаях, то это уже не цель, а результат. В этом случае необходимо ставить другую, более высокую и труднодостижимую цель».

– «Патерналистскому подходу противостоит западноевропейский, в основе которого лежат незыблемость и верховенство прав человека, свободы личности во всех её проявлениях. Исходя как раз из этого западноевропейского подхода, цель исправления предлагается заменить сохранением и развитием человека.

Сохранение – это поддержание надлежащего состояния здоровья (питание, отдых, медицинское обслуживание) и безопасности. Развитие заключается в программах по ликвидации неграмотности, получения профессии, избавления от вредных привычек и социальных пороков (алкоголизма, наркомании и т.д.).

Однако всё это задействуется в рамках приоритета прав человека, а именно без принуждения. Осуждённый вместе с администрацией составляет программу своего развития. Если же он не желает участвовать в развивающих реабилитационных программах, то его никто не заставит. Но досрочное освобождение ему не светит».

– «Именно права человека или необходимость их соблюдения обусловили то, что ещё в середине 80-х годов прошлого столетия в английских тюрьмах умерли от голодовки 12 заключенных – членов Ирландской республиканской армии во главе Бобби Сэндзом. Им приносили пищу, под запись телевизионных камер предлагали поесть, но принудительно не накормили и не спасли им жизни. Объясняли это тем, что у каждого гражданина есть право на жизнь (или на смерть), и только он вправе решить жить ему или нет.

Если мы будем переходить на западноевропейскую доктрину прав человека, то нам необходимо будет отказаться от закрепленной в части 4 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ возможности принудительного кормления осуждённых по медицинским показаниям. Отказаться от того, что государство, исходя из патерналистского подхода, сохраняет жизнь осуждённым, не принимая во внимание их желание умереть голодной смертью».

– «Готово ли наше общество к переходу на такую либеральную модель исполнения лишения свободы? Как соотносится всё это с православными ценностями? Об этом хотелось бы узнать мнение более широкого круга людей, а также специалистов в области теологии. Вот какие проблемы возникают при решении, казалось бы, простого вопроса замены термина «исправление»».

– Протоиерей Виктор Яценко, председатель «Синодального отдела по вопросам пасторской опеки пенитенциарной системы Украинской Православной Церкви», в своём выступлении о духовном окормлении осуждённых напомнил, что святой равноапостольный великий князь Владимир, полжизни проживший как язычник, стал впоследствии благочестивым христианином. По мнению выступающего, личность великого князя очень хороша в качестве примера перевоспитания, особенно для тюремного служения.

В своем выступлении на тему: «Для воспитания осужденных надо чаще использовать не только личности святых, но и людей просто праведных – в том числе благочестивых мирян», протоиерей Виктор Яценко сказал:

– «В контексте темы XXIII Международных Рождественских чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» мне кажется, мы мало внимания уделяем личности святого равноапостольного князя. Он не священник, не епископ, а благочестивый мирянин, первая часть жизни которого была типично языческой. И вот та трансформация, которая произошла в его душе после крещения, принятия христианских ценностей, преобразила его личность. И мы – не только тюремные священники, не только тюремные волонтёры, но и сами сотрудники системы, персонал – можем вполне использовать жизнь святого равноапостольного князя в качестве примера в диспутах».

В Синодальном отделе пасторской опеки пенитенциарной системы намечено в этом году провести поэтический и песенный конкурс, посвящённый памяти святого равноапостольного князя Владимира.

 

– Председатель отдела по тюремному служению Бакинской епархии, Азербайджан, священник Мефодий Эфендиев рассказал о своей работе тюремного служения: «Справочная информация: Азербайджан – светское государство, 97% населения исповедуют Ислам, 2% – остальные религии. Наш Отдел тюремного служения был создан в 2010 году и состоит из трёх священнослужителей. Мы регулярно окормляем три колонии строгого режима, и одну – общего. На территории каждой из колоний имеется молельная комната, в которой проводятся Таинство Крещения и Исповеди, а также совершаются молебны. В прошлом году крестились двое заключённых. Хорошие связи у отдела с пенитенциарной службой. На территории колонии общего режима №10 по инициативе начальника пенитенциарной службы была открыта молельная комната. Туда привезли духовную литературу, мы смогли молиться и участвовать в богослужении. Стараемся помогать христианам при освобождении. Тем, которые отбыли срок в колонии строгого режима, была оказана помощь в получении паспортов и в устройстве на работу. Одного желающего, по его просьбе, отправили в Россию». 

– О взаимодействии МВД Белоруссии с Белорусской Православной Церковью, о новых нормативных актах, обеспечивающих благоприятные условия осуществления вероисповедания осуждённых, о включении ряда священников на ставки МВД поведал участникам Конференции заместитель начальника Управления организации исправительного процесса Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь, подполковник внутренней службы Кралько Александр Павлович.

– Сушков Борис Алексеевич, исполнительный директор Попечительского совета уголовно-исполнительной системы России, в своём выступлении высоко оценил деятельность Федеральной службы исполнения наказаний. За эти годы, как сообщил выступающий, он видел разное: и разруху, и многое другое. Сейчас большинство наших исправительных учреждений, по мнению Бориса Сушкова, находятся в состоянии достаточно приличном и достойном для содержания заключенных. Численность содержащихся в изоляторах упала от 300 тыс. до 100 тысяч человек. Докладчика по-прежнему беспокоит, что количество трудоустроенных практически не увеличилось: только 25% осужденных работают. Также Б. А. Сушков рассказал о деятельности Попечительского совета, который существует уже 15 лет.

– Завершая работу Международной конференции, епископ Красногорский Иринарх поблагодарил всех участников конференции, особенно тех, кто выступал с докладами, за плодотворную работу.

Перед завершением работы Международной конференции XXIII-х Международных Рождественских образовательных чтений состоялось вручение наград Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению за «веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви» и  подведение итогов Всероссийского смотра религиозной деятельности осуждённых «Не числом, а смирением» и конкурса православной живописи «Явление».

IV.

ВРУЧЕНИЕ НАГРАД

Награды Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви были вручены:

– Лисицкову Александру Владимировичу, генерал-полковнику внутренней службы, экс-главе Государственной пенитенциарной службы Украины – вручена серебряная медаль Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению святой великомученицы Анастасии Узорешительницы II-й степени за «веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви» и укрепление сотрудничества между Украинской Православной Церковью и Государственной пенитенциарной службой Украины (Приказ № 4 от  22 января 2015 года);

– протоиерею Виктору Яценко, председателю Синодального отдела Украинской Православной Церкви по пастырской опеке пенитенциарной системы Украины – вручена медаль Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению святой великомученицы Анастасии Узорешительницы III-й степени за «веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви», а также укрепление сотрудничества между Украинской Православной Церковью и Государственной пенитенциарной службой Украины вручена награда (Приказ № 3 от  22 января 2015 года);

– Назарову Сергею Владимировичу, полковнику внутренней службы, начальнику Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России – вручена медаль Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению святой великомученицы Анастасии Узорешительницы III-й степени за «веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви», а также укрепление сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний вручена награда (Приказ № 3 от  22 января 2015 года).

Вручение наград (медалей Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению) произведено в Сергиевском зале Патриарших палат Соборного Храма Христа Спасителя.

V.

НАГРАЖДЕНИЕ

КЛИРИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ МИТРОПОЛИИ 

И СОТРУДНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

За «Веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви» и укрепление сотрудничества между Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний награждены Благословенной Грамотой Синодального Отдела Московского Патриархата по тюремному служению за усердные труды во славу Святой Церкви:

– игумен Даниил (Жирнов Алексей Владимирович), председатель епархиальной Комиссии по тюремному служению – благочинный храмов Можайского округа, настоятель Никольского собора города Можайска, член Общественной наблюдательной комиссии Московской области;

– Карпов Александр Владимирович, майор внутренней службы, заместитель начальника по воспитательной работе ФКУ СИЗО № 12;

– Пушин Кирилл Витальевич, майор внутренней службы, заместитель начальника по воспитательной работе ФКУ КП – 2;

– Козлов Дмитрий Викторович, капитан внутренней службы, начальник отряда ФКУ КП – 2;

– Лосев Константин Геннадьевич, майор внутренней службы, начальник отряда ФКУ КП – 2.

Благословенные Грамоты Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению вручены в Сергиевском зале Патриарших палат Соборного Храма Христа Спасителя.

VI.

«НЕ ЧИСЛОМ, А СМИРЕНИЕМ» 

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИВОПИСИ

«ЯВЛЕНИЕ»

Объявление итогов конкурса, вручение Благословенных Грамот, дипломов и богослужебных ценных подарков представителям епархий и территориальных органов ФСИН России состоялось в Сергиевском зале Патриарших палат в Храме Христа Спасителя 22 января 2015 года, при завершении работы Международной конференции (Приказ № 2 от 15 января 2015 года).

1. По результатам подведения итогов Всероссийского смотра религиозной деятельности осуждённых «Не числом, а смирением» – конкурса православной живописи «Явление», согласно Положению о Всероссийском смотре, православным общинам тюремных храмов исправительных учреждений, занявшим призовые места, были присуждены ценные подарки богослужебного предназначения:

– Евхаристическая Чаша – присуждена за призовое место I-й степени православной общине ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия – победителю в Конкурсе православной живописи осуждённых «Явление» Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных: «Не числом, а смирением», за написание художественного произведения «Патриарх» с вручением Благословенной Грамоты Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению за усердные труды во славу Святой Церкви.

– Евангелие богослужебное – присуждено за призовое место II-й степени православной общине ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской  области – победителю в Конкурсе православной живописи осуждённых «Явление» Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных: «Не числом, а смирением», за написание художественного произведения «Таинство радости» с вручением Благословенной Грамоты Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению за усердные труды во славу Святой Церкви.

– Крест напрестольный – присужден за призовое место III-й степени православной общине ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ростовской области – победителю в Конкурсе православной живописи осуждённых «Явление» Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных: «Не числом, а смирением», за написание художественного произведения «Вечера» с вручением Благословенной Грамоты Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению за усердные труды во славу Святой Церкви.

2. За усердные труды во славу Святой Церкви наградены Благословенной Грамотой Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению:

– православная община ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области за написание художественного произведения «Христос в терновом венце»;

– православная община ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области, за написание художественного произведения «Старец»;

– православная община ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области за написание художественного произведения «Вечерний звон».

3. Благословенной Грамотой Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению награждены осужденные – авторы живописи «за стремление запечатлеть в картине глубину религиозного чувства»:

– Грязнов Константин Олегович за написание художественного произведения «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь» (ФКУ ИК-16 УФСИН России по Республике Башкортостан);

– Казарин Евгений Юрьевич за написание художественного произведения «Пасха» (ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю);

– Барзов Дмитрий Владимирович за написание художественного произведения «Зимний монастырь» (ФКУ ИК-9 УФСИН России по Краснодарскому краю);

– Козловцев Павел Анатольевич за написание художественного произведения «Серафимо-Михайловский монастырь» (ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области);

– Остова Марина Николаевна за написание художественного произведения «Троице-Сергиева Лавра» (ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Вологодской области).

4. Общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» в лице директора Сушкова Бориса Алексеевича наградила лауреатов, занявших призовые места, Дипломами Лауреатов первой, второй и третьей категорий и денежными премиями (на лицевые счета).

Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

21-23 января 2015 года

Сергиевский зал Патриарших трапезных палат

Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя в Москве

 

<< Вернуться