В этой связи следует особо сказать о сотрудниках пенитенциарных учреждений и членах их семей, о правах и проблемах которых наша общественность в своих выступлениях нередко любит замалчивать. Однако душевное состояние последних, вынужденных в силу служебного положения постоянно пребывать в трудных условиях ограничения свободы и испытывать в своей работе определенные нравственные и физические неудобства, также не может оставлять равнодушными не только членов ОНК, но и представителей священства Русской Православной Церкви.
Не случайно в упомянутом выше «Соглашении о сотрудничестве» уделяется особое внимание духовному окормлению сотрудников органов и учреждений ФСИН России, членов их семей, а также родственников осужденных. Все эти категории лиц испытывают жизненные затруднения либо в силу своего служебного положения, либо в связи с условиями, в которых находятся их родственники.
Структура сообщества лиц, содержащихся в местах ограничения свободы, является слепком со всего остального социума и имеет сходные характеристики вероисповедания. В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, а точнее – к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе, они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако в течение последних десяти лет, благодаря работе тюремных священнослужителей, в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, регулярно участвуют в богослужебной жизни и являются членами религиозных общин при тюремных храмах.
Членство в ОНК облегчает священнослужителю решение перечисленных задач и выполнение им основной миссии духовно-пастырского окормления в местах принудительного содержания. При этом данные священнослужители, часто посещая в составе ОНК различные учреждения уголовно-исполнительной системы региона, могут лучше оценивать труды священников в местах принудительного содержания, которые на постоянной основе закреплены Епархиальным управлением за учреждениями УИС».
Продолжая выступление, епископ Иринарх отметил: «Процедура выдвижения кандидатур в состав Общественных Наблюдательных Комиссий (согласно Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» за № 76-ФЗ от 10.06.2008 года) в субъектах Российской Федерации начинается за 90 дней до истечения срока функционирования предыдущей.
Согласно законодательству Церковь не может самостоятельно выдвигать кандидатуры в Общественные Наблюдательные Комиссии. Однако в настоящее время более 150-ти общественных организаций, обладающих правом выдвижения кандидатов в члены ОНК, конструктивно сотрудничают с учреждениями уголовно-исполнительной системы, что позволяет им рекомендовать священнослужителей в состав членов ОНК и, тем самым, привлекать их к работе в ОНК. Понимая важность духовной составляющей в жизни каждого человека и особенно граждан, находящихся во временной изоляции от общества, часть общественных организаций выдвинули в состав ОНК, начиная с первого созыва, кандидатуры священнослужителей Русской Православной Церкви. Годы работы православных священнослужителей в составе ОНК благотворно сказались на выстраивании доверительных взаимоотношений между членами наблюдательных комиссий и лицами, находящимися в местах принудительного содержания.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращался к правящим архиереям Российской Федерации с предложением определить кандидатов из числа священнослужителей Русской Православной Церкви для выдвижения в состав ОНК и рекомендовать подведомственным епархиальным отделам, ответственным за тюремное служение, инициировать выдвижение священнослужителей через общественные организации в состав вновь формируемых Общественных Наблюдательных Комиссий.
В циркулярном письме Святейшего Патриарха Кирилла от 31 марта 2009 года за № 1172, которое адресовано «всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации», было рекомендовано «в целях развития плодотворного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России в области духовно-нравственного воспитания и пастырского окормления лиц, в темницах и узах пребывающих, а также сотрудников исполнительной системы, работающих в местах принудительного содержания, определить кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли бы в состав формируемых Общественных Наблюдательных Комиссий» тогда еще первого созыва. Эти слова свидетельствуют об особом внимании Святейшего Патриарха к процессам становления духовно-пастырского тюремного служения и обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. В них содержится призыв Его Святейшества, обращенный к носителям священного сана Русской Православной Церкви, войти в состав Общественных Наблюдательных Комиссий, чтобы обеспечить в местах принудительного содержания право каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания.
Сложившаяся действительность и уровень соработничества Русской Православной Церкви и Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, достигнутые за первое десятилетие XXI-го века (со времени подписания «Соглашения о сотрудничестве» в декабре 1999 года), свидетельствуют, что согласно статистическим данным уже к 2010 году около 1100 православных священников в России посещали учреждения УИС на регулярной основе».
В завершение слов о значении членства священнослужителей в составе Общественных Наблюдательных Комиссий Владыка Иринарх подчеркнул: «Создание Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению в марте 2010 года было вызвано заботой Святейшего Патриарха о том, чтобы лица, находящиеся в местах лишения (ограничения) свободы, и члены их семей, не оставались без пастырского и духовно-просветительского душепопечения нашей Церкви, чтобы православное вероучение – вера отцов наших распространялась без ограничений среди всех слоев населения нашей страны, включая заключенных в местах принудительного содержания.
В связи с постоянным вниманием священноначалия Русской Православной Церкви к вопросам участия священнослужителей Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению было также направлено обращение ко всем «правящим архиереям Российской Федерации» по инициированию выдвижения священнослужителей через общественные организации в состав формируемых Общественных Наблюдательных Комиссий. Вместе с тем, дело это еще весьма новое и не все механизмы деятельности ОНК отработаны, поэтому и в миссии защиты прав человека дает о себе знать так называемый «человеческий фактор».
В ряде регионов бывали затруднения с включением в состав ОНК священнослужителей из-за местных воззрений на работу комиссий и своеобразное понимание светскости государственного управления в нашей стране.
В связи с рассмотрением подобного рода обстоятельств на Всероссийской конференции «Социальная реабилитация заключенных в понимании гражданского общества и Русской Православной Церкви, духовно-нравственные аспекты и инструменты ресоциализации», организованной под эгидой Общественной Палаты Российской Федерации совместно с Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению в октябре 2011 года, для дальнейшего развития взаимодействия Церкви и ОНК присутствующими священнослужителями было предложено:
– усилить контроль Общественной Палаты Российской Федерации над формированием состава региональных ОНК;
– подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в ФЗ-76 от 10 июня 2008 года, уточняющую процедуру изменения в действующем составе ОНК при замене члена ОНК, вышедшего из состава комиссии по собственному желанию, новым кандидатом в период образованной в правомочном составе ОНК.
Что, в конце концов, и было сделано».
После завершения доклада епископа Иринарха перед участниками конференции выступили священнослужители – члены Общественных Наблюдательных Комиссий из регионов. Представители Церкви поделились с присутствующими своим опытом взаимодействия с осужденными и сотрудниками УИС, духовного просвещения и нравственного воспитания заключенных, рассказали о проблемах, возникающих на этом пути. Бесспорно, в этой сфере деятельности существует много проблемных вопросов, однако можно с уверенностью сказать, что роль священника велика там, где есть конструктивное взаимодействие с руководством мест принудительного содержания.
«В духовно-просветительской работе и пастырском окормлении важно не замыкаться на одних лишь заключенных, – подчеркнул председатель епархиального Отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями Тульской области и член тульской Общественной Наблюдательной Комиссии протоиерей Игорь Бабухин. – Церковь должна охватывать своим попечением и персонал колоний». Священнослужители Церкви отметили, что «это приведет к росту взаимопонимания и налаживания более доброжелательных отношений между осужденными и сотрудниками УИС».
«О значимости участия священнослужителей в деятельности Общественных Наблюдательных Комиссий рассказал член ОНК Ивановской области протоиерей Александр Гуляев: «По своему опыту могу определенно и ясно сказать, что у нас в работе принимают участие не только священнослужители, но и монахини женского монастыря, расположенного в центре Иванова. Там есть много монахинь, инокинь, сестер, которые занимаются организацией строительства храмов, обучают осужденных нотной грамоте, пению, помогли расписать часовню в ИК-7. Но при этом подчеркну, что мы, как священнослужители, общаемся в Ивановской области с небольшим количеством людей – около 6 процентов заключенных. Это наша постоянная паства. Но, войдя в состав ОНК, священнослужитель получает возможность встречаться и беседовать с любым осужденным вне стен храма, будь то даже на производстве. Мы можем посещать и ПКТ, и ШИЗО. И еще я хочу обратить внимание на моральный аспект. Если хоть одна капля нравственности попадет на сердце и человек уверует в Бога, он начнет больше контролировать свои поступки и Всевышний войдет в его жизнь. Я поддерживаю точку зрения, что священнослужители должны присутствовать во всех Общественных Наблюдательных Комиссиях. Это вполне себя оправдывает».
О специфике тюремного служения служителей Церкви в местах лишения свободы рассказали и иностранные гости, прибывшие для участия в работе конференции.
Представитель итальянской благотворительной организации «Каритас Амбросиана» Фульвио Санвинтас выступил на конференции с докладом о работе тюремных капелланов: «В каждой итальянской тюрьме есть католический священник, который пытается помочь, поддержать моральный дух тех, кто оказался в местах лишения свободы. Священник может сопровождать осужденного в суде или при проведении религиозных праздников. Важным аспектом является также и то, что заключенные, выходя на свободу, продолжают общение со священнослужителем, который помогает им найти работу, место проживания, средства к существованию». В границах своей работы католический священник продолжает следить за судьбами бывших подопечных и на свободе.
Докладчик рассказал о том, что в его стране религиозные деятели служат в местах лишения свободы за материальное вознаграждение, то есть получают заработную плату. Итальянские тюремные капелланы официально оформлены в Министерстве юстиции Италии. «В Италии капелланы получают зарплату от государства, но это никаким образом не влияет на авторитет священника. Священники ближе к Церкви, а не выполняют политику администрации». При этом «любой заключенный может попросить присутствия священника в любое время, даже в ночное».
Также интересен тот факт, что у жителей Италии к осужденным отношение кардинально отличается от нашего. Если у нас осужденный автоматически становится изгоем общества, то там не только заинтересованные органы, но и простые граждане делают все, чтобы человек больше не вернулся за решетку. В реабилитационных центрах, куда после освобождения попадают бывшие осужденные (в основном, иностранцы, не знающие языка и не имеющие постоянного места жительства), проходят курсы по изучению языка, раз в неделю шеф-повар ресторана приходит в центр и готовит обед, активно помогают и сами граждане, приносят вещи, деньги.
Вальтер Шмидт, член швейцарского отделения Международной ассоциации тюремного служения, в своем выступлении описал собственный опыт по улучшению ситуации с соблюдением морально-этических принципов руководителями пенитенциарных учреждений у себя на родине.
Конечно, по сравнению с мировой практикой, российская пенитенциарная система является более суровой и до такого отношения общества к тем, кто преступил закон, у нас еще далеко.
При этом в дискуссии по докладам участников конференции епископ Иринарх отметил: «Надо понимать, что Церковь в одиночестве не решит всех проблем пенитенциарной системы и не стремится к этому. Мы вносим свой вклад, но мы никогда не заменим государство, которое обязано заботиться о своих гражданах, включая и тех, которые по воле судьбы оказались за решеткой. Главное, чтобы заключенные не выходили из мест лишения свободы с исковерканной душой».
В итоге работы международной конференции было отмечено положительное воздействие на деятельность ОНК вхождения в их состав православных священнослужителей.
Синодальному отделу Московского Патриархата по тюремному служению участниками конференции было предложено:
– контролировать выдвижение в состав ОНК кандидатов из представителей православного духовенства к очередной ротации в 2013-2014 годах;
– в программе образовательных семинаров для руководителей епархиальных Отделов по тюремному служению рассматривать аспекты деятельности священнослужителей в составе ОНК.
На протяжении работы конференции представители ОНК из нескольких десятков субъектов Российской Федерации говорили о своем видении ситуации, вместе с православными священнослужителями представители различных конфессий России рассказывали о своей работе в регионах. По данным Марии Каннабих, в работе ОНК помимо христиан участвуют лидеры мусульманских общин, иудеи, буддисты.
Советник Отдела по взаимодействию с региональными Общественными Палатами, ОНК и НКО Общественной палаты Российской Федерации Виталий Полозюк так охарактеризовал состояние дел в работе ОНК: «Четырехлетний опыт работы комиссий показал, что с ростом их авторитета наблюдаются отдельные трения внутри этих общественных формирований. Происходит это по причине того, что не все считаются с мнением друг друга. Там же, где в состав ОНК входит священнослужитель, никаких конфликтов не наблюдается. Предполагается имеющийся опыт распространить повсеместно. Для этого и проводится сегодняшняя конференция. Причем, на ней присутствуют не только священнослужители Русской Православной Церкви, но и представители других традиционных конфессий, которые помогают своими морально-этическими советами общаться с сотрудниками пенитенциарной системы, работниками прокуратуры и так далее».
Во время работы конференции ее участники имели возможность обсудить и внести свои предложения в проект «Кодекса этики членов Общественных Наблюдательных Комиссий», текст которого, окончательно утвержденный членами Общественной Палаты Российской Федерации (Протокол № 28-П от 12 июля 2012 года), печатается ниже.
Кодекс этики членов Общественных
Наблюдательных Комиссий (скачать документ PDF, 212 KB)
Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению
7 июня 2012 года
Общественная Палата Российской Федерации
город Москва