Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 13:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Доклад епископа Красногорского ИРИНАРХА на конференции по тюремному служению в Великом Новгороде

ПОНИМАНИЕ СВЕТСКОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Мы хорошо понимаем, что преобладающее большинство лиц, находящихся в заключении, совершили тяжкие преступления и справедливо лишены свободы. И, тем не менее, человек всегда остается человеком и всем заключенным, невзирая на их виновность перед законом, должна быть гарантирована свобода совести и вероисповедания в условиях несвободы.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» недвусмысленно гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституционный принцип светскости Российского государства не предполагает полную изоляцию Церкви от государства, а принцип невмешательства в дела друг друга – не означает полного запрета на проявление какой-либо религиозности в светских учреждениях. Автономное существование двух социальных институтов в изменяющейся России невозможно.

При необходимости соблюдения принципа взаимного невмешательства государства и Церкви в дела друг друга следует понимать, что невозможно отделить жизнь верующих граждан от жизни государства. Кроме того, часть современного российского общества составляет часть Русской Православной Церкви, в свою очередь верующие граждане составляют значительную часть нашего общества. Не учитывать религиозные чувства верующих и препятствовать их вероисповеданию, ссылаясь на какие-то надуманные ограничения светских рамок, значит реализовывать интересы только безрелигиозной части гражданского общества, что представляется несправедливым и нарушает права человека.

Закон четко определил: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

При этом преамбула федерального закона признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Следовательно, вреда от создания в пенитенциарных учреждениях особых помещений – молитвенных комнат, часовен и храмов для того, чтобы заключенные могли без стеснения молиться, познавать красоту православной духовности и культуры, даже в силу положений закона быть не может.

Для некоторой части нашего гражданского общества по-прежнему остается неразрешимым вопрос и о том, как возможна православная доминанта в условиях многонационального и многоконфессионального общества. Но здесь, на самом деле, никаких противоречий нет, так как православная культура предполагает уважение к национальным и религиозным традициям людей, исповедующих веру своих отцов, что подтверждено многовековой историей Российского государства. То, что в отличие от многих государств мира Россия сохранилась как многонациональное и многоконфессиональное государство, произошло не вопреки, а благодаря тому, что в основе ее культуры положена вера Православная.

К примеру, в свое время руководитель отдела науки и связей с правительственными организациями Духовного управления мусульман европейской части России Ф.А.Асадуллин засвидетельствовал общность подходов всех членов Межрелигиозного совета России к социальным проблемам современного общества, к либеральным ценностям, глобализации, межрелигиозному сотрудничеству. Говоря об особенностях российского общества, он процитировал слова русского философа И.А.Ильина: «Сколько народов Россия приняла, столько и сохранила». При этом докладчик отметил, что «из более чем двухсот народов на территории Российской Федерации около тридцати ассоциируют себя с Исламом и, сохраняя древние духовные связи с арабским миром, они в то же время остаются неотъемлемой частью общероссийского культурного и исторического наследия».

Традиционные вероисповедания в России сближают представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной религии или конфессии. Так, Православие и Ислам объединяют большие и малые народы, живущие в России. Православие и Ислам сближают культуру и быт русских, украинцев,  татар, башкир, многих кавказских народов.

В свое время еще Святейший Патриарх Алексий II неоднократно  заявлял, что все эти и некоторые другие препятствия объясняются желанием «вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область «убеждений» и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, что должно быть, несомненно, признано деструктивным явлением».

 

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ХРИСТИАНСТВО –
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И 
 «КУЛЬТ ЧЕЛОВЕКА» В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Исторически сложилось так, что в России представлены все основные мировые религии – Христианство, Ислам, Иудаизм и Буддизм (в Бурятии в форме ламаизма). Каждая из названных религий имеет свою систему морали, хотя между ними имеется достаточно много общего, поскольку в основе мировых религий лежат общечеловеческие нравственные ценности.

В этом смысле моральная система мировых религий имеет сугубо практическое значение. Буддизм, который часть учёных называет даже не религией, а просто нравственным учением, утверждает, что если человек идёт по жизни строго правильным путём, то он достигает нравственного совершенства. Коран определяет основные принципы праведной жизни мусульманина, которые абсолютно непререкаемы, поскольку согласно учению Ислама они даны людям Аллахом. В основе жизнеустройства Иудаизма лежат десять заповедей Божиих, данные Богом через Моисея на горе Синай ветхозаветному Израилю. Вместе с тем, вершиной религиозной морали с полным правом может быть названа духовно-нравственная система христианства, ибо ни одной из исторически известных религий мира не удалось подняться на уровень той нравственной высоты, которая определена в проповедях Иисуса Христа и изложена в евангельском повествовании.

Главная слабость предшествующей христианству религиозной морали состоит в невозможности решить проблему зла в жизни людей и полном бессилии человека перед злом.  Сила и реальность нравственной формулы «зло побеждается любовью» явлена Иисусом Христом в Его земной жизни и заключена в словах: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44-45), – и вы победите зло. Эти евангельские заповеди помогают понять, что нравственные силы человека способны на большее и потому он обязан постоянно стремиться подняться на новую высоту своего нравственного развития и совершенства с целью хотя бы на малую йоту приблизиться к своему идеалу – подобию Божию, как сказано об этом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

За несколько веков развития европейской культуры, провозгласившей «культ человека», кардинально поменялись представления о человеке от «образа и подобия Божия» до человека как «биологического существа». В европейской антропологии фактически произошло низведение понимания человека к его телесной, в лучшем случае, и психической сфере. Но схожесть телесности человека и животного ничего не дает для понимания сущности человека.

Забвение абсолютной ценности духовного начала в человеке ведет к утрате понимания важности сохранения неповрежденности души человека со стороны личного греха. Это забвение наиболее ярко выражено в знаменитом принципе «Декларации прав человека», в которой сказано, что человек может делать все, при условии, что его деятельность не будет вредить другим. Однако и в этом принципе заложена смертельная опасность, потому что человек должен жить так, чтобы не только не вредить другим людям и окружающей среде, но и не вредить самому себе, своей бессмертной душе. В Евангелии говорится об этом следующее: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16, 26).

 

«ВЕСЬ МИР ЛЕЖИТ ВО ЗЛЕ» (1ИН. 5, 19).
ДУХОВЕНСТВО КАК НОСИТЕЛИ ДУХОВНОСТИ В МИРЕ

Представителями организаций, действующих под эгидой Общественной Палаты Российской Федерации, неоднократно отмечалось, что опыт работы духовенства в ОНК заслуживает всеобщего одобрения в связи с положительным влиянием на взаимоотношения членов комиссий, относящихся к разным, порой идеологически конфликтующим социальным группам. Присутствие священнослужителей исключает попытки использования в работе комиссий приемов эпатажного, формально-бюрократического и коррупционного характера.

Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны, так же как и большинство обитателей пенитенциарных учреждений причисляют себя к православным, не все они задумываются о степени своего воцерковления. Может быть, кое-кто из них лишь эпизодически бывал в храмах, но при этом не имеет ясного представления о православной вере и молитве. Но даже и такие лица интуитивно ощущают определенное уважение к Божией обители и имеют представление об апологетах православной веры, как о людях праведных и наделенных благодатью.

Особенно это касается священнослужителей, этические качества которых априори полагаются высокоморальными. Поэтому само присутствие священника среди гражданского населения часто производит облагораживающий эффект, что неоднократно замечали участники форумов, подобных сегодняшнему. И в среде правонарушителей, и в среде Общественных Наблюдательных Комиссий наблюдается утихомиривание страстей и хотя бы временное примирение конфликтных группировок.

В сообщении заместителя начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России полковника внутренней службы В.А. Затонского, представленном на прошедших Рождественских Чтениях в текущем году, приведены факты положительного влияния работы священнослужителей на состояние дисциплины и нравственности в учреждениях, исполняющих наказания: «На 12-15% снижается уровень нарушений режима в учреждениях, где ведется активное духовно-пасторское окормление осуждённых священнослужителями».

 

ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Преобладающее большинство нашего народа так долго не может обрести ни материального благополучия, ни достойного человека образа жизни в своем земном Отечестве именно по причине неверия, доставшегося нам от предыдущих богоборческих времен. Воспитанное и вскормленное на идеях атеизма и безрелигиозной морали, наше общество оказалось безоружным перед валом лжи, насилия, наглости, беспринципности, а также, зачастую, религиозной извращённости и откровенного сатанизма. Все это буквально обрушилось на российское общество благодаря стараниям некоторых новоявленных российских олигархов и их услужливых приспешников, нравственные ориентиры которых давно утрачены в их жизни, и закордонных строителей так называемой «новой демократической России». У нас не оказалось того духовно-нравственного стержня, формируемого прежде всего религией, который позволил бы нам противостоять этой бесовщине.

Многолетним опытом  доказано, что попытки формирования нравственных позиций на основе общегуманистического подхода и либеральных ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены только в «общечеловеческом смысле», ибо сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей.

У определенной части населения мерилом благоденствия считается материальный достаток, уровень духовно-нравственного воспитания  неуклонно снижается. Эти установки поддерживаются существующей системой просвещения, отбросившего нравственные ориентиры недавнего советского прошлого, но не нашедшего ничего взамен.

Часто звучат расхожие штампы: «Мир полон зла», «Мир полон добра». При этом совершенно не принимается во внимание то, что мир этот таков, каким его делаем мы сами, а каждый из нас – нераздельная часть этого мира. Человек в своей жизни совершает разные дела – и хорошие, и плохие. В жизни каждого человека есть свои интересы, которые идут в разрез с интересами других людей и сообществ. Главное при этом не допускать поступков, противоречащих законам человечности, помнить о духовной составляющей нашей личности, созданной по образу и подобию Божию.

Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал трудность адаптации человеческой личности к многокультурной, многорелигиозной и многоэтнической среде современного общества. В результате появилось большое число людей с дезориентированным самосознанием, с размытыми религиозными и нравственными взглядами и принципами, а точнее, с их отсутствием.

Такого рода молодые люди от 14 до 20 лет, с низким уровнем образования и крайне низким уровнем культурных запросов, исповедующие нонконформизм, культ силы и агрессивности по отношению ко всему чужому, при этом испытывающие страх растворения и потери собственной социокультурной идентичности, чаще всего становятся на путь экстремизма и радикализма. Именно из таких людей вербуются адепты террористических организаций и преступных группировок. Именно они составляют основную часть претендентов на заключение в места не столь отделенные.

В составе содержащихся в местах лишения свободы осужденных молодые люди от 18 до 25 лет составляют пока 22%, но следственные изоляторы постепенно наполняются молодежью, из которой каждый пятый страдает психическим расстройством, а около 4% не умеют читать и писать.

При таком раскладе трудно говорить о каком-то духовном совершенствовании и развитии, поскольку на первых порах требуется простое начальное образование, формирование элементарных представлений об общечеловеческих понятиях, о добре и зле, о месте человека в окружающем мире. В душе духовно непросвещенной не могут возникнуть рассуждения о греховности, о заповедях Божиих, осознание и раскаяние человека в совершенных проступках.

Великие истины Божественного Откровения, содержащегося в Священном Писании, усвоить не так легко. Тот, кто приступает к изучению Слова Божия, должен делать это умело и осторожно. Священное Писание по слову апостола Павла есть как бы обоюдоострый меч: одним, через руководство Церкви, указывает путь ко спасению, а других, через произвольное толкование, ведет к духовной погибели (Евр. 4, 12).

Понятен в этом отношении повышенный интерес Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви к качеству духовного образования, снабжению и пополнению библиотек пенитенциарных учреждений духовной литературой. Сейчас практически при каждом храме в учреждениях ФСИН имеется библиотека православной литературы (начиная от 100 и более книжных изданий до нескольких тысяч экз.), а также видеопродукции (как правило, более 20 единиц). Общее количество книг и видеопродукции тюремных библиотек по Российской Федерации по предварительным расчетам на сегодняшний день превышает 250 тыс. экземпляров.

В условиях ограниченного общения значительно повышается жажда восприятия живого человеческого слова. Очень важно, чтобы оно способствовало желанию возвращения в гражданское общество, а после выхода на свободу помогало через возрождение религиозности находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей. С нравственной точки зрения необходимо, чтобы это слово было «словом Божиим». Высокий стиль церковно-славянской словесности поневоле обращает духовные взоры человека к Богу, а его мысли и размышления – к моральным ценностям.

Миссия тюремного душепопечения существовала в истории Церкви с момента ее основания. Эта миссия освящена примером святых апостолов, мучеников и первых христиан. Церковь в лице епископов и священников всегда считала своей обязанностью заботиться о заключенных. Предстоятели Церкви и сами посещали узников, и поручали их заботе иных клириков, облегчая участь заключенных пастырскими увещаниями и посильной помощью.

Благовестие в местах лишения свободы дает возможность свидетельствовать преступникам о том, что преступление их является, прежде всего, нравственным падением, которое отдалило их от Бога и Церкви, то есть от общества людей, которые сообща стараются достичь Царства Божия.

«Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что без духовного просвещения не может быть и речи о развитии страны. При осуществлении тюремного образования и служения этот вопрос возрастает многократно, так как только вера может изменить человека, и только вера всегда выступала и будет выступать основной составляющей в духовном и нравственном восстановлении личности», – эти слова, произнесенные членом Общественной Палаты Российской Федерации и председателем Президиума Общероссийской общественной организации «Совет Общественных Наблюдательных Комиссий», можно считать программными в сотрудничестве государственных, общественных и религиозных институтов.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ПРАВОСЛАВНОГО ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ

Назрела ситуация, при которой сотрудничество Русской Православной Церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужители, несущие послушание в местах лишения или ограничения свободы, должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей (тюремных капелланов) и, будучи освобожденными от несения пастырского послушания в других приходах, на постоянной основе совершать свое священнослужение только в тюрьмах и иных пенитенциарных учреждениях.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве в феврале прошлого 2011 года, соборным самосознанием поручил епархиальным архипастырям и Синодальному отделу Московского Патриархата по тюремному служению работать над проблемой учреждения института тюремных священнослужителей. Задача эта четко определена перед нами, но пока еще не все ясно, насколько беспрепятственно будет продвигаться ее решение в церковную жизнь. Должен сказать, что множество пастырей в регионах, занятых послушанием в сфере тюремного служения, уже сегодня на местах успешно решают эту задачу, а руководство кадровых служб ФСИН России также не видят препятствий для ее осуществления.

Институт тюремных священнослужителей должен быть сформирован в ближайшее время, как это было в дореволюционной России. Церковь, оказывая помощь сотрудникам УИС в решении различных проблем пенитенциарной системы, должна вносить свой вклад в духовно-нравственное воспитание заключенных и сохранение их права на свободу совести и вероисповедания в местах принудительного содержания, способствуя созданию гарантированных условий для сохранения заключенными достоинства человека и воспитания в себе христианской нравственности.

Сегодня почти все руководители епархиальных отделов тюремного служения в субъектах Российской Федерации включены в состав Общественных советов при региональных УФСИНах России. С каждым годом становится все более и более священнослужителей, которые включены в состав членов Общественных Наблюдательных Комиссий. Одновременно в епархиях набирает силу тенденция назначения руководителей епархиальных отделов тюремного служения благочинными храмов пенитенциарных учреждений, поскольку в решениях Архиерейского Собора РПЦ в феврале 2011 года обозначена задача создания института тюремных священнослужителей, несущих послушание на постоянной основе в местах принудительного содержания. Таким образом, сегодня представляется целесообразным рассматривать вопросы о правовых основах создания корпуса тюремных священнослужителей – института православных тюремных капелланов.

Полагаю, что и нам предстоит кропотливая и напряженная работа по возрождению института тюремного духовенства, опираясь как на дореволюционный опыт Русской Православной Церкви, так и на современный опыт деятельности тюремных капелланских структур зарубежных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительных словах повторю неоднократно развиваемый тезис о том, что повышение числа беспризорников и не реабилитированных преступников на фоне устойчивого снижения численности населения страны может привести к созданию в обществе обстановки, правопослушная жизнь в которой будет невозможна. Таким образом, имеется объективная потребность в поиске наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов реадаптации десоциализированного населения, вовлечения его к нормальному жизненному укладу.

Выходом из сложившейся ситуации – и в масштабе всей страны, и в формате пенитенциарной службы – является возвращение народу утраченных духовно-нравственных принципов и духовного просвещения, направленного на восстановление связи поколений, основанного на многовековых традициях и, соответственно, на той культурообразующей религии, которая формирует и «задает» иерархию ценностей, которая мобилизует волю устремления к ним. Таковой культурообразующей религией для России является Православие. Иные подходы и либеральные рецепты будут означать конец истории великой страны и великого народа.

Моральный дух народа, возрождённый на основе религиозной веры наших предков, – вот та основа и тот фундамент, на котором должна строиться обновленная Россия XXI века. Надеюсь, что наши совместные усилия не пропадут даром, но послужат делу возрождения страны и всего человечества.

Благословение Божие да пребывает на всех вас и да дарует Вам Воскресший Христос благоденственное и мирное житие, исполненное крепости сил душевных и телесных, и да сохранит Вас Господь в добром здравии на многая и благая лета!

 

Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

 
16 мая 2012 года
Свято-Юрьев мужской монастырь
Великий Новгород


<< Вернуться