Оставить
стены, а дух поменять.
(Обзор выступлений на
Рождественских чтениях 2009 года).
17- 18-го февраля
2009 года в рамках XVII Международных Рождественских чтений состоялась конференция
«Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в пенитенциарной
системе России, опыт и перспективы». Второй день конференции – 18-го февраля был
рабочим. Основные обсуждавшиеся в этот день темы: реабилитация освободившихся
из мест лишения свободы, статус тюремного священника, проблемы связанные с
кастовой системой в местах заключения, проблемы алкоголизма и наркомании.
Рабочий день конференции открыл своим выступлением заведующий
Сектором по взаимодействию с УИС Синодального Отдела иерей Александр Добродеев.
Он рассказал о работе Сектора, представил сборник материалов в помощь
организации служения в местах лишения свободы «Тюремное служение Русской
Православной Церкви», вышедший в начале 2009-го года, привел некоторые статистические
данные.
Пономарева Н.В. рассказала о Концепции тюремного служения,
которая включает в себя основные направления работы в данном виде служения:
пастырское окормление сотрудников УИС и осужденных, подготовка к освобождению,
миссионерская работа, организация молитвенных комнат и строительство храмов,
работа с семьями осужденных и с пострадавшими от преступлений, образование
сотрудников УИС и осужденных, материальная поддержка, реабилитация и
трудоустройство освободившихся, проблемы ВИЧ-инфицированных, наркомании, алкоголизма,
и другие. Цель работы над такой концепцией – это создание единого
информационного центра, такого своеобразного справочника, размещенного,
например, в интернете или изданного в виде электронной книги или обычной, где
были бы собраны полезные сведения, касающиеся
тюремного служения: методики обучения, адреса реабилитационных центров по всей
стране, адреса организаций, оказывающих помощь в трудоустройстве и т.д.
О
статусе тюремного священника.
Обсуждался вопрос статуса тюремного священника. Быть ли
священнику, окормляющему заключенных, капелланом, то есть профессиональным
тюремным священником, освобожденным от служения на приходе, или лучше, если
священнослужитель не теряет связи с приходом? Обсуждались различные варианты того, как священник
может служить в местах заключения на законном основании.
Заведующий Сектором тюремного служения Отдела по
взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох рассказал об опыте введения
священников в штат сотрудников Питерского Следственного изолятора «Кресты».
Результат такого эксперимента оказался неудачным, но поучительным. Целью
эксперимента, начатого два года назад,
было - отработать модель ежедневного официального присутствия священника в
условиях следственного изолятора. Первая проблема, с которой пришлось
столкнуться, заключалась в том, что за год в Санкт-Петербургской епархии не смогли
найти священника, который согласился бы каждый день ходить в тюрьму и быть
оторванным от прихода и от приходской жизни.
Также прот. Олег Скоморох поделился своим опытом участия в
Международной ассоциации тюремных капелланов, членом которой он является с
2004-го года. Законодательства разных европейских стран, в том числе и
постсоветского пространства, предусматривают различные способы того, как на
законном основании священники могут находиться в тюрьмах. Не обязательно, чтобы
священник получал зарплату от государства и ходил в колонию как чиновник.
Существуют другие схемы. Служение священника в тюрьме может входить в его
рабочие часы на приходе, и тогда день, проведенный в учреждении, засчитывается как
день, проведенный на приходе, то есть это входит в обычные обязанности пастыря.
Или церковь заключает договор с Управлением исполнения наказаний, они
производят между собой соответствующие расчеты, деньги перечисляются по
договору в епархию, где священник получает свою зарплату.
Об опыте пастырского служения в республике Беларусь
рассказал старший тюремный священник Витебской епархии иерей Александр
Харламов. В Белорусских колониях введена должность «руководителя кружка духовно
нравственного воспитания» - специально для священников, чтобы они имели
возможность получать денежное вознаграждение за свою работу, и чтобы повышалась
их ответственность при служении в колониях. Разработаны «типовые обязанности
руководителя кружка» и инструкция о порядке работы священнослужителей в
исправительных учреждениях. Руководитель кружка приходит в колонию два раза в
неделю – один раз проводит службу, другой раз - ведет образовательные занятия. В
качестве эксперимента в нескольких учреждениях Витебской епархии на должность
руководителя кружка назначают священника, который работает только в колонии, а от остальных
служений его освобождают.
Исполнительный директор Международной ассоциации тюремного
служения И.К. Сатиров рассказал об опыте такого служения в других странах.
Ассоциация объединяет христиан разных
традиций в 113-ти странах.
Проблемы
наркомании и алкоголизма.
По статистике до 95% преступлений совершается в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения.
И следующая часть конференции была посвящена способам решения проблем
химической зависимости. Было представлено четыре методики: принятие обета трезвости,
методика отца Анатолия Берестова, программа реабилитации «Старый свет» и 12-ти
шаговая программа Анонимных алкоголиков. Все перечисленные ниже организации
оказывают помощь бесплатно, причем не только химически зависимым людям, но и их
родственникам.
Общество
трезвости. Об этом обществе рассказал
протоиерей Алексей Елисеев заведующий Сектором тюремного
служения Екатеринбургской епархии. Члены общества трезвости дают «обет трезвости». Чин обета относится к церковным требам, которые совершаются
священнослужителями по просьбе верующих, то есть это молебен, который длится
минут тридцать-сорок. Традиция принятия обетов трезвости существует с конца
девятнадцатого века и имеет целью помочь людям, страдающим алкогольным и табачным
пристрастиями. Чин принятия обета проходит в присутствии священника и членов
общества трезвости.
Методика отца
Анатолия (Берестова). Следующую методику
помощи химически зависимым представил Кулагин О. М., заместитель председателя
благотворительного совета г. Москвы. Методику разработал иеромонах Анатолий
Берестов, в прошлом профессор, доктор медицинских наук. Он возглавляет
Душепопечительский православный центр св. прав. Иоанна Кронштадского созданный
в 1996 г.
по благословению святейшего патриарха Алексия II,
центр находится на Крутицком патриаршем
подворье в г. Москве. Методика включает в себя три этапа. Первый этап –
медикаментозный, это курс дезинтоксикации
и общеукрепляющей терапии. Он проводится в условиях стационара или в
амбулаторных условиях под активным наблюдением врача-нарколога и других
специалистов. Второй этап осуществляется в монастыре, общинах монастырского
типа или путем смены места жительства с целью удаления человека из опасной для
него социальной среды. На этом этапе применяются различные психотерапевтические
методики. Третий этап включает семейно-бытовую и социально-трудовую
реабилитацию тех, кто находится в состоянии устойчивой ремиссии, то есть уже довольно
долгое время не употребляет изменяющих сознание веществ. Им помогают в
трудоустройстве, психологи и психотерапевты помогают адаптироваться в семье. На
всех трех этапах ведется пастырская работа по воцерковлению и духовному
развитию личности, оказывается душевная
и духовная поддержка. Центров, работающих по данной методике, в Российской
федерации открыто свыше пятидесяти. Планируется увеличение их количества. В
Душепопечительском центре св. прав. Иоанна Кронштадского также идет работа над
созданием девятидневного учебного курса для священников - о том, как лучше и
эффективнее помочь людям избавиться от пристрастия к алкоголю, наркотикам и
табакокурению.
Реабилитационная
программа «Старый свет». На конференции
его представляла руководитель данного проекта Юрпольская А.Б. Уже более шестнадцати лет фонд ведет работу в
области помощи алкоголикам, наркоманам и их родственникам, проводит
реабилитацию тех, кто уже каким-то образом прекратил употребление изменяющих
сознание веществ. Программа реабилитации рассчитана на 2-3 года, включает в
себя групповую и индивидуальную работу с психологом, трудовую и хозяйственную
деятельность, занятия по 12-ти шаговой программе и приобщение к церковной жизни.
Медикаментозное лечение не применяется. Основная цель этой программы –
формирование общности, восстановление здоровых связей с людьми, утраченных в
результате болезни. В Москве более пятнадцати лет работает амбулаторный вариант
этой программы, ее посещают три раза в неделю, живут при этом дома. Пять лет
назад фондом «Старый свет» на территории православного храма в Подмосковье
открыт стационарный реабилитационный
центр, где желающие избавиться от зависимости проживают постоянно на протяжении
всего периода реабилитации.
О
темах других выступлений.
Всего во время рабочего дня конференции выступило
девятнадцать человек. Представляем коротко темы других докладов:
О методиках очного и дистанционного образования,
разработанных в Рязанской духовной
семинарии рассказал председатель
Епархиального Отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями
Рязанской епархии протоиерей Сергий Сальцов. Второй год в Рязанской духовной
семинарии для священников преподается курс тюремного служения, направленный на
обучение тому, как строить свою работу в тюрьме. Разработана учебная программа
для сотрудников колоний, рассчитанная на 36 часов. Этот курс сначала
планировали назвать «Основы православной веры», но такое название не вызвало
интереса, и название изменили на «Проблемы духовной безопасности общества и
государства». Создана также методичка
для обучения основам веры детей, находящихся в колониях для несовершеннолетних.
Мелодист Антонова И.А. из Уфимской епархии представила
несколько курсов дистанционного обучения: по Закону Божию, по православным праздникам
и по посланиям святых апостолов, а также курс основ православной веры для
солдат «Береги честь смолоду». Методики ценны тем, что просты в применении,
рассчитаны на молодежную аудиторию, и что особенно актуально – рассчитаны на индивидуальное
обучение тех, кто содержится в камерах и не имеет возможности участвовать в
общинной жизни.
Журнала «Фома» готовит специальный тираж объемом 10000
экземпляров, предназначенный для распространения в местах лишения свободы, он
содержит в себе специальную вкладку, обращенную непосредственно к осужденным и
отчасти к сотрудникам системы исполнения
наказаний, она называется «Добрая воля». В течение 2009-го года вкладка будет
выходить четыре раза в год - раз в квартал. Если этот эксперимент удастся, то с
2010-го года она станет ежемесячным приложением к журналу.
Начальник отдела по воспитательной работе с осужденными женской
колонии ИК-3 Костромской области Быстрякова Н.Е. говорила об исключительно
важной роли Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании своих
подопечных, о том, что как только православный священник перестает окормлять
колонию или посещения становятся более редкими, то тут же активизируют свою
работу различные секты. И как только Православная церковь возобновляет
окормление, сектанты отступают, на их занятия приходит меньше народу.
В связи с тем, что на конференции были подняты такие важные вопросы как статус тюремного
священника, проблемы тюремной субкультуры, алкоголизма, наркомании, реабилитации
бывших осужденных и другие, и эти вопросы требуют дальнейшего обсуждения и
выработки плана действий, было принято решение: между ежегодными встречами организовывать
в течение года какое-то количество рабочих групп. Будет намечена тематика этих групп,
вопросы которые предстоит решать. С учетом размеров нашей страны, тех огромных
расстояний, которые приходится преодолевать людям, чтобы встретиться вместе на
конференции, такие рабочие группы
целесообразно проводить, в том числе, используя современные возможности связи,
например интернет-конференцию (программу телефонной связи по интернету с
использованием видеокамеры), позволяющую участникам конференции не только
разговаривать, но и видеть друг друга.