Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.12.2024, 15:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Нижегородская и Арзамасская епархия

Страна:
Россия

Город:
Нижний Новгород

Адрес:
603058, ул. Суздальская, 58

Телефон:
(831) 258-56-98 (секретарь епархии), 258-09-19 (канцелярия)

Факс:
(831) 258-04-17

Web-сайт:
www.nne.ru
E-mail:
canc@nne.ru

Реабилитационный центр для оказавшихся в сложной жизненной ситуации "Вера, надежда, любовь"
Адрес: Нижегородская область, р. п. Ардатов, ул. Ленина, д. 16, Знаменский собор.
Телефоны: (83179) 2-04-45, 2-12-51.

В центре живут, учатся и работают ребята из неблагополучных и неполных семей, сироты, инвалиды, а также те, кто освободился из Ардатовской колонии и кому некуда идти. Колонию, расположенную на территории бывшего монастыря, приход Знаменского собора окормляет с 1992 года. Все начиналось с подарков к праздникам, затем администрация разрешила открыть в здании клуба воскресную школу, потом выделили помещение для молитвенной комнаты. Подростки сами соорудили иконостас и оборудовали алтарь. Каждый день в молитвенной комнате дежурит чтец собора, по субботам сюда приходят батюшки для бесед с желающими причаститься, по воскресеньям после литургии проходит кинолекторий. На литургию в колонии приходит около 50 человек. А теперь речь идет уже о строительстве храма.

"Нескучный сад" 2007 г.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=38&section=10030&article=587


Подразделения: следственные изоляторы - ФБУ ИЗ-52/1, ФБУ ИЗ-52/2, ФБУ ИЗ-52/3
исправительные колонии - ИК-2, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7, ИК-8, ИК-9, ИК-11, ИК-12, ИК-14, ИК-15, ИК-16, ИК-17, ИК-20
воспитательные колонии - ФБУ Арзамасская ВК, ФБУ Ардатовская ВК
лечебные исправительные учреждения - ФБУ ЛИУ-10, ФБУ ЛИУ-3
http://www.gufsin-nn.ru/ru/7/


Анатомия тюрьмы
(11.05.2006)

      Как Церковь может помочь тем, кто находится в заключении? Должна ли Церковь участвовать в изменении положения в российских тюрьмах и, главное, как?! Попробуем понять, что за последние пять лет изменилась в тюрьме и почему. В апреле руководитель регионального центра духовного просвещения осужденных Нижегородской епархии священник Евгений Панюшкин передал собранные нижегородцами в рамках благотворительной акции книги в библиотеку Нижегородского следственного изолятора   1 (ФГУ ИЗ 52/1). В общей сложности было передано около тысячи книг. Часть книг передал священник Владимир Антипин из села Просек, много лет духовно окормляющий заключенных. Библиотечным фондом пользуются не только подследственные, но и работники учреждения.
      Поговорка "В окопах атеистов не бывает" вполне применима и к следственному изолятору. Здесь люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ожидая решения своей судьбы в суде, подвергают свой жизненный путь переосмыслению. Время пребывания в следственном изоляторе   время обостренной религиозной чувствительности,   считает начальник отдела по работе с личным составом майор Евгений Коротов.   Православная литература помогает человеку осмыслить, что он сделал неправильного в своей жизни. По мнению начальника отдела воспитательной работы Нижегородского следственного изолятора   1 Александра Макарычева, в последние пять лет отношение государства и общественных институтов к исправительной системе стало меняться к лучшему. Сотрудникам повысили заработную плату, улучшилось питание заключенных и подследственных, изменились условия содержания. Все реже встает вопрос о переполнении камер, ушла в прошлое так называемая "шуба"   шершавое покрытие стен, к которому невозможно прислониться. Благодаря изменению Уголовного и уголовно исполнительного кодекса, мелкие нарушения рассматриваются как административное преступление   это во многом разгрузило СИЗО. Однако настораживает увеличение дерзких тяжких преступлений среди подростков и молодежи, которое говорит о деградации общества, о собирании плодов безрассудности в вопросах детского воспитания.


Спасти душу из тюрьмы греха

      Наш корреспондент побеседовал с человеком, который лично испытал, что такое жизнь в следственном изоляторе. В 2000 году с Алексеем случилось то, что поделило его судьбу напополам   до и после ареста. Суду потребовалось два месяца для того, что бы полностью оправдать обвиняемого. Арестанту в свою очередь хватило тюремной жизни, чтобы многое понять и переосмыслить. Об анатомии тюрьмы образца 2000 года, где в камере на 30 человек находилось до 100 подследственных, рассказывает бывший подследственный, врач, мануальный терапевт Нижегородской областной детской клинической больницы Алексей Жариков: "Более всего меня поразило, что люди и в таких экстремальных условиях способны оставаться людьми. Здесь, на свободе, трудно понять, как трудности и искушения могут сорвать с человека маску, разоблачить его. Из тюрьмы я вышел верующим человеком и убежденнейшим коммунистом. Не зюгановцем,а коммунистом в смысле веры в идеи взаимопомощи и справедливости. Со мной в одной камере сидели люди разныхнациональностей и вероисповеданий, разных мировоззрений, бомжи и экономические преступники, олигархи, и все помогали друг другу, друг с другом делились. Я просил Библию, но в библиотеке мне ее не дали. Шесть лет назад библиотека СИЗО пестрела романами типа "Я вор в законе". Духовной литературы там не было. В изоляторе временного содержания был один охранник, который исполнял обязанности катехизатора по просьбе заключенных: мог ответить на вопросы, объяснить, возможно ли в тюрьме покреститься или обвенчаться, давал литературу, но все это было возможно только в его смену. Иногда посещал священник, но тогда я не мог понять, чем он нам может помочь, ведь нас тысячи, а он один. Верят по-разному, но все. Один старый заключенный любил говорить: "Ну вот, с ума сошли, попали в тюрьму, и все в Бога уверовали!" Там многие молятся, делают четки из хлеба, из косточек финика. Очень почитают апостола Петра, который сам был в заключении. В царской России религиозное сознание с его традициями милосердия давали человеку пути к возвращению к нормальной жизни. В современном обществе таких путей меньше. Всему виной уничтожение христианской культуры милосердия. Стереотип: все зеки   отбросы общества, неисправимые негодяи и извращенцы   навязывается сейчас повсеместно. В любом обществе есть люди, органически склонные к криминалу. Но когда на оступившегося человека, укравшего из-за нужды, от голода курицу из магазина, ставится клеймо, это еще раз говорит о том, что современное общество развращено до такой степени, что ему легче отсечь от себя человека, чем лечить его. Надежда на лучшее может и в тюрьме воскресить веру, наставить на путь к храму. Лично у меня после освобождения, после того как, наконец, была признана моя невиновность, была пасхальная радость. Чувство было такое, что в этот день не просто меня освободили, а правда восторжествовала, Христос победил! Сразу пошел в церковь, заказал благодарственный молебен и за здоровье сокамерников".

P.S.: Профессия православного журналиста предполагает встречи с неординарными, интересными людьми, каждая встреча заставляет внутренне собраться, сосредоточиться на тех вопросах духовной практики, о которых по лени и нерадению уже успел позабыть. После этой беседы я вспомнил одну притчу, которая для меня теперь является одним из маяков, одним из ориентиров в жизни. Некий человек умер и, оказавшись на том свете, попал сначала в ад. Преисподняя предстала пред ним великолепным дворцом, в залах которого накрыты были столы. Люди за столом со скорбными, истощенными от голода и злобы лицами не ели нечего. В раю новенького ждали все те же столы и те же яства, только люди ели, пили, пели песни. Оказалось, что руки человеческих душ после разлуки с телом имеют удивительное свойство: они не сгибаются в локтях. В раю люди кормят друг друга, а в аду до этого никто не додумался каждый свободен в своем одиночестве. Вот такая анатомия.

      Во многих сельских и даже городских храмах можно увидеть деревянную скульптуру, называемую "Христос в темнице". При полном неприятии скульптуры в пространстве православного храма этот сюжет все же остался, быть может, потому что в нем перед верующим христианином раскрывается вся реальность не только боговопплощения, но и страдания Спасителя. Русская поговорка "от сумы и от тюрьмы не зарекайся" здесь почти натуралистична, но и в ней есть надежда выхода, вера в воскресение Христово, в его и значит нашу победу. Культура тюремного милосердия, это не исполнение морализаторских задач и не поиск новой паствы, вопрос глубже   в богословии. Одним из главных свидетелей такого богословия в милосердии является икона святой Пасхи "Сошествие во ад", на ней мы видим Бога освобождающего души из тюрьмы греха. Спастись в одиночестве невозможно, поэтому, следуя за Христом необходимо идти и туда, что кажется адом, чт бы в человеке, попавшем в беду, увидеть Христа.

Федор Кривцов
http://www.nne.ru/pub.php?id=186



     31 июля 2007
     Многие считают, что работа священников в тюрьмах   дело безнадежное, не приносящее никаких плодов, а потому и не нужное. Между тем, людям, оказавшимся в местах лишения свободы, как никому другому нужна поддержка. Даже не просто поддержка, а надежда на новую жизнь. Поэтому тюремное служение   важная и значимая часть деятельности Православной Церкви. Недаром сказано в Евангелии: "В темнице был, и вы пришли ко Мне"В июне по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия пятеро студентов Нижегородской Духовной Семинарии проходили практику по тюремному служению в колониях ЛИУ-3 и ИК-17, расположенных в поселке Пруды Краснобаковского района Нижегородской области. Семинаристы читали для осужденных колоний курс лекций по основам православного вероучения.
     Я никогда не считал, что работа с осужденными бесполезна,   признался мне помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной системой Нижегородской епархии священник Евгений Панюшкин.   Конечно, я не обольщаюсь по поводу того, что все люди, с которыми мне приходилось общаться в колониях, порвут со своим прошлым и начнут жить по заповедям Христовым. Но даже ради нескольких человек уже стоит работать. Поэтому я очень радуюсь, когда на мой призыв проповедовать в колониях откликаются студенты. Им это дает возможность узнать жизнь со всех ее сторон и получить опыт, необходимый будущим священникам.
     Как объяснил отец Евгений, аналогичная практика была апробирована два года назад. Тогда лекции проводились по программе, разработанной миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А в этом году было решено воспользоваться более полной программой, специально разработанной для обучения в системе ФСИН Российской Федерации Рязанским государственным университетом им. С. А. Есенина. Двухгодичное обучение включает в себя лекции и контрольные работы. По окончании слушатели курса получают специальные свидетельства, дающие возможность поступить на отделение теологии Рязанского университета, что является дополнительным стимулом. В перспективе планируется разработка собственной учебной программы, учитывая опыт, собранный в результате таких занятий. Практиканты же признались, что хотя они изучали тюремное служение в теории, на практике многое для них оказалось неожиданным.
      Мы ехали, даже не зная, что нас здесь ожидает,   объяснил староста группы Илья.   Для меня, например, самой большой сложностью было просто начать говорить перед аудиторией, которая еще неизвестно как отнесется к нам. Опасались, что тема будет неинтересна, или мы не сможем найти общий язык с осужденными.
      Но нас восприняли очень хорошо. На первом занятии наши слушатели сами рассказали о жизни в колонии, что помогло нам лучше понимать их, вмешался в разговор второй участник проекта Саша.    В семнадцатой колонии староста молельной комнаты Владимир, очень начитанный человек, зачастую в течение урока дополнял нас или более доступно объяснял какие-то моменты, как бы являясь нашим переводчиком. В целом все занятия проходили в очень доброжелательной атмосфере. Ребята признались, что не ожидали встретить здесь аудиторию, так хорошо подкованную в вопросах веры. Для того чтобы держаться на должном уровне, пришлось использовать знания, накопленные за четыре курса обучения в семинарии. По их мнению, такой эффект был достигнут потому, что сами слушатели курсов были заинтересованы в получении знаний и в общении на духовные темы. Кстати, есть и те, кто посещает лекции, хотя и не обучается по программе. Просто для того, чтобы послушать, пообщаться и узнать что-то новое. Это, по их признанию, "стимулирует больше работать над собой".
      Староста молельной комнаты ИК-17 Владимир Лисевич, тот самый, о котором рассказывали ребята, объяснил, что члены религиозной общины стараются проводить занятия своими силами, чтобы развиваться и духовно поддерживать друг друга. Но нам еще очень не хватает знаний, поэтому такие занятия просто необходимы, сказал он.
      Отец Евгений отметил, что уникальность прошедшей практики еще и в том, что в нее был привнесен литургический момент: в обеих колониях служились литургии, осужденные исповедовались и причащались. Таким образом, получилось гармоничная связь теоретических знаний и духовного опыта. А о том, какое впечатление произвели занятия на заключенных, они написали в своих отзывах. Вот лишь один из них: "Дорогой наш отец Евгений. Спасибо вам большое за все, и вашим ученикам тоже. Они у вас очень хорошие, умные. После их уроков душа радуется. Чувствуешь себя облегченно благодаря вашей помощи и молитвам. Спасибо вам большое за все".


Уроки любви (08.11.2007)

     Дом ребенка на территории исправительной колонии   явление необычное, даже шокирующее. Сложно представить себе ребенка, детство которого прошло на зоне, да и какие условия можно создать для малышей в тюрьме? Но такие вопросы возникают только "заочно", при ближайшем рассмотрении они отступают сами собой. Сотрудников же колонии волнует совсем иное. Я боюсь отслеживать дальнейшую судьбу ребятишек, детство которых прошло у нас, признается начальник Дома ребенка при женской исправительной колонии   2  города Нижнего Новгорода Марина Андреевна Дещица.
     Ее можно понять   многих детей, мамы которых отбывают срок в колонии, ожидает непростая жизнь, и, казалось бы, здесь мало что можно изменить. Но в работе с людьми статистика неуместна, и судьба каждого человека стоит того, чтобы за нее бороться. Вот и сотрудники Дома ребенка при колонии день за днем делают дело, важность которого сложно переоценить,  они учат мам любить своих детей.
     Согласно действующему законодательству, если женщина родила ребенка в заключении, то до трех лет он находится вместе с матерью,  объяснила мне начальник отдела по воспитательной работе с осужденными Елена Витальевна Мишина.  Тем не менее колоний, в которых есть Дом ребенка, в России очень мало, а в Нижегородской области -наша единственная. Дом ребенка рассчитан на 50 детей, но поскольку мам с грудными детьми переводят в колонию не только из Нижегородской области, но и из других областей, то на сегодняшний день в нем содержится 74 ребенка. Персонал Дома ребенка состоит из двух врачей, восьми медсестер, пяти воспитателей. Нянечки, повара, прачки и вахтеры набираются из числа осужденных. Разумеется, на такие должности берут только женщин, прошедших все необходимые медицинские обследования, хорошо относящихся к детям и имеющих хорошую характеристику. Очень часто нянечками становятся мамы содержащихся в Доме ребенка малышей.
     На зоне жизнь сложная, а здесь с ребятишками работать все-таки какая-никакая отдушина. Да и к своему малышу поближе,  призналась мне одна из заключенных, которая работает нянечкой в младшей группе. Ее ребенок живет в старшей группе. Дети, содержащиеся в Доме ребенка, получают все те знания и эмоции, которые должны получать малыши их возраста. Если у ребенка слабое здоровье, врачи-педиатры наблюдают за ним и лечат. Но по достижении трех лет он должен покинуть Дом ребенка.
     По закону малыш может находиться у нас до трех лет, потом его должны забрать родственники. Если таковых нет, то мы переводим его в детский дом, рассказала врач-педиатр Дома ребенка Анна Алексеевна Барашкова. Исключение делается только в том случае, если у матери небольшой срок и ее скоро выпустят на свободу. Тогда ребенок может остаться в доме ребенка до четырех лет.
     Утренники, праздники для малышей, занятия с воспитателями  всего этого дети не лишены, так же как и не лишены они ежедневного общения с матерями. И вот это время, которое малыши проводят с мамами,   особая забота сотрудников Дома ребенка.

Воспитание для взрослых

     На одной из зон, которая находится в Мордовии, решили провести эксперимент по совместному проживанию мам со своими детьми,  рассказала мне психолог колонии Ирина Николаевна Никодимова.  И хотя, казалось бы, там создали все условия, вот уже несколько лет эксперимент все еще остается экспериментом и не становится постоянной практикой. Этому есть простое, но малоприятное объяснение. В Доме ребенка при ИК-2 не знают проблемы отказа от детей, такого здесь просто не бывает. Вот только, к сожалению, причиной этого чаще является выгода, а не материнские чувства. В колонии женщина,имеющая ребенка, получает целый ряд привилегий. Это и улучшенное питание, и  невозможность применить к ней какие-либо административные меры. Поэтому многие обзаводятся детьми, не задумываясь о том, что значит быть матерью, и, как следствие, не слишком готовы к материнским подвигам.
     Сотрудники Дома ребенка берут, по сути, на себя все заботы по уходу за малышами,  говорит Марина Андреевна.   Это мы не спим с ними ночами, следим, чтобы они были сыты, одеты, здоровы и веселы. Задача мам в этой ситуации заметно упрощается. Ни бессонных ночей, ни грязных пеленок, единственная обязанность, которая остается за ними,   любить своего малыша. Но не будем обобщать. Есть и примерные мамы, глядя на которых, сердце радуется. Они по-настоящему любят своих детей, и, как знать, возможно, именно эта любовь что-то изменит в их жизни. Моим собеседницам вспомнился случай, когда одна из осужденных категорически не хотела оставлять беременность. А поскольку срок беременности на тот момент, когда ее перевели в ИК-2, был достаточно большим, то у психологов и воспитателей колонии был только один выход   уговорить ее рожать. Женщина уговорам не поддавалась, грозилась избавиться от ребенка при первой возможности. Несколько месяцев сотрудники колонии были в постоянном напряжении и с ужасом ожидали дня родов+ И вдруг все изменилось. Стоило ребенку родиться, как с его матерью произошли колоссальные изменения.
     Психолог колонии Ирина Николаевна считает, что более любящую и заботливую мать трудно себе представить. Сын стал для нее смыслом жизни и единственной большой радостью. Ради таких счастливых историй и стараются работники колонии. С мамами постоянно проводятся беседы   как групповые, так и индивидуальные, запланированные и "по случаю". К работе с мамами подключены врачи, психологи и священники. Кстати, по мнению психолога колонии, православные батюшки очень хорошо влияют на осужденных. Настоятель Нижегородского храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы священник Александр Михайлов посещает колонию уже больше двух лет. Приходит не реже двух-трех раз в неделю. Во время этих визитов он совершает богослужения в тюремном храме в честь святой Марии Египетской, общается с осужденными. Особенно много времени он проводит в Доме ребенка.
     Я стараюсь делать все возможное, чтобы благодать Божия хранила этих детей,  рассказывает отец Александр.  Если матери согласны, то я крещу детей и каждую неделю причащаю. Это просто чудесные ребятишки. Дай Бог, чтобы их жизнь сложилась хорошо.
     Очень хочется, чтобы мамы, освободившись, начали новую жизнь и дети занимали бы в этой жизни самое важное место,  признается начальник Дома ребенка Марина Андреевна.

Счастливое детство в тюрьме

     Проходя по группам Дома ребенка, я смотрела на живущих там ребятишек. Дети просто удивительные. Улыбчивые и общительные   совсем не похожи на детей, воспитывающихся в детском доме. Ребенку до трех лет очень важно знать, что кто-то любит его и только его,  объяснила Марина Андреевна. Поэтому если выбирать между нашим Домом ребенка, где дети ежедневно общаются с мамами, и обычным, то, конечно же, им здесь лучше. Все-таки они видят и знают своих матерей, а это очень важно.
     У нас получается проводить с детьми около четырех часов в день, поскольку нам необходимо еще и работать,  рассказала одна из мам.  Конечно, это немного, но зато мой сын, которому еще не исполнился годик, узнает меня, радуется, когда прихожу, и скучает без меня. Здешние малыши  настоящая отдушина не только для мам, но и для сотрудников колонии. Поэтому Дом ребенка здесь похож на своеобразный оазис любви и радости, место, где можно отдохнуть душой.
     Бывает, смотришь на какого-нибудь ребенка, а он такой славный, такой обаятельный, что забываешь о том, что его мать   хулиганка,  призналась начальник отдела по воспитательной работе с осужденными Елена Витальевна. Думаешь, может, если у нее такой хороший ребенок, то и она не безнадежна? Судьба малышей складывается по-разному: кто-то "освобождается" вместе с мамой, других забирают родственники-опекуны, а третьи переводятся в детские дома, где находятся до освобождения матери. Но как бы ни сложилось дальше, тепло, которое эти малыши получили в первые годы здесь, в тюремном Доме ребенка, будет греть их всю жизнь.

http://www.nne.ru/pub.php?id=262


     Нижегородская епархия готова привлечь инвестиции и в течение 2007 года построить на территории исправительных учреждений области 10 храмов. Как сообщили ИА REGNUM в епархии, об этом заявил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в ходе рабочего заседания по вопросам взаимодействия епархии и ГУ ФСИН 1 марта."Посещая места лишения свободы, я увидел, что там находится очень много молодых людей, которые совершили тяжкие преступления - отметил Георгий. - Безусловно, за свои дела они должны понести наказание, но мы должны помочь встать им на путь возрождения, возвращения к нормальной жизни, и тюремный храм зачастую занимает в этом благом деле далеко не последнее место". В свою очередь заместитель начальника ГУФСИН по Нижегородской области Михаил Молчанов сообщил, что количество заключенных, обращающихся к священнослужителям, растет ежегодно. Только за 2006 год в местах лишения свободы 558 осужденных приняли крещение.По словам Молчанова, в некоторых колониях уже проведены геодезические исследования и определены места строительства будущих храмов.

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=4902


Читать дальше >>