Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 00:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Доклад епископа Красногорского ИРИНАРХА на ежегодных сборах тюремного духовенства УПЦ

 
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ОСВОБОДИВШИХСЯ
ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫХ
Микросоциум, в который попадает бывший заключенный после освобождения, играет немаловажную роль в его возвращении в гражданское общество. Это, прежде всего, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, различные общественные, частные, государственные, религиозные, воспитательные и социальные организации. При этом необходимо отметить, что возвращение осуждённого, принявшего решение вести православный образ жизни, в семью, заранее подготовленную к этому, создает необходимые условия не только для собственной социальной адаптации бывшего заключенного, но и для социальной ориентации семьи в целом.
Под духовно-пастырским воздействием Церкви в человеке происходит внутренний процесс пересмотра взглядов на свою жизнь и деятельность, совершается работа над своим общественным обликом, переориентацией помыслов и стремлений в добропорядочную сторону, что помогает заключенному после освобождения преодолевать жизненные трудности и невзгоды, изменяет его поведение.
Освободившегося необходимо, если это возможно, всеми доступными методами удержать от возврата к прошлому образу жизни и оградить от негативного влияния со стороны асоциальных лиц. Одним из таких сдерживающих факторов должно послужить создание православных приходских центров социальной реадаптации, куда освободившийся мог бы обратиться за получением духовной поддержки и иной помощи. По благословению Священноначалия и поручению Высшего Церковного Совета нашей Церкви Синодальным отделом по тюремному служению разработан и представлен на изучение и внесение дополнений и исправлений проект Концепции создания, функционирования и развития районного (для крупного города) «Реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы осужденных».
Центр для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, должен создаваться по типу «для приходящих» и предполагает возможность нахождения в нем в течение определенного времени днем. Персонал Центра осуществляет духовную поддержку, процесс обучения основам Православия, юридические и психологические консультации, иную помощь. Дело даже не в том, чтобы помочь ему материально, такая социальная помощь давно предусмотрена и нередко является стимулятором продолжения иждивенческого поведения, сложившегося в условиях зоны. Начав духовное возрождение осуждённого в условиях заключения, мы должны не потерять его духовное расположение и принадлежность к Церкви после освобождения, передать, образно говоря, «по эстафете» священнослужителям по месту будущего места жительства, которые продолжат работу по его воцерковлению на свободе, помогут ему усвоить внутри себя общественную реабилитацию и возвращение в гражданское общество.
Пастырское душепопечение, способствуя воцерковлению и приобщению осужденных к приходской жизни, ведет к осознанию совершённых правонарушений, раскаянию и пересмотру жизненных позиций, ориентированных на законопослушный образ жизни. В противовес общемиссионерскому движению, требующему обращения священнослужителей к широкой пастве, задачи реабилитации (ресоциализации) осуждённых реализуются по большей части на основе индивидуального подхода.
 
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Последнее время внимание руководства и общественности страны занимает проблема воспитания молодого поколения России, осложненная неопределенностью современных жизненных приоритетов. В системе Минюста России более 10 лет разрабатываются возможности создания службы пробации, которая предполагает досудебное и внесудебное оказание помощи в реадаптации (ресоциализации) лицам, прежде всего несовершеннолетним, в связи с уголовным преследованием и условным осуждением оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако недавно Правительством отложено рассмотрение соответствующего законопроекта в связи с отсутствием возможности их ресурсного обеспечения.
Важнейшую значимость в сложившейся ситуации приобретает деятельность, связанная  с реабилитацией несовершеннолетних, в том числе отбывающих уголовные наказания в воспитательных колониях. В соответствии с этим в Синодальном отделе по тюремному служению подготовлены «Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, связанной с уголовным преследованием, а также освободившихся из мест лишения свободы», и разработаны организационные принципы работы этих центров.
Все дело в том, что в настоящее время идет процесс сокращения воспитательных колоний, что предусмотрено Концепцией развития ФСИН России и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года за № 323-р. В соответствии с данным Распоряжением Правительства Федеральная служба исполнения наказаний  уже ликвидировала в России 15 воспитательных колоний. Однако согласно требованию статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подростки, имеющие проблемы с законом, должны отбывать наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Содержащиеся в ликвидируемых колониях несовершеннолетние осуждённые перемещаются в  Воспитательные колонии соседних регионов России, при этом социальные связи их нарушаются в еще большей степени.
Данное положение становится предметом рассмотрения органов государственной власти и широкой общественности. Например, протокольным решением заседания Совета Общественной Палаты Российской Федерации от 11 февраля 2011 года признано необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением дополнить утвержденную «Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» разделом «Воспитательные центры», исходя из  недопустимости планов сокращения существующих исправительных учреждений для несовершеннолетних  и необходимости создания воспитательных центров разной формы собственности и ведомственного подчинения в каждом субъекте Федерации.
Таким образом, имеется необходимость привлечения всех возможных сил и средств для создания в стране воспитательных центров различных форм собственности и ведомственной подчиненности для подростков и попавших в трудные жизненные ситуации детей (в случае с осуждёнными – под режимным контролем служб исполнения наказаний).
Для охвата вниманием различных категорий несовершеннолетних в деятельности Центра предполагается применять различные формы и методы работы: внедрение программы социальной реабилитации условно осужденных подростков; работу с подростками, находящимися в местах лишения свободы; открытие «социальных гостиниц» и «кризисных центров». При этом подростки, желающие встать на путь исправления, добровольно участвуют в различных реабилитационных курсах, а также катехизации через воцерковление. Многие из них возвращаются к учебе, стремятся работать.
И в этих условиях Церковь не должна находиться в стороне, ибо молодое поколение – это будущее нашего общества. Сегодня и российскому и украинскому народам, как и народам всего земного шара необходима молодежь, способная критически воспринимать все то, что предлагает современный мир, и отвергать все то, что оказывается губительным для человека. Если хотите – это есть один из главных вызовов современности, держать ответ на который призваны все мы, соборно осмыслив ситуацию и приняв адекватные меры во всех сферах общественной жизни. Священнослужителям, обращающим внимание на работу с молодежью, необходимо изучать и организовывать движения православного молодежного миссионерского и социального служения.
 
РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ СЕМЬИ
В настоящее время реализуется множество программ духовного окормления родственников осуждённых. Такова, например, реализуемая некоторыми приходами Москвы миссия «Примирение» – программа помощи несовершеннолетним детям, чьи родители находятся в местах лишения свободы, и помощи семьям, опекающим детей, чьи родители находятся в заключении.
Необходимо реализовывать программу религиозной социализации в семье с учетом ее восприятия со стороны ребенка как начинающего члена общества, приобретающего опыт общения с верующими и неверующими взрослыми. Ребёнок, испытывает ограничение или поддержку в семье, всегда болезненно переживает свой зарождающийся религиозный опыт в момент первых разочарований при отсутствии моментальных результатов от молитвы и выполнения молитвенных просьб.
Все мы хорошо знаем, что если с самого детства ребенок посещает храм, то он с юного возраста подвергается духовно-нравственному воздействию от благодатной атмосферы храма и, самое главное, воспитывается в вере и нравственности от собеседования со священнослужителем во время Таинства Покаяния ииндивидуальной Исповеди. Часто бывает и так, что ребенок, может быть, даже своим родителям ничего не скажет о своих внутренних переживаниях, а священнику расскажет все и обо всем спросит у пастыря Церкви – все это позволяет решать наболевшие детские вопросы. Само церковное Таинство Исповеди есть тройственная тайна между Богом, принимающим покаяние человека, священником, облеченным властью «вязать и решить» грехи и являющимся свидетелем покаяния человека, и самим кающимся грешником. Постепенно ребенок становится юношей, а затем и взрослым человеком, когда уже по привычке, воспитанной в его душе и сердце Церковью, каждый раз по мере потребности своего духа приходит к священнослужителю, чтобы своевременно разрешить свои духовно-нравственные проблемы. Последнее предохраняет человека – кающегося грешника от духовного заболевания, способного привести к рабству греху, утрате нравственной свободы и возможности совершения преступлений сначала в душе, а потом и на деле.
Современные семьи весьма разнообразны и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Семья имеет важное значение в процессе овладения человеком социальными нормами. А если речь идет о нормах, определяющих исполнение семейных ролей, то влияние семьи становится кардинальным. По некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% – формируют правонарушителей.
Профилактика преступности возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества. Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы риска или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям должно быть обращено особое пастырское и просветительское попечение. Православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества.
Сокращение детских воспитательных колоний в России и обеспечение социализации подростков, имеющих проблемы с законом, является особой озабоченностью Церкви. XIV Всемирный русский народный собор высказался по данному вопросу в следующих словах: «Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом». При наличии серьезной государственной поддержки подобные альтернативные реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки детей, совершивших правонарушение и в силу этого оказавшихся в поле зрения суда, могут возникать в тех регионах, где будут сокращены воспитательные колонии, подведомственные ФСИН России. Эти и подобные им учреждения для проблемных детей и подростков способны также выполнять работу по обеспечению социализации для малолетних преступников после выхода из мест лишения свободы.
 
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ
Закон гарантирует свободу совести и вероисповедания гражданина страны и руководство пенитенциарных учреждений предпринимает по мере сил все возможное к тому, чтобы и закон соблюдался, и Церковь могла присутствовать в учреждении, не ущемляясь режимными условиями.
После создания Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению усилия Церкви были направлены на то, чтобы в проекте «Соглашения о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний была предусмотрена возможность духовного кормления сотрудников учреждений, которые, в связи с психологическим давлением обстановки тюремного быта, нуждаются подчас в неменьшей духовной опеке, чем осуждённые. Были внесены положения и о проведении работы с курсантами учебных заведений ФСИН России, а также родственниками осуждённых и сотрудников УИС.
В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 17 февраля 2011 года, касающейся п. 42 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ, Синодальными учреждениями Московского Патриархата в сотрудничестве с Минюстом России определена необходимость внесения в действующее российское законодательство ряда поправок и уточнений (в статьи 14, 89, 118, 158, 185 Уголовно-исполнительного кодекса, статью 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Соответствующие изменения требуется внести и в Правила внутреннего распорядка учреждений ФСИН России.
С учетом того, что законопроектная и правоприменительная деятельность в отношении уголовно-исполнительной системы согласно Положению о ФСИН России является прерогативой Министерства юстиции, принято решение о создании соответствующей рабочей группы при Департаменте нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России. Указанная рабочая группа будет заниматься работой над совершенствованием правовых механизмов деятельности представителей религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях, а также разрешения иных вопросов, связанных с взаимодействием Русской Православной Церкви, других традиционных религий России и Уголовно-исполнительной системы.
Требуют своего решения вопросы определения правового положения тюремных священнослужителей и храмовых сооружений. На протяжении двух десятилетий в учреждениях ФСИН России действуют храмы и молитвенные комнаты в зданиях, находящихся в оперативном управлении администрации учреждений и предоставляемых представителям епархиального клира для проведения богослужений. Данная практика не вызывает возражений ни со стороны администрации подразделений ФСИН России, ни со стороны епархиальных архиереев.
В то же время в прошлом году рядом руководителей исправительных учреждений в регионах была начата кампания государственной регистрации тюремных православных приходов, в Приходские советы и Приходские собрания которых, юридически ответственные за организацию духовно-богослужебной и финансово-хозяйственной деятельности при тюремном храме, включались исключительно действующие сотрудники УИС. Последнее вызвало непонимание и целый ряд обращений правящих архиереев в Юридическую службу Московской Патриархии и в Синодальный отдел по тюремному служению, в которых высказывались сомнения по поводу возможности распоряжаться принимаемым на таких условиях во владение имуществом, расположенным на принадлежащей государственному учреждению территории, обремененной к тому же особым режимным статусом, препятствующим установлению какого-либо сервитута.
В циркулярном письме Синодального отдела от 8 июня 2011 года правящим архиереям была разъяснена точка зрения учреждений Московской Патриархии по данному вопросу. Решением, способствующим исключению из взаимоотношений религиозных и государственных организаций кадровых и хозяйственно-финансовых вопросов, является регистрация тюремного прихода в форме приписного храма к действующему приходу в пределах епархии, являющемуся, таким образом, головным.
Сегодня назрела ситуация, при которой сотрудничество Русской Православной Церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужители, несущие послушание в местах лишения или ограничения свободы, должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей и, будучи освобожденными от несения пастырского послушания в других приходах, на постоянной основе совершать свое священнослужение только в тюрьмах и иных пенитенциарных учреждениях.
На Западе среди протестантских Церквей это направление деятельности именуется институтом тюремных капелланов, который состоит не только из священнослужителей, но и из мирян. Для православного самосознания затруднительно представить тюремного капеллана не священнослужителем, а мирянином-волонтером. Поэтому мы избегаем слов «тюремный капеллан», а просто именуем пастырей «тюремными священнослужителями».
Задача по учреждению института тюремных священнослужителей четко определена перед нами, но пока еще не все ясно, насколько беспрепятственно будет продвигаться ее решение в церковную жизнь. Однако Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве в феврале прошлого 2011 года, соборным самосознанием поручил епархиальным архипастырям и Синодальному отделу Московского Патриархата по тюремному служению работать над поставленной проблемой. Должен сказать, что множество пастырей в регионах, занятых послушанием в сфере тюремного служения, уже сегодня успешно решают эту задачу на местах.
Институт тюремных священнослужителей должен быть сформирован в ближайшие годы и, как это было в дореволюционной России, Церковь должна вносить свой вклад в духовно-нравственное воспитание заключенных и сохранение их права на свободу совести и вероисповедания в местах принудительного содержания, оказывая помощь сотрудникам УИС в решении различных проблем пенитенциарной системы, создавая гарантированные условия для сохранения заключенными достоинства человека, свободы религиозной веры и воспитания в себе христианской нравственности.
Призываю на всех Вас благословение Божие и да дарует Вам Воскресший Христос благоденственное и мирное житие, исполненное крепости сил душевных и телесных, и да сохранит Вас Господь в добром здравии на многая и благая лета!

Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению
 
26 апреля 2012 года
Киево-Печерская Лавра

<< вернуться