Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.07.2024, 02:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Дистанционное обучение в местах лишения свободы

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Кирилла, Церковь взяла на себя новый вид миссионерского служения. Синодальный Отдел Московского Патриархата по тюремному служению  реализует программу: «Общецерковная Система дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы».
            Сектор:
·         организует и контролирует внедрение Системы дистанционного образования.
·         создает библиотеку уже имеющихся программ тюремного служения: различных методик ДО, катехизаторской переписки, миссионерского служения.
·         разрабатывает программы тюремного служения.
            Работает в тесном сотрудничестве с Миссионерским факультетом ПСТГУ, где студентами дипломниками ведется разработка и апробация методик, учитывающих специфику обучения в местах лишения свободы (условия содержания, уровень образования, наличие пожизненного срока заключения, возможное обучение личного состава колоний).
Для того чтобы охватить все направления тюремного служения требуются усилия многих священнослужителей и мирян, поэтому Система дистанционного обучения основам православия - это неоценимая помощь в Евангельском просвещении нуждающихся.
Цели этой программы:
1. Духовно-нравственная поддержка сотрудников и  реабилитация осужденных. Воцерковление, подготовка их к сознательному участию в таинствах Церкви.
2. Организация полезной занятости осужденных в условиях сокращения привлечения их к оплачиваемому труду.
           3. Подготовка к поступлению в высшее или средне-специальное учебное заведение. Кроме того,  решается задача связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования. Уровень образования осужденных в основном не очень высок, что является сдерживающим фактором для поступления в какое либо учебное заведение после освобождения. Хорошо успевающие осужденные, после окончания обучения и освобождения могут быть рекомендованы к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.

            При работе над курсами были сформулировали основные принципы дистанционного обучения, которые предваряют каждый курс как введение, а также сопроводили каждый курс методическими указаниями по его использованию.
При работе над курсами мы исходили из следующего основного положения - они должны иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении, подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями  наиболее душеполезными. Это можно назвать ДУХОВНОЙ задачей дистанционного обучения.
 
           Следующая задача – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ. Подробнее ее можно сформулировать так::
  • научить человека внимательно читать достаточно непростой текст и находить в нем ответ на соответствующий вопрос;
  • побудить обучаемого к более частому и сознательному чтению Евангелия и запоминанию отрывков евангельского текста с целью использовать их при ответах на контрольные вопросы;
  • стимулировать  обучаемого к размышлению над вопросами и использованию для ответов на них сопутствующей литературы.
            ОРГАНИЗАЦИОННАЯ задача дистанционного обучения состоит в помощи по устроению жизни православной общины. Кроме того, попутно мы решали задачу связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования. Прежде всего, исходя из решения педагогической задачи, мы выбрали форму обучения. Это подробные вопросы, к хорошему тексту, на которые обучаемый последовательно отвечает.
            Именно с помощью правильно сформулированных вопросов могут решаться поставленные духовные задачи. Сроки освоения материала по каждому из курсов определяются конкретными условиями и составляют не менее одного года. По окончании курсов выдается свидетельство, что является немаловажным для человека, освобождающегося из мест лишения свободы.
 
             По пути создания ПРОГРАММ социального и миссионерского служения уже давно идут христианские конфессии запада. В нашей стране и Церкви как правило любое дело, особенно в социальном и миссионерском служении связано с конкретной талантливой личностью.

Что  же такое программа?

Это логичная последовательность шагов (действий), ведущих к ЦЕЛИ.
То есть при создании программы мы сначала определяем ЦЕЛЬ, а потом прописываем последовательность действий, ведущих к ней.
Характерная особенность любой программы – это возможность ее описать и передать для использования.
Программа обычно не подразумевает (хотя и не отрицает) наличия особо одаренной личности. Ее могут использовать различные люди.
Хорошо разработанная и опробованная программа не требует длительных временных затрат от тех, кто будет ее использовать в своем регионе или контексте. Поскольку для того, чтобы создать программу, опробовать ее на малых группах, исправить все неточности, расширить группу применения и получить результаты, надо много времени.
 Используя уже опробованную программу, мы экономим время, средства, силы.
Можно в общем и целом так описать основные требования к программам.
 
1.      Актуальность представляемой программы.
В чем заключается актуальность и важность этой программы, в чем ее отличие от других аналогичных программ.
2.      Участники программы:
Кто проводит программу (количество участников)
На какую аудиторию рассчитана программа.
3.      Контекстная оценка программы  должна охватить четыре аспекта: 
Философский
- То ли это, чем должна заниматься православная тюремная миссия?
- Соответствует ли это нашей миссии и цели? 
Культурный
- Правильный ли это подход к людям, которым мы служим?
- Учитывает ли он культурные особенности и временной контекст?
Богословский
- На каких Евангельских и богословских основаниях базируется программа?
- Существовали ли в церковной традиции аналогичный опыт?
Организационный
- Есть ли способности и ресурсы, чтобы вести эту программу?
- Будет ли данная программа положительно охватывать другие стороны церковной жизни?
4.      Содержательная часть программы.
Здесь, собственно описывается программа в категориях действия, т.е. практически описано, как конкретно она осуществляется.
5.      Финансирование программы.
Какие расходы предполагает реализация программы?
Сколько штатных сотрудников и сколько волонтеров предполагает участие в программе?
6.       Ожидаемые результаты и оценка результативности программы.
 
Эти требования к программам важно знать, чтобы при создании  новых программ учитывать все необходимые аспекты.
Программа дистанционного образования основам православия уже приобрела популярность как среди осужденных, так и сотрудников.  
В настоящее время созрела необходимость в создании и апробации варианта программы дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы «Духовное просвещение в СИЗО», рассчитанного на следственные изоляторы, где потребность в христианской проповеди и просвещении, как среди сотрудников, так и среди заключенных также велика, как и в колониях.
 
          «Духовное просвещение в СИЗО» - очно-заочный вариант программы дистанционного обучения в местах лишения свободы, рассчитанный на работу по духовному просвещению в следственных изоляторах сотрудников, осужденных,  и подследственных.
Целями программы являются духовно-нравственная реабилитация осужденных через изучение Евангелия с целью применения нравственных христианских принципов в своей жизни и введение в церковную жизнь уже в местах лишения свободы с тем, чтобы после  выхода из мест заключения они более успешно социализировались; духовно-нравственная поддержка сотрудников УИС с целью гуманнизации системы исполнения наказаний.
            Для реализации этой программы используются курсы, разработанные Центром духовной поддержки МФ ПСТГУ:
  •     «Священная история Нового Завета» по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева), 1 год
  •       «Основы нравственности» по книге игумена Филарета «Конспект  по нравственному богословию», 1год
  •       «Катехизис. Начальные понятия» по книге «Катехизис» еп. Александра (Семенова-Тяньшаньского) для камерных систем и малых сроков отбывания наказаний.
         Центром духовного просвещения и миссионерства Синодального Отдела по тюремному служению составлен план 10 вводных бесед, цель которых привлечь к дальнейшему изучению в течении года основ православной веры как можно больше людей из числа как сотрудников, так и осужденных.
Одновременно предполагается внедрять программу «Из рук Отца». Эта программа ставит перед собой задачу восстановления связей между осужденным и его семьей. Постепенно знакомясь с осужденными добровольцы, проводящие беседы знакомятся с их семьями и на Рождество готовят вместе с осужденными подарки их детям или престарелым родителям.
Образовательная программа рассчитана на год. В результате, все завершившие изучение соответствующих курсов: «Четвероевангелие. Священная история Нового Завета» и «Катехизис. Основные понятия» получат свидетельства Миссионерского факультета ПСТГУ.
Вводные встречи (10-12) по ознакомлению с основными понятиями предполагается проводить еженедельно в непринужденной обстановке за чаем в течении двух месяцев с начала встреч. В проведении вводных занятий и проверке работ предполагается задействовать прихожан Московских храмов. Координировать работу будет Центр духовного просвещения.
Апробация программы проведена в СИЗО №2 «БУТЫРКА». Отчет и анализ результатов проведения программы  можно посмотреть в материалах, собранных в Секторе по взаимодействию с УИС Синодального Отдела.
Следует отметить, что Программа дистанционного образования, действуя с 2004 года уже активно и успешно внедряется более чем в пятидесяти колониях различных епархий.
Программа отмечена и положительно оценена в аналитическом обзоре Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний: «Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью», который разослан во все учреждения ФСИН России.
«В качестве положительного опыта сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью сотрудники и осужденные считают:
1. создание православных общин;
2. строительство храмов;
3. обучение в воскресных школах;
4. дистанционное обучение  основам православия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудники и осужденные, так же как и в 2005 г. позитивно оценивают деятельность  Русской Православной Церкви».
Отзывы о курсах дистанционного обучения

«Что касается изучения Священного Писания Нового Завета по вашей методике, то могу сказать одно, методика замечательная! Она настраивает учащегося христианина постоянно быть и мыслями и душой в Писании, держит в напряжении. Заставляет ум «плавать» в Писании, как советуют Святые Отцы. И действительно, стоит только ослабить напряжение, и все куда-то уходит, а ваша методика постоянно заставляет быть в Новом Завете и не только в Новом, но и в Ветхом Завете. Приходится многое читать, изучать святоотеческие толкования.
Ваша методика дает хороший толчок для погружения в Священное Писание. Может быть, я выскажу вам дерзкую просьбу, но было бы очень здорово, если бы вы выслали мне методики того, что проходите сами. Предметы кафедры, вопросы, какие проходите, списки литературы».

Новиков Игорь Михайлович,
староста православной общины ЛИУ-1,
п. Суражевка, г. Свободный, Амурской обл.

«Режим колонии позволяет нам обсуждать вопросы методики всем вместе. Надеемся, что к лету у нас будет своя Православная комната. На воле ребята (братья из нашей общины на воле) делают закупки всего необходимого. Создаем хорошую библиотеку из Православной литературы. Постоянно поступают книги из местного прихода. Братья привозят. Единственно плохо, что мало богословской литературы, толкований, объяснений, библейских словарей, учебной литературы. Это очень необходимо».

 Сафонов Олег,
Ставропольский край,Георгиевский район,
ст. Александрийская, ЯП 17.4

         «Когда нам представилась возможность изучать основы Православия по курсу, составленному в Свято-Тихоновском Университете, возникли разные мнения по этому поводу. В основном спорили о том, стоит или не стоит обучаться, не вредит ли это духовному росту, нет ли опасности впасть в высокоумие, не лучше ли верить по формуле «чем проще тем лучше»? Так и не сошлись во мнениях, остались каждый при своем. Но большая часть все же предпочла обучение. Обучение – чтение Евангелия, комментариев к нему и обсуждение вопросов – проходило в школе на собраниях, которые нам по воскресениям позволила  проводить администрация колонии.  Бывали собрания и раньше, но теперь они стали регулярными, и приобрели ту форму, для которой они нам были выделены. На них стало меньше праздных разговоров, больше обсуждений вопросов веры. Мы более сплотились, исчезли пробелы в знаниях по основным догматам веры, что очень важно именно у нас, на Северном Кавказе, где много мусульман. Единственная проблема была в том, что слишком долго приходилось ждать проверенных работ и новых вопросов по Курсу: терялось время и происходило некоторое охлаждение к обучению. Лучше было бы, чтобы у старосты группы были все вопросы. От себя могу еще добавить, что это очень хорошая инициатива. Раньше я не слышал об изучении основ Православной веры в тюрьме. А вот сектанты это дело очень практикуют, и к ним идут люди, даже просто из-за того, что у них есть обучение по Евангелию, желающим выдают дипломы. С этими дипломами потом можно получить работу - стать их миссионером. Такие миссионеры потом приходят в зону хорошо одетые, при деле, и это служит хорошим примером, люди еще больше начинают вступать в секты, а не идти в Православную Церковь».