5 марта 2010 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями (Журнал № 006 от 5 марта 2010 года).
Христианское тюремное служение в прошлом и настоящем основывается на евангельских словах Спасителя: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). В Священном Писании Господь Иисус Христос призывает всех нас к служению нашим ближним, находящимся в узах заключения и в «горьких работах сущим». Поэтому самой основной и главной задачей Синодального отдела тюремного служения является содействие оказанию духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения (ограничения) свободы.
Русская Православная Церковь по всей стране трудится над нравственным возрождением и духовным просвещением всего населения России и осуществляет свою миссию среди всех слоев российского общества, готового воспринимать голос Церкви на основе свободного самоопределения. Поэтому и в местах лишения свободы Церковь обязана осуществлять не только духовно-нравственное воспитание заключенных, но и духовное окормление исповедующих Православие сотрудников уголовно-исполнительной системы, заботиться об организации системы религиозного образования (факультативно) для слушателей учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России при участии священнослужителей и преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви.
Догматико-каноническое учение о Церкви не может сужаться до понятия «Церковь для заключенных». Церковь объединяет всех верующих во Христа и исповедующих Его Богом и Спасителем. Это предполагает доступность Церкви в местах лишения свободы не только для заключенных, но и для всех верующих сотрудников УИС. Подобные представления об ограниченности церковной ограды были свойственны в Римской империи аристократам – язычникам первых трех веков, которые до утверждения христианства в качестве государственной религии именовали его «церковью рабов». Двери православных храмов в местах лишения свободы должны быть открыты не только для заключенных, но и для всех православных сотрудников УИС, и для всех родственников заключенных, которые должны иметь возможность пойти в храм, чтобы помолиться Богу.
Деятельность духовенства в местах лишения (ограничения) свободы регламентируется «Соглашением о сотрудничестве» Минюста Российской Федерации и Русской Православной Церкви от 21 декабря 1999 года, и «Соглашением о сотрудничестве» между ГУИН Министерства юстиции России и Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями от 28 августа 2003 года. Эти «Соглашения о сотрудничестве» вызвали к жизни два аспекта работы с заключенными.
По линии Русской Православной Церкви при Епархиальных советах во всех епархиях (то есть практически во всех субъектах Российской Федерации) были созданы епархиальные Комиссии по взаимодействию с правоохранительными учреждениями, на которые была возложена координация деятельности духовенства в местах лишения (ограничения) свободы. Все эти годы наша Церковь под архипастырским надзором Правящих Архиереев осуществляла духовно-пастырское окормление заключенных. При этом между Управляющими епархиями Преосвященными Владыками и руководителями региональных УФСИНов были заключены двусторонние «Соглашения о сотрудничестве», на основании которых духовенство получило право доступа в места лишения свободы для работы с заключенными под стражу.
По линии Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации заключенные «Соглашения о сотрудничестве» с Православной Церковью позволили руководству учреждений исполнения наказания использовать огромный потенциал Церкви в плане духовно-нравственного воздействия на заключенных в деле осознания ими своей вины за совершенные преступления и воспитания в себе чувства раскаяния в содеянном, соединенного с желанием изменить свою жизнь не только после освобождения, но и во время отбывания срока наказания.
Таким образом, с одной стороны, тюремное служение религиозных объединений в местах принудительного содержания поддерживается и координируется из Москвы со стороны Федеральной службы исполнения наказания, где концентрируется ежегодная статистическая информация о положительном влиянии Церкви на заключенных. С другой стороны, результаты деятельности епархиальных Комиссий по тюремному служению внимательно изучаются в Синодальном отделе Московского Патриархата по тюремному служению, на который возложена миссия по развитию широкого православного движения тюремного служения в России и координация деятельности духовенства среди заключенных.
В текущем году готовится новое «Соглашение о сотрудничестве» между РПЦ и ФСИН РФ, которое должно отразить новые акценты взаимоотношений Церкви и УИС с учетом сложившегося опыта сотрудничества по взаимодействию сотрудников уголовно-исполнительной системы с духовенством Русской Православной Церкви, накопленного после заключения «Соглашения о сотрудничестве» 1999 года в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения в местах лишения (ограничения) свободы.
Возрождение института тюремного духовенства. Мы полагаем крайне важным в деле возрождения института тюремного духовенства опираться, прежде всего, на дореволюционный опыт Русской Православной Церкви. Однако для нас также важен современный опыт деятельности тюремных капелланских структур зарубежных стран.
Однако уже сегодня в местах лишения (ограничения) свободы несут послушание более тысячи священнослужителей Русской Православной Церкви. Полагаю, что в недалеком будущем нам предстоит увеличить численность тюремных священников для служения на штатной основе до полутора тысяч человек. Учитывая неравномерную численность духовенства в епархиях и их концентрированность в европейской части России, кому-то из священнослужителей потребуется переехать к новым местам служения.
К глубокому сожалению, несмотря на наличие в местах лишения (ограничения) свободы около пятисот построенных тюремных храмов, большинство из них не имеют постоянных тюремных священнослужителей. Священники бывают в местах лишения свободы лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время.
Конечно, возрождение тюремного духовенства требует значительных усилий государства и уголовно-исполнительной системы (УИС), однако основная тяжесть будет лежать на плечах Русской Православной Церкви, поэтому всем епархиальным архиереям крайне важно уже сейчас озаботиться подбором кандидатов для служения на штатной основе в местах лишения (ограничения) свободы с 2011 года.
В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. До этого времени, в число священников, направляемых для духовного окормления заключенных, должны войти как клирики, уже имеющие опыт служения в местах лишения (ограничения) свободы, так и молодые священнослужители, имеющие богословское образование, годные к служению в тюремных условиях.
Образовательные программы учебных центров по подготовке капелланов для тюремного служения должны иметь три основных направления:
1. Централизованные курсы по переподготовке духовенства, несущего пастырское послушание в учреждениях УИС;
2. Заочное дополнительное (специальное) духовное образование для тюремных капелланов;
3. Программа выездных образовательных семинаров для сотрудников епархиальных комиссий тюремного служения.
С весны 2010 года Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации запустила «пилотный» проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16 исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областях.
Этот «пилотный» проект был приведен в действие в указанных регионах силами и средствами уголовно-исполнительной системы с участием духовенства, несущего по благословению Преосвященных Архиереев священнослужение в местах лишения свободы. Данный проект воссоздания института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Однако именно в этом направлении сотрудничества уже давно назрела необходимость более углубленного диалога между представителями РПЦ и ФСИН РФ. Несмотря на то, что этот проект уже внедряется на практике в четырех субъектах Российской Федерации, остаются нерешенными два важных вопроса:
Правовое положение тюремных священнослужителей. Существующие в настоящее время правовые нормы не отражают сложившуюся действительность и уровень соработничества, которые достигнуты между РПЦ и ФСИН РФ за последнее десятилетие со времени подписания «Соглашения о сотрудничестве» в декабре 1999 года. В настоящее время около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на временной, а некоторые и на постоянной основе. Согласно данным 2010 года в исправительных учреждениях ФСИН России функционирует 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. На занятиях изучается Закон Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки.
Правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, закрепленных Правящими Архиереями за учреждениями УИС, остается неопределенным, а также отсутствуют хотя бы общие положения (инструкция) об их правах и обязанностях.
Правовое положение тюремных храмов и молитвенных комнат. Здания тюремных храмов, построенные на режимной территории, и молитвенные комнаты для заключенных в местах лишения (ограничения) свободы, находятся в собственности УИС и согласно законодательству не могут быть переданы в ведение Церкви. В силу указанных причин их правовое положение в настоящее время не определено, в то время как общая численность тюремных храмов и молитвенных комнат для заключенных приближается к 1000 единиц исчисления. Однако даже при существующем положении вещей Русская Православная Церковь должна быть уверена, что все эти храмы будут эксплуатироваться только по своему прямому назначению и исключительно той религиозной организацией, которая их построила, а само помещение не будет задействовано в оперативно-розыскных целях.
Правовое положение религиозных зданий (тюремных храмов) и помещений (молитвенных комнат) на территориях учреждений ФСИН РФ остается неопределенным, а также отсутствует положение (инструкция), гарантирующее их прямое предназначение.
Финансирование института тюремных капелланов. Учреждение института тюремных капелланов требует решения вопросов финансирования. С одной стороны – финансового обеспечения тюремных священнослужителей, храмы которых расположены в непосредственной близости от учреждений УИС и, как правило, в силу удаленности от районных селений бедны. С другой стороны – финансового обеспечения жизнеспособности самих тюремных храмов, возведенных на режимной территории и не имеющих собственного дохода на содержание. Полагаться на благотворительность в деле содержания тюремных храмов, находящихся на режимной территории УИС, вряд ли будет разумным действием с нашей стороны. Проблема эта назрела давно и требует двустороннего решения, как со стороны учреждений УИС, так и со стороны РПЦ – ее нельзя решить в одностороннем порядке.
Взаимодействие с епархиями, правозащитными организациями и общественностью. Взаимодействие с православными епархиями в пределах Российской Федерации – это основное и самое главное направление деятельности Синодального отдела по тюремному служению в деле становления института тюремных священников – института тюремных капелланов в Русской Православной Церкви и России в целом.
Прямая связь Правящих Архиереев и Отдела по тюремному служению при Священном Синоде Русской Православной Церкви как центростремительная сила придаст целенаправленность деятельности епархиальных Комиссий по тюремному служению и будет содействовать прочному становлению института тюремных капелланов на постоянной основе в местах отбывания наказания.
В дотационных регионах важно взять под контроль обеспечение православных тюремных храмов, молитвенных комнат и тюремных общин, объединяющих заключенных в местах лишения свободы, канонически написанными иконами и церковной утварью, духовной литературой и православными периодическими изданиями, аудио-видео материалами православной тематики, другими предметами религиозного содержания, предназначенными для осужденных.
Важно обеспечить епархиальный контроль за регулярностью совершения богослужений и церковных Таинств в тюремных храмах, в особенности Исповеди для заключенных и индивидуальных собеседований с ними. Священнослужители, несущие по благословению Преосвященных Архиереев послушание в УИС, также должны быть назначаемы на тюремное служение не на временной, а на постоянной основе. В этом плане особую проблему представляют епархии, находящиеся вне территориальных границ центральной России и испытывающие недостаток в численности духовенства. А ведь именно в этих регионах, зачастую, размещены места лишения свободы.
Правозащитные и общественные организации, занимающиеся проблемами осужденных к лишению свободы и желающие сотрудничать с Церковью в сфере тюремного служения, которых немало имеется и в Москве и в регионах, должны быть услышаны нами. Обеспечить регулярную рабочую связь с ними также призваны сотрудники Синодального отдела по тюремному служению.
«Центр духовного просвещения в местах лишения свободы» при Синодальном отделе. Основное направление деятельности Центра – оказание духовной поддержки заключенным в местах лишения свободы и координация деятельности приходов и организаций, занимающихся практической помощью и духовной поддержкой заключенных.
В обязанности сотрудников Центра духовного просвещения при Синодальном отделе входит организация конференций или рабочих групп священнослужителей из регионов, духовно окормляющих сотрудников УИС и осужденных в местах лишения свободы, с целью совместного обсуждения проблем сотрудничества Церкви и ФСИН РФ по духовно-нравственному воспитанию заключенных.
Сотрудники Центра осуществляют подготовку работы ежегодной секции тюремного служения на Международных Рождественских Образовательных Чтениях в Москве. Обеспечивают дистанционное обучение и катехизацию заключенных. Оказывают помощь тюремным общинам в формировании и пополнении духовной литературой тюремных библиотек и видиотек.
По линии «Центра духовного просвещения для заключенных» осуществляются миссионерские и духовно-просветительские поездки в колонии и тюрьмы, а также проводятся выездные консультации в регионах для членов епархиальных комиссий по тюремному служению – для священнослужителей и мирян, несущих послушание в местах лишения свободы. Существует программа по работе с обращениями заключенных и их родственников, ведется работа с семьями заключенных и детьми осужденных родителей, а также другие программы помощи осужденным и их семьям.
«Не числом, а смирением». Хотелось бы обратить внимание на ежегодный Всероссийский смотр православных общин в местах лишения свободы: «Не числом, а смирением». В его рамках действуют две программы: Всероссийский конкурс православной иконописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы – «Канон» и Всероссийский конкурс православной живописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы – «Явление». Оба направления, проводимые совместными силами РПЦ и ФСИН РФ, требуют нашего внимания и поддержки в деле духовно-нравственного возрождения заключенных и их возвращения в гражданское общество.
Постепенно складывается работа по созданию документального кинофонда о жизни и деятельности православных приходов в местах лишения свободы.
Ресоциализация заключенных в местах лишения свободы – за полгода до освобождения и после выхода на свободу. В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни в стране, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, точнее к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе. Они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако сегодня, благодаря работе тюремных священнослужителей за последние десять лет, в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, которые являются членами религиозных общин и регулярно посещают тюремный храм. Если усилить работу тюремных священнослужителей в местах заключения, то процент посещаемости тюремных храмов будет намного выше.
При этом проблема заключается в том, что даже эти 8-10 процентов заключенных оказываются никому не нужными, когда выходят на свободу. В нашей стране нет центров ресоциализации, помогающих освободившимся заключенным, утратившим во время заключения социальные связи с гражданским обществом, вновь вернуться к нормальной жизни. Заключенный, отбыв срок наказания и выйдя на свободу, начинает ощущать себя человеком, утратившим социальные отношения с обществом – то есть ощущает себя вне гражданского общества и, нередко, снова оказывается в руках криминальных структур. Необходимо помочь человеку, заключенному в узы, но обратившемуся к вере в Бога сохранить в себе социализацию как способность возвращения в гражданское общество, чтобы стать законопослушным гражданином страны.
Важно помнить, что евангельское учение о жертвенной любви побуждает каждого из нас оказывать своему ближнему не только духовную помощь, но и помогать ему материально по мере сил и возможностей. Поэтому православное тюремное служение предполагает не только личное милосердие христианина к заключенным, но и широкую социальную работу среди них.
В деле духовно-пастырского окормления заключенных, на мой взгляд, самая основная из тактических задач тюремного служения, поставленных современным обществом перед Церковью, – через духовно-нравственное возрождение заключенных содействовать их ресоциализации, которая должна вестись как во время отбывания срока наказания, так и после освобождения. Задача Церкви – помогать заключенному сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество после выхода на свободу и через возрождение религиозности помогать ему после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления среди гражданского общества утраченные за решеткой социальные связи. Этот сложный и очень нелегкий труд необходимо планировать на много лет вперед в качестве главнейшего направления церковного тюремного служения, чтобы иметь положительные результаты в предстоящем будущем.
Помилование. В Московскую Патриархию приходит много писем с просьбой о содействии в помиловании заключенных. Конечно, нам нелегко и трудно судить о том, насколько велика степень виновности осужденного и его состояние раскаяния в содеянном преступлении. Тюремные священнослужители, знающие внутренние покаянные движения души заключенных, могли бы играть гораздо большую роль в процессе помилования осужденных, пришедших к вере в местах лишения свободы и состоящих в религиозных общинах при тюремных храмах, и их досрочного освобождения из заключения.
Детские воспитательные колонии. Сокращение детских воспитательных колоний в России и обеспечение социализации подростков, имеющих проблемы с законом, является особой озабоченностью Церкви. XIV Всемирный русский народный собор высказался по данному вопросу в следующих словах: «Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом».
В тех регионах, где будут сокращены воспитательные колонии, подведомственные ФСИН России, могут возникать при серьезной государственной поддержке подобные альтернативные реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки детей, совершивших правонарушение и в силу этого оказавшихся в поле зрения суда. Эти и подобные им учреждения для проблемных детей и подростков способны также выполнять работу по обеспечению социализации для малолетних преступников после выхода из мест лишения свободы.
Женские колонии и тюрьмы – реадаптация женщин, освобождающихся из мест лишения свободы.
Возраст заключенных женщин в основном от 14 до 40 лет. Женщины часто оказываются в сложной жизненной ситуации и встают на путь совершения преступлений, или сами оказываются жертвами преступлений, совершаемых по отношению к ним мужчинами, подростками и даже детьми.
Должность социального работника в пенитенциарных учреждениях была введена лишь в 2004 году. Однако серьезность проблемы состоит в том, что сегодня должность социального работника в тюрьме чаще всего занимает человек без специального образования.
Проблемы женщин, освободившихся из мест лишения свободы, выражены острее, чем у мужчин: у них не настолько сильны социальные связи на воле, их здоровье и психика больше страдают от вынужденной изоляции, им сложнее устроиться на работу, на них лежит большая доля ответственности за воспитание детей, дожидающихся освобождения матери.
Учитывая вышеизложенное, необходимо участие Церкви в организации социальной работы в пенитенциарной системе, учитывающей проблемы женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы и готовящихся к освобождению. Духовно окормляя заключенных в местах отбывания наказания, Церковь в лице специально подготовленных священнослужителей и верующих женщин-мирян должна найти в себе нравственные силы и человеческие ресурсы, чтобы уделить должное внимание социальному сопровождению готовящихся к освобождению женщин и, тем самым, содействовать снижению рецидивной женской преступности.
Общественная Палата Российской Федерации. В последние годы по линии Общественной Палаты России созданы два института представителей общественности страны, в работе которых принимают участие священнослужители Русской Православной Церкви: Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации (соответственно в субъектах Федерации – региональные Общественные советы при УФСИНах) и Общественные Наблюдательные Комиссии в субъектах Российской Федерации.
Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации. В субъектах Федерации создаются подобные столичному Общественные советы при УФСИНах, участие в работе которых священнослужителей – членов епархиальных Комиссий по тюремному служению весьма важно, поскольку это позволяет, с одной стороны, в духе реформирования системы исполнения наказаний в России защищать религиозные права и свободы заключенных, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, а с другой стороны – содействовать нормализации и становлению рабочих отношений между Церковью и учреждениями исполнения наказания в регионах.
Общественные Наблюдательные Комиссии (ОНК) учреждены согласно Федеральному закону за № 76-ФЗ от 10.06.2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В целях развития плодотворного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) России в области духовно-нравственного воспитания и пастырского окормления лиц, в темницах и узах пребывающих, а также сотрудников исполнительной системы, работающих в местах принудительного содержания, необходимо содействовать введению в состав Общественных Наблюдательных Комиссий кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение.
В настоящее время с учреждениями уголовно-исполнительной системы конструктивно сотрудничают более 150 общественных организаций, обладающих правом выдвижения кандидатов в члены ОНК. Часть из них, понимая важность духовной составляющей в жизни каждого человека и особенно граждан, находящихся во временной изоляции от общества, уже выдвинули в состав ОНК кандидатуры священнослужителей Русской Православной Церкви. Два года работы православных священнослужителей в составе ОНК благотворно сказались на выстраивании доверительных взаимоотношений между членами наблюдательных комиссий и лицами, находящимися в местах принудительного содержания.
Издательско-информационная деятельность и электронные СМИ. При Синодальном отделе учреждается редакция газеты «Мир всем» (в ближайшее время газета сменит свое название) и пастырско-методического сборника – журнала Синодального отдела «Вестник тюремного служения». Оба регулярных издания предназначаются для заключенных, сотрудников УИС и тюремных священнослужителей. Планируется также сотрудничество с другими профильными изданиями, имеющими прямое отношение к тюремному служению.
Сектор электронных СМИ предполагает развитие интернет-вещания и интернет-конференций. Сайт Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению открыт под названием «ANASTASIA-UZ.RU». Это наименование сайта связано с именем святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – небесной покровительницы Синодального отдела по тюремному служению.
Межрелигиозное тюремное служение. Сегодня в местах лишения (ограничения) свободы участвуют в духовно-нравственном воспитании заключенных священнослужители традиционных для России религий. Среди них присутствуют духовные представители ислама, иудаизма и буддизма, которые также, хотя и в меньшинстве, представлены в местах принудительного содержания.
Полагаю, что в рядах тюремных капелланов, духовно окормляющих заключенных под стражу, должны трудиться только те представители религиозных организаций, члены которых по той или иной причине оказались за тюремной оградой. Поэтому там, где более 10% от численности заключенных составят верующие любой из традиционных религий, в штате должен быть священнослужитель этой религиозной организации. Религиозные же меньшинства получат возможность при содействии штатного духовенства окормляться своими духовными наставниками, которые смогут посещать верующих в заключении.
В то же время необходимо сразу же оговориться, что места принудительного содержания лиц, имеющих проблемы с законом, не должны становиться полем для прозелитизма – целенаправленного и сознательного перетягивания верующих одного вероисповедания в другое. Прозелитизм и православное миссионерство не имеют ничего общего между собой.
В заключительной части выступления хотелось бы отметить, что на протяжении многих веков Россия имела добрую традицию духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения свободы. На несколько десятилетий эту традицию заботы об узниках, находящихся за тюремной оградой, прервало безбожное время. Сегодня институты тюремного духовенства существуют в большинстве стран мира, где имеются специальные структуры, содействующие обеспечению прав и религиозных свобод заключенных в местах принудительного содержания. Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института тюремного духовенства способно принести пользу государству и обществу.
Мы верим, что деятельное служение духовенства в местах лишения (ограничения) свободы обратит многих заключенных к Богу, послужит их духовному возрождению и поможет сократить среди них количество случаев суицида, унижения достоинства человеческой личности и других противоправных действий.