Прошло немало времени с тех пор, как православные христиане
различных приходов и учебных заведений стали отвечать на письма заключенных.
Накопился какой-то опыт. Многие пришли к выводу, что материальную помощь
необходимо либо сильно ограничить, либо исключить совсем из своей деятельности.
На причинах этих выводов я сейчас не буду останавливаться,- я хочу высказать
свое мнение о востребованности, целесообразности и необходимости духовной
переписки.
В последнее время некоторые
наши соратники в этом направлении стали высказывать мысли о том, что переписка не эффективна и
даже не нужна, а нужно лишь обучение основам православия в любых формах:
дистанционное обучение, воскресные школы на местах. Связано это с тем, что
многие заключенные, освободившись, не находят пути к церковной жизни (по разным
причинам) и, как говорится, возвращаются на "круги своя". Да, явление
это есть, и оно печально. Однако вернусь к переписке - я занимаюсь этим делом с
конца 1997 года. Сначала вела личную переписку с отдельными людьми длительное
время, а с 2000 года через мои руки, вернее через глаза и сердце, стало
проходить все множество писем, поступающих из тюрем в ПСТГУ. Среди этого
количества постоянных просьб есть и материального характера, немало желающих
учиться в нашем университете или дистанционно обучаться по нашим разработкам.
Очередь на обучение огромная. Но моя специфика заключается главным образом в
сортировке этих писем по назначению: отправить на очередь на обучение, на
личную переписку, либо дать стандартный ответ с отказом на материальную помощь,
анкету на переписку или на обучение, ответить на какие-то вопросы, послать
литературу, лампадное масло, ладан, крестики. Есть и внутренняя,- она состоит в
том, чтобы откликнуться! Из опыта я теперь хорошо знаю, что значит для этих
людей, часто ощущающими себя загнанными в тупик, ОТКЛИК. Даже отрицательный
отклик, отказ в их просьбе не редко возвращается благодарностью,-
благодарностью только за то, что им ответили! Один человек написал мне, что у
них был случай, когда заключенный повесился из-за того, что написав множество
писем в разные места, он не получил ни одного ответа. Да, есть такие, которые
везде пишут и отовсюду что-то получают, но есть и противоположные им. Цена
письма там очень велика. Мы не можем заранее знать, что будет потом с
человеком, обратившимся к нам сейчас. Но
сейчас он просит "глоток воды". Не можем же мы не дать пить тяжело
больному из-за того, что он все равно скоро умрет.
Да, есть там церкви и
общины, и батюшки приходят. Но есть контингент, который к этому еще не подошел.
Я сама помню, как в самом начале пробуждения интереса к церкви, мне было
необходимо общение с человеком, который уже в Церкви и все об этом знает,-
"все" в начальном, элементарном. Часто нужно видеть не только
священника, а простого верующего - видеть (чувствовать) его веру. В их
окружении редко встречают они в этом для себя подкрепление от собрата. Однажды,
в начале своей деятельности, у меня возникло затруднение с ответом на один
вопрос заключенного. Я решила обратиться за помощью к о. Димитрию Смирнову. Он
подсказал, как можно ответить, при этом дал понять, что не столько важен
конкретный ответ на вопрос, сколько само общение. Эта направленность в дальнейшем мне очень
помогла.
Эти люди очень чутко
чувствуют настрой человека за простыми словами письма. Если у нас есть вера,
достаточно выслать нужную литературу и написать несколько слов
сопроводительных. Это будет воспринято как подарок от Бога, принесет большую
радость и согреет сердце. Например, можно прочесть такое: "чувство
благодарности переполняет меня: просто весь мир готов обнять. Давно такого
воодушевления не было".
Судить ли нам, что будет
потом с этим человеком!? Такие подарки часто попадают им в руки в праздничные или чем-то знаменательные для них дни, что
усиливает впечатление и подтверждает мысли о том, что во всем этом участвует и
руководит Сам Господь. В чем я сама ни на минуту не сомневаюсь,- иначе как бы
могла я, например, догадаться послать человеку книгу, которую он не просил, но
которая оказалась ему очень нужной и ответила многие его вопросы, а это
происходило не раз.
Однажды один мой переписчик
рассказал мне, как адвентисты седьмого дня пришли к ним в колонию и человек,
входивший в православную общину, с ними пообщался и решил перейти к ним. "Почему это произошло,- пишет он,- а потому, что они
принесли ему не Катехизис или основы веры, а принесли самих себя". Видимо,
это были хорошие искренние люди,поверившие в это учение и они от сердца к сердцу передали свою веру.
Вот наши письма и должны играть именно эту роль,- от сердца к сердцу идет
невидимая нить, даже через письма, потому что придя к вере, надо в ней
утверждаться, а это происходит и через общение. По своему опыту я знаю, что
происходит именно это - утверждение в вере. Вот как раз и письмо об этом из
Кировской ИК-17: "... благодарим вас за все от всей православной общины
нашей колонии, а также администрации. Сердечное спасибо за книги и
замечательные иконы, за то, что вы помогаете укреплять веру в человеке..."
Не велика наша роль в этом
деле в сравнении со священнослужителями, но каждый ведь делает что может, а все устраивает Бог. Вот одно из ярких свидетельств
тому. Незадолго до своего освобождения моей знакомой написал заключенный из
Марий Эл и попросил материальную помощь (одежду на выход и немного денег).
Неожиданно для себя она выслала эту помощь (хотя материально помогала тогда уже
очень редко и денег не высылала). Получила ответ: "Вашу вещевую посылку
получил, перевод денежный тоже. Искренне признаюсь - приятная неожиданность.
Ваше внимание и небезразличие к почти незнакомому человеку, тем более к зеку
(кто нет никто и звать никак) до глубины затронули мою черствость. Содержание
Ваших писем, наставления и советы подтолкнули меня, неразумного, на взгляд и
восприятие окружающей действительности по-новому, другими глазами. Теперь в
своем искаженном годами подсознании узрел то, что глубоко ошибался в искренности
бескорыстных, чистых отношений между людьми разных социальных прослоек. А
именно последняя капля моего неверия или заблуждения испарилась при получении
высланной Вами посылки. Ваш поступок
осеняет сознание и дает надежду на будущее. Непроизвольно в памяти ярко
всплывают моменты беззаботного мальчишеского прошлого, той чистоты и
непосредства. Вспоминается мама, ее любовь и забота. Невольно и слеза
навернется, и так отрадно на душе, такой уют и умиротворение. И даже здесь, в
заключении, хочется делать и думать только хорошее и доброе.
У меня просто не хватает
словарного запаса выразить свою Благодарность за все, что Вы сделали для меня. Это, наверное, должно быть что-то Выше
и Больше, чем Благодарность..."
Такой отклик вызвал факт
посылки и короткого простого,- обычного письма. В нем был совет о жизни на свободе: "держись за Церковь и не
пропадешь". Вот эта фраза сыграла решающую роль в его последующей жизни.
По освобождении он занялся коммерческой деятельностью, как и ранее, и, как он
пишет, "высоко взлетел". А в итоге все потерял, был жестоко избит,
"еле кости собрал" и вот тут вспомнил эту фразу, и она повела его в
монастырь, где он остался. Оттуда писал: "...Если бы мне кто-то чуть
раньше сказал о будущем монастырском послушничестве, о слезах, разрывающих
душу, я бы просто рассмеялся в глаза, - ан вон как вышло. Не знаю, как и
выразить Вам свою благодарность за содействие, участие в моей судьбе..."
Примеров благодарности
очень много. Приведу еще. Заключенный из Свердловской области г.Ивдель (2007 г.):
"Цель, с которой я пишу,- это выразить Вам мою благодарность и сказать
огромное спасибо. Во-первых, спасибо за
проявленную ко мне заботу и внимание.
Спасибо за подробное и доброе письмо. Спасибо за столь необходимую
моральную поддержку. Благодаря Вашим письмам во мне возродился духовный подъем.
Спасибо за Ваше участие в моей судьбе... Спасибо Вам, что вселили в меня
чувство, что я кому-то необходим, что я - непотерянная душа, не оставлен, не
брошен... Спасибо, что не дали мне потерять цель жизни, вселили уверенность в
себя и свои силы и укрепили дух мой. Спасибо за Ваше безграничное доверие и
веру в меня. Этим самым Вы побудили меня оправдать его..."
Вспомнились пушкинские
строчки: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой
пробуждал..." Хочется надеяться, что многие из нас, - пишущих,- будут
любезны Богу тем, что чувства добрые пробуждали с Его же помощью.
Известно, что благодарность
- очень ценное пред Богом качество души. Благодарный человек - живой человек, -
живой для Бога. Не зря святые отцы учат нас за все благодарить Бога. Ведь и
главная служба Церкви - Евхаристия (Благодарение). Важно, что эти благодарности
не за те добрые дела, которыми, как известно, "выстлана дорога в ад",
а за те, которые проясняют дорогу к спасению. По этому поводу хочется
процитировать еще одно письмо. Пишет староста православной общины ИК
Свердловской области Камышинского района: "...Очень рады той тоненькой
ниточке, которая связывает нас с вами. Конечно, поскольку все мы являем одно
Тело во Христе, Святую Церковь Господа нашего, невидимо нас объединяет нечто
гораздо большее. Но не стоит упускать из вида и видимое общение, которое
укрепляет немощные в вере сердца, вселяет надежду в больные опустошенные души.
Спасибо вам! Наша община на сегодняшний день насчитывает 35 человек...
Разумеется, все эти люди отличаются повышенной индивидуальностью, и по разным
причинам оказались в заключении. Но есть и общее между нами: на мой взгляд так
или иначе все они ощущают потребность в помощи Божией, в исправлении жизни. Они
понимают, что в их жизни что-то не так, что-то такое происходит, что заставляет
искать выход душевному неудовлетворению. И, как правило, эти люди очень
одиноки, они осторожно относятся к откровенности и не очень рассчитывают на помощь
людей. Однако скептицизм их исчезает как дым, когда видят они заботу и внимание
братьев и сестер до этого совершенно им незнакомым и посторонним. И очень важно
укрепить этих заблудших, несчастных людей в уверенности, что мир не всегда
такой, каким они привыкли его видеть, что Господь с ними, что Он не отверг их,
и Он посылает Своих верных в больницы, темницы, к обездоленным нуждающимся в
помощи людям...
Осуществляя служение
Господу во славу Его, вы спасаете очень многих и даже тех, кто потерял всякую
надежду. Да хранит вас Господь. Да дарует Он силы духовные и душевные на ваше
нелегкое служение Имени Его.
Находясь в изоляции от
общества, помимо всего прочего, очень ощущается дефицит духовного характера,
очень много возникает вопросов и тема, интересующая людей, довольно
обширна...".
Конечно, я
привела наиболее яркие и показательные примеры, но и других есть немало.
С другой стороны надо
представлять себе общую картину письменного потока, где нередко встречаются и
ложь, и эгоизм, и требовательное высокомерие, и прочие неприглядные качества;
но не будем унывать и опускать руки, - среди всего этого затеряны жемчужины
человеческого духа, иногда не бросающиеся в глаза, замутненные. Вот им и нужна
живительная струя. Они впитают ее, возможно не сразу, но откликнутся, а дальше
все будет продолжать делать Бог.
Бывает, что из недр
этого покоренного врагом рода человеческого пространства изливаются совершенно
живые, сильные, светлые духом слова:
"Любить людей есть высшее блаженство,
Любовь есть исцеление от мук,
В любви есть все для совершенства,
Любовь - альтернатива злых разлук.
Душа в любви бывает терпеливой,
В ней исчезают зависть и вражда.
Любовь по праву будет править миром,
Любовь не прекратится никогда..."
Олег Красноруцкий. ИК Свердловской области
Так нужно ли нам
писать письма, братья и сестры!? На войне имеют значение все средства и силы: и
артиллерия, и пехота, и танки, и самолеты, и разведка, и радиосвязь, и
засада... Убери что-то, и вражеским силам легче наступать и побеждать.
Статью подготовила член Центра духовной поддержки
православных общин в заключении при Миссионерском
факультете ПСТГУ София
православных общин в заключении при Миссионерском
факультете ПСТГУ София