Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 17.12.2018, 17:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Концепция создания, функционирования и развития районного реабилитационного центра

В связи с поручением Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Высшего Церковного Совета в Синодальном отделе по тюремному служению подготовлен проект «Концепции создания, функционирования и развития районного (для города Москвы) реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы».
Проект направляется на рассмотрение Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета и, вместе с тем, размещается на сайте Синодального отдела для ознакомления и внесения замечаний и комментариев. Синодальный отдел будет благодарен за любые высказанные мнения по данному вопросу.
 
*******
 
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
РАЙОННОГО (ДЛЯ ГОРОДА МОСКВЫ) РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
ДЛЯ ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
 
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 
В настоящее время до 800 тысяч человек содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, из них ежегодно освобождается более 250 тысяч человек. Несмотря на совершенствование законодательства в отношении осужденных, а также лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, их социальный статус трактуется в обществе неоднозначно.
Еще находясь в исправительном учреждении, многие осужденные являются членами православных общин, посещают тюремные храмы и молитвенные комнаты для заключенных, приобщаясь, таким образом, к духовно-нравственной жизни. По состоянию на 1 апреля 2011 года при исправительных и воспитательных  колониях действуют более 450 православных храмов и столько же молитвенных комнат. Продолжается строительство храмов при исправительных учреждениях, в котором участвуют сами осужденные. В колониях создаются православные общины из числа осужденных, члены которых духовно окормляются священнослужителями. Все это способствует созданию благодатной почвы для духовного воздействия на осужденных, что позволяет рассчитывать на их раскаяние в совершенном преступлении и частичное исправление еще в период отбывания наказания в исправительном учреждении.
С апреля 2011 года в исправительных учреждениях начала действовать система «социальных лифтов», предусматривающая смягчение условий содержания или замену неотбытого срока условным наказанием вставшим на путь исправления. Характеристика поведения осужденного составляется по объективным критериям, в том числе его стремлению к психофизической корректировке своей личности и инициативным мерам к ресоциализации, одним из которых является  членство в религиозных организациях. Таким образом, осужденные получили дополнительную мотивацию для того, чтобы сделать первый шаг к исправлению, начать посещать тюремный православный храм, вступить в общину.
Однако освободившегося необходимо всеми доступными методами удержать от возврата к прошлому образу жизни и оградить от возможного негативного влияния со стороны асоциальных элементов. Одним из таких сдерживающих факторов должно послужить (там, где это возможно) создание епархиальных районных реабилитационных центров Русской Православной Церкви (далее – Центр) для данной категории лиц, куда освободившийся мог бы обратиться за получением как духовной поддержки, так и иной помощи.
Так Центр, предусматривающий нахождение в нем лиц, освободившихся из мест лишения свободы, создается по типу «для приходящих» и предполагает возможность нахождения в нем в течение определенного времени днем.  Персонал Центра осуществляет духовную поддержку, процесс обучения основам Православия, юридические и психологические консультации, а также оказывает первую медицинскую помощь. Предусматривается функционирование трапезной, пункта оказания медицинской помощи, а там, где это возможно, и гостиницы.
Центр создается по принципу территориальной принадлежности (районного типа). Принимаются обратившиеся за помощью лица, проживающие либо зарегистрированные в конкретном районе. Территория принадлежности определяется с учетом плотности населения, качественного состава жителей (доля людей, имеющих или имевших проблемы с законом) и наличием храма, непосредственно предназначенного в качестве объединяющего Центра для тюремного служения.
Преимущество данного типа реабилитационного центра заключается в том, что наряду с оказанием помощи обратившемуся, он одновременно не ограничен в праве выбора места проживания и работы, что влечет развитие у него здорового чувства свободы и самостоятельности. Одновременно Центр открыт для контакта с родственниками обратившегося, которые также могут получать здесь духовную и психологическую поддержку.
Наряду с этим высок риск негативного влияния на членов общины Центра вновь поступивших, чья жизненная ориентация была нарушена за время пребывания в исправительном учреждении. В связи с этим основным условием приема в Центр должен стать институт поручительства. При этом священнослужитель, окормлявший освободившегося еще во время заключения, должен подтверждать прошение о его приеме в Центр.
Вопросы создания и функционирования реабилитационных центров должны решаться при комплексной поддержке со стороны органов государственной власти, в том числе местного самоуправления и правоохранительных органов.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки настоящей Концепции.
 
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
 
Основными целями Концепции являются:
– создание, функционирование и развитие реабилитационных центров РПЦ для освободившихся из мест лишения свободы с целью их дальнейшей реабилитации (ресоциализации);
– духовное окормление освободившихся из мест лишения свободы;
– участие Русской Православной Церкви в работе по предупреждению рецидива преступлений лиц, имеющих или имевших проблемы с законом;
– установление с органами и учреждениями государственной власти и институтами гражданского общества взаимоотношений с целью оказания помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем, восстановления утраченных полезных социальных связей, приобщения освободившихся к полноценной общественной жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
– определение статуса реабилитационного центра и его правовой формы;
– обеспечение материально-финансового и юридического сопровождения реабилитационных центров;
– подбор (подготовка) специалистов для работы с определенными категориями обратившихся;
– подбор (подготовка) священнослужителей для работы в реабилитационных центрах;
– создание общинной среды, способной быть целительной почвой для реабилитации (ресоциализации, повторной реабилитации) обратившихся;
– формирование навыков здорового образа жизни у обратившихся, формирование и развитие у них духовно-нравственных качеств;
– ознакомление реабилитирующихся с имеющимся в Церкви богатством средств духовного исцеления, с основами православного вероучения;
– внедрение в работу реабилитационных центров адаптированной к Православию «Программы 12 шагов»;
– развитие взаимодействия с подразделениями УИС по вопросам реабилитации (ресоциализации) освободившихся из мест лишения свободы;
– заключение с органами и учреждениями государственной власти соглашений (договоров), предусматривающих их содействие на всех этапах реабилитации, с целью содействия обратившимся в пределах своей компетенции в вопросах оформления необходимых документов, решения проблем с жильем, трудоустройством, правовым статусом, в восстановлении профессиональных трудовых навыков, а также других вопросов, препятствующих (не способствующих) возвращению к полноценной жизни в обществе;
– использование практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Синодального отдела по тюремному служению, епархий и их подразделений;
– организация взаимоотношений с общественностью и средствами массовой информации для привлечения внимания к деятельности реабилитационных центров.
 
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
 
Реализация Концепции позволит частично или полностью реабилитироваться бывшим осужденным, в том числе имеющим проблемы с алкоголем и наркотиками за счет привития им морально-нравственных навыков в православной вере, а также использования адаптированной к Православию «Программы 12 шагов».
Реабилитационный центр должен стать своеобразной церковной общиной для обратившихся, аналогичной общине в исправительном учреждении, где основным является вера в Бога, участие в богослужениях и Таинствах Церкви, ведение духовно-нравственного образа жизни, стремление к трудовой деятельности и здоровой семье.
Данная Концепция должна послужить действенным методом в предупреждении рецидива преступлений освободившихся.
 
IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
 
На первом этапе реализации Концепции (2011-2012 годы) предусматривается:
– разработка документации для создания реабилитационных центров, в том числе определение их организационно-правовой формы, штатного расписания, типового положения, учебно-образовательных программ;
– создание «пилотного» образца районного реабилитационного центра в Андреевском благочинии (ЮЗАО города Москвы) при одном из модульных быстровозводимых храмов, подготовка к строительству которых осуществляется в настоящее время во всех Префектурах Москвы;
– выработка типовых требований к поведению обратившихся;
– установление с органами местного самоуправления взаимоотношений с целью предоставления преференций обратившимся в Центр.
На втором этапе (2012-2013 годы) предусматривается:
– определение оптимальных вариантов функционирования Центра;
– поиск новых форм и методов воздействия на бывших осужденных;
– проработка вопроса об установлении для реабилитационных центров  специального налогового режима;
– разработка методических рекомендаций для епархий;
– создание новых реабилитационных центров, развитие и совершенствование имеющихся.
 
V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
Финансирование создания и функционирования районных реабилитационных центров для освободившихся из мест лишения свободы планируется осуществлять за счет средств епархий и уголовно-исполнительной системы.
Совместное (долевое) финансирование Центров может быть предусмотрено за счет средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на аналогичные мероприятия, предусмотренные отдельными программами различного уровня.
Допускается использование иных источников дохода, не связанных с коммерческой деятельностью.
 
16 июня 2011 года