Божественная литургия в храме Новомучеников и Исповедников российских в Бутове
13 февраля 2011 года в неделю 38-ю по Пятидесятнице, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
Божественную Литургию в храме на Бутовском полигоне возглавил епископ Красногорский Иринарх, викарий
Московской епархии, председатель Синодального отдела Московского
Патриархата по тюремному служению.
Преосвященному сослужили: протоиерей Кирилл Каледа, - настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российский, протоиерей Георгий Полозов
- настоятель храма иконы Божией Матери "Знамение" в Ховино, протоиерей
Игорь Федоров - настоятель храма Рождества Христова в Чернево,
протоиерей Иоанн Каледа - настоятель храма Пресвятой Троицы на Грязех,
иеромонах Григорий (Петров), иерей Артемий Цех, иерей Иоанн Ковалев,
диакон Максимиан Танцуров, диакон Дмитрий Гришин.
До начала совершения Божественной Литургии после облачения архиерея, был отслужен чин малого освящения бокового предела в честь священномученика
Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. По
прочтении молитв, Преосвященный Иринарх окропил святой водой иконостас
предела, престол, весь предел и народ. Далее Богослужение продолжалось
своим чередом.
Праздничные песнопения исполнялись смешанным хором, в своем большинстве состоявших из прихожан храма.
После
приобщения Святых Даров Христовых, Преосвященный Иринарх совершил литию
о всех пострадавших на этом святом месте во времена гонений XX века
христиан. По окончании литии был отслужен краткий молебен с молитвой,
обращенной к новомученикам и исповедникам Российским.
После
молитвословия и многолетия, которое пел весь народ, настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа обратился к епископу Иринарху с приветственным словом: "Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Иринарх,
дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником
Собора новомучеников и исповедников Российских. С праздником
относительно новым, но который уже имеет достаточно длительную историю. В
конце 80-х годов, этот день стал праздником всех святых, пострадавших
за Христа. Стали прославляться те, кто в XX веке своей жизнью и
страданиями засвидетельствовали о своей вере во Христа, Евангелие и
святую Церковь.
По
милости Божией мы сегодня совершали Божественную литургию на этом
святом месте, где в конце 30-х годов пострадало большое количество наших
сограждан, большинство за исповедание веры Христовой. Более 300 из них
сейчас прославлены в лике святых. Это знаменательное место на небесном
небосклоне нашей Русской Православной Церкви.
На
прошедшем Архиерейском Соборе был принят документ о почитании
новомучеников и исповедников Российских и о почитании тех, кто пострадал
во время гонений. Особенно говорится там о необходимости молитвенного
прославления новомучеников и исповедников Российских. По милочти Божией,
Вы сегодня, Ваше Преосвященство, не только возглавили Богослужение, но и
совершили освящение предела в честь священномученика Серафима,
мирополита Петроградского, который возглавляет сонм Бутовских
новомучеников.
Мы
благодарны Вам за Ваши молитвы. Желаем Вам, чтобы Господь даровал Вам
здравие и силы нести то служение, на которые Вы поставлены по воле
Божией".
В
ответ на приветствие протоиерея Кирилла, Преосвяшенный епископ
Красногорский поблагодарил настоятеля и обратился к
пастве: "Сердечно благодарю Вас, отец настоятель,
за слова приветствия. Хочу передать всем священнослужителям и прихожанам
этого храма благословение Святейшего Патриарха Кирилла, с пожеланием
крепости сил и благополучия. Это место особое, здесь пострадало
множество людей в годы лихолетья. Особенно много пострадало духовенства и
мирян, вина которых состояла в том, что они исповедовали Христа и
принадлежали Церкви. Вражда против Бога длилась достаточно долго.
Сегодня же мы живем в свободной стране. Каждый из нас может верить во
Христа и воспитывать детей в духе христианства, и никто не может нам в
этом помешать.
Это
место также знаменательно и тем, что здесь не только 300 святых, здесь
гораздо большее количество святых. Когда производилась канонизация, то
канонизировали всех известных в то время христиан, пострадавших за веру.
Сегодня прославляя известных нам святых, мы прославляем также и тех,
кто неизвестен, которые у Бога прославлены и святы. Церковь определяла,
определяет и озвучивает отдельные имена из тех неведомых нам святых
мучеников.
Действительно,
Архиерейский собор обратил особое внимание на почитание святых
новомучеников и исоповедников, чтобы наша память не ослабевала. Собор
рекомендовал строить храмы и посвящать их памяти новомучеников, писать
им Богослужения, иконы, прославлять их святые мощи.
Церковь
основана на крови мучеников. Первые 300 лет христианства она находилась
в гонениях и множество мучеников прославились тогда за веру во Христа,
отказываясь кланяться языческим божествам. Антиминсы - свидетельство
того, что Церковь основана на крови мучеников. На них совершается
Литургия, мощи мучеников вшиты в них. Ранние христиане в катакомбах
совершали Евхаристию на гробах мучеников.
То,
что в XX веке пострадало так много христиан - свидетельствует нам о
том, что Бог помнит нас, а их кровь должна послужить возрождению
православия, веры и жизни на нашей земле. Они погибли от рук
безбожников, но их останки освящают нашу землю. А сами святые угодники у
престола Божия возносят молитву о нас и нашем Отечестве.
Еще
раз хочу поздравить вас с этим праздником. Мы стоим на земле, которая
освящена останками мучеников. Всегда помните об этом. Дай Бог, чтобы
Божественная благодать всегда почивала на вас и на ваших семьях. Аминь".
По окончании проповеди, епископ Иринарх преподал всем свое архиерейское благословение. Из истории:Священномученик
Серафим (Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного,
принадлежавшей к именитому дворянскому роду. После окончания
Императорского Пажеского корпуса он участвовал в Балканской войне
1876-1877 гг. Там он начал задумываться о смысле страдания и
человеческого существования вообще. По возвращении в Петербург он
знакомится со святым праведным Иоанном Кронштадтским и становится его
духовным сыном. В 1879 г. Леонид Михайлович женится на Н. Н. Дохтуровой,
брак с которой строился на принципах христианской любви и православного
благочестия. В 1891 г. он вышел в отставку в чине полковника. В 1893
г., по благословению святого Иоанна Кронштадтского, Л. М. Чичагов
принимает священнический сан и служит в различных церквях Москвы. В 1895
г. умирает его жена. Отец Леонид, переживая ее смерть, тянется к
монашеской жизни. Именно в этот период он начинает составлять "Летопись
Серафимо-Дивеевского монастыря". В 1898 г. отец Леонид Чичагов принимает
постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры. Скоро он, возведенный в сан архимандрита, был назначен
настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь он продолжает
работать над "Летописью", а также пишет житие преподобного Евфимия
Суздальского. В 1903 г., по представлению архимандрита Серафима,
Священный Синод прославил саровского старца Серафима. Позже отец Серафим
составил акафист Преподобному. В 1905 г. архимандрит Серафим был
рукоположен во епископа Сухумского. В 1906 г. в сане архиепископа он был
переведен на Орловскую кафедру, в 1908 г. - на Кишиневскую, в 1912 г. -
на Тверскую. Везде он с особым вниманием заботился об устроении
приходских общин. Как правящий архиерей Тверской епархии архиепископ
Серафим участвовал в Поместном соборе 1917-1918 гг., на котором
возглавлял работу отдела "Монастыри и монашество". В конце 1917 г.
изгнанный обновленцами из своей епархии Святитель был назначен Святейшим
Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, но вступить в управление ею
не смог из-за шедших в Польше боевых действий. В 1921 г. Владыка,
находившийся уже в сане митрополита, был сослан в Архангельскую область.
Через год он вернулся в Москву и снова был сослан. Несколько лет он
прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей, работая над
второй частью "Серафимо-Дивеевской летописи". В 1928 г. митрополит
Серафим был возвращен к делам церковного управления и назначен на
Ленинградскую кафедру, раздираемую "иосифлянским" расколом. Здесь он
отпел скончавшегося от тифа архиепископа Илариона (Троицкого). В 1933 г.
Владыка был уволен на покой и последующие годы прожил под Москвой. В
ноябре 1937 г. 82-летний Святитель был арестован и на носилках доставлен
в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных обвинений и 11 декабря
был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Изображение Спасителя,
написанное Священномучеником, - одна из наиболее чтимых святынь
московского храма пророка Илии Обыденного - поражает молящихся
проникновенной тонкостью и духовной глубиной образа Господа Иисуса
Христа.
Память Святого празднуется 28 ноября/11 декабря (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников)