Приветствую Вас Гость!
Четверг, 31.10.2024, 03:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Александр Реймер: "Тюрем в России станет больше, заключенных – меньше"

Уголовно-исполнительная система России крайне уязвима для критики, как по объективным, так и по субъективным причинам. Вместе с тем нельзя отрицать, что в ней происходят перемены к лучшему, которые многие наблюдатели связывают с назначением чуть более года назад на должность директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) генерал-полковника внутренней службы Александра Реймера. Сегодня он отвечает на вопросы редакции "Право.Ru".  

- Александр Александрович, после смерти Сергея Магнитского и еще нескольких подследственных в УИС состоялся целый ряд кадровых перестановок… 

- СМИ связывают все кадровые решения того времени исключительно с гибелью Магнитского, что не совсем соответствует действительности. Да, ряд отставок проходил на этом фоне, и стал нашей реакцией на допущенные нарушения. В том числе, выявленные еще до этого трагического события. Но в целом увольнения и перестановки являются текущей кадровой работой. Она в значительной степени ведется с упреждением – для реформ, которые идут в УИС, нужна более сильная и профессиональная команда.

- К кадровой проблематике мы еще обратимся. Скажите, чем все же объясняются подобные случаи? 

- Почему речь идет только о нескольких резонансных случаях смерти подследственных? К сожалению, летальных исходов в СИЗО гораздо больше. Подавляющее большинство из них обусловлено тем, что больные имели трудноизлечимую патологию — запущенные случаи туберкулеза, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекцию в терминальной стадии. 

Не стоит забывать, что основной контингент СИЗО – представители социально-дезадаптированной группы, которая чаще других страдает социально значимыми заболеваниями. Многие из них до заключения под стражу не попадали в поле зрения гражданского здравоохранения. И люди узнают о своих заболеваниях только после медицинского обследования в учреждениях УИС. Так что СИЗО играет роль своеобразного "фильтра", позволяющего выявлять и лечить заболевания.

- Какие цифры характеризуют уровень смертности в изоляторах?

- Показатель смертности среди лиц, содержащихся в следственных изоляторах, за четыре года уменьшился на 21 процент, и сейчас он в 4,5 раза меньше, чем в целом среди населения России. Думаю, что с принятием инициированных Президентом России Дмитрием Медведевым поправок в УПК РФ и ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", которые позволяют изменять меру пресечения для тех, кто находится в СИЗО, и при этом страдает тяжелыми заболеваниями, ситуация продолжит улучшаться.

- Но это не снимает с повестки дня вопрос оказания качественной медпомощи в СИЗО…

- Такая проблема в учреждениях ФСИН России существует. И мы серьезно подходим к ее решению. Материально-техническая база медицинских подразделений постоянно укрепляется, учреждения УИС, в том числе СИЗО, оснащаются современным медицинским оборудованием. Территориальными органами УИС заключены с организациями здравоохранения соглашения, предусматривающие оказания контингенту своевременной и качественной медпомощи. 

- Реформы госструктур связаны, прежде всего, с оргштатными изменениями и ротацией кадров. ФСИН следует этому сценарию?  

- Реформирование службы, действительно, потребовало изменений в структуре центрального аппарата ФСИН и территориальных органов. Часть управлений была упразднена, исключено дублирование ряда функций. Образовано управление собственной безопасности, основная задача которого — организация противодействия коррупции. Некоторые главные управления территорий стали управлениями. 

Оргштатные мероприятия повлекли за собой и серьезные кадровые преобразования. Достаточно сказать, что многие руководители, как в центральном аппарате, так и в территориальных органах ФСИН, были освобождены от занимаемых должностей. Произошли многочисленные горизонтальные ротации. Однако работоспособное профессиональное ядро, без которого невозможно реформирование, в УИС сохранено.

В целом же Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, разработанная нами совместно с Минюстом и утвержденная в Правительстве РФ, направлена на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов обращения с осужденными и с учетом потребностей общественного развития. 

Концепция предусматривает замену существующих исправительных учреждений колониями-поселениями с обычным и усиленным наблюдением, тюрьмами общего, усиленного и особого режимов, лечебно-исправительными и лечебно-профилактическими учреждениями, а также воспитательными центрами.

- Какую цель преследует новая конфигурация мест отбывания наказания?

- Реформирование УИС в части исполнения наказаний предусматривает, в первую очередь, раздельное содержание осужденных. Часть из них способна к ресоциализации, другая часть прочно усвоила и распространяет криминальную субкультуру. 

В тюрьмах особого режима будут отбывать наказание осужденные к лишению свободы за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в том числе при опасном рецидиве, лидеры и члены преступных сообществ, осужденные за преступления террористической и экстремистской направленности, а также осужденные к пожизненному лишению свободы. 

- А что будет представлять собой население колоний-поселений?

- Здесь заложен тот же принцип. Основной критерий помещения в ту или иную колонию-поселение — оценка тяжести совершенного преступления и наличие рецидива. Осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также впервые осужденные будут содержаться раздельно от осужденных, ранее отбывавших наказание. 

Колонии-поселения усиленного наблюдения предполагается организовывать на базе нынешних колоний, где есть стабильное производство. Охраны в них в привычном смысле этого слова не будет. Надзор будет осуществляться в соответствии с нынешним законодательством, но с учетом использования интегрированных систем безопасности. Наращивание инженерно-технических средств контроля позволит создать все условия для предупреждения и пресечения противоправных действий. 

Название колоний-поселений без усиленного наблюдения говорит само за себя. Осужденные будут иметь право с 6.00 до 23.00 без надзора перемещаться по территории муниципального образования даже в нерабочее время.

- В каком состоянии сегодня находится материальная база УИС?

- Длительное время бюджет на капитальные перестройки и даже на текущий ремонт колоний и тюрем был весьма ограничен. А ведь многие СИЗО и тюрьмы располагаются в зданиях елизаветинских и екатерининских времен. 40 процентов исправительных колоний построены в 1937-1950 годах. Естественно, они требуют больших затрат на полное восстановление. 

Сегодня на поддержание зданий и сооружений в технически исправном состоянии и капитальный ремонт территориальным органам выделяется 1,5-2,0 млрд. рублей в год.

- Насколько эффективно используются эти средства?

- Начиная с 2007 года в СИЗО создано более 9,3 тысяч мест, а также введено 1 744 места в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ). Введены в эксплуатацию СИЗО на 265 мест в ГУФСИН России по Пермскому краю и на 76 мест в Республике Ингушетия.

В результате площадь, приходящаяся в среднем на одного содержащегося под стражей в СИЗО, приведена в соответствие с требованиями законодательства РФ и составляет 5 квадратных метров при установленной законом норме 4 квадратных метра.

При проведении ремонта оборудуется вентиляция, проводится замена сантехники, на окна устанавливаются стеклопакеты, стены окрашиваются в светлые тона. В камеры ставят телевизоры и холодильники. Надо подчеркнуть особо, что существенно улучшены материально-бытовые условия для несовершеннолетних и женщин. Они содержатся изолированно, в отдельных корпусах, секциях, этажах режимного корпуса в отремонтированных камерах. 

Вся эта работа будет продолжаться по плану и дальше. Так, к 2017 году предусматривается завершить строительство и ввод в эксплуатацию 26 СИЗО. Условия содержания в них будут соответствовать европейским стандартам. Намечено также провести реконструкцию действующих СИЗО, что позволит привести условия содержания в соответствие с российским законодательством.

- За счет чего планируется создание дополнительных тюрем? 

- При создании тюрем, прежде всего, будут использованы внутренние резервы УИС. Например, планируется переоборудовать некоторые действующие в настоящее время исправительные учреждения.

- На какие образцы при этом будет ориентироваться УИС, на европейские?

- Точные кальки здесь нереальны, и неуместны. Но при этом будем учитывать общепринятые европейские нормы. Они закреплены в принятых Комитетом Министров Совета Европы документах, касающихся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Большинство из них носит рекомендательный характер, поэтому каждое государство вправе реформировать свою систему с учетом собственного опыта, финансовых возможностей и других обстоятельств. 

Тем не менее, в развитых государствах Европы сложилась некая усредненная модель исполнения тюремного заключения. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что мы уже проводим серьезные сравнительные исследования, на основе которых и будет сделан окончательный вывод о будущем российской тюрьмы.

- В рамках реформы предполагается закрыть около 40 исправительных учреждений. С чем это связано?

- Начиная с октября 2009 года, число осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УИС, уменьшается. Это обусловлено, в том числе, изменениями в уголовном законодательстве, расширившими возможности применения наказания, не связанного с лишением свободы. Кроме того, предполагаются изменения, предусматривающие сокращение максимальных сроков наказания, что также повлечет дальнейшее снижение численности осужденных… 

- То, что заключенных из закрываемых колоний распределят в другие исправительные учреждения, понятно. А что будет с персоналом? 

- Что касается положения работников таких учреждений, то имеющие право на пенсию смогут им воспользоваться, а остальным сотрудникам будет предложено продолжить службу в других подразделениях в соответствии с образованием, умениями и навыками. В том числе и на вышестоящих должностях.

Данная практика является общепринятой, т.е. каких-либо экстраординарных мер не планируется. 

- А как сегодня обстоят дела с вакансиями и текучестью кадров в УИС?

- Количество вакантных должностей за последний год уменьшилось. На службу принято больше сотрудников, чем уволено, то есть текучесть кадров сократилась. Вопрос решается эффективно еще и за счет территориальной особенности. В отличие от других силовых структур, подразделения УИС расположены в основном в отдаленных районах страны, где отсутствует альтернативная инфраструктура. Так что мы можем отбирать кандидатуры из большого спектра предложений, с соблюдением всех наших требований.  

- ФСИН располагает разветвленной сетью вузов. Несколько слов об этом

-Потребность в высококвалифицированных кадрах будет ощущаться всегда, ведь это оценочная категория. У нас создана система образовательных учреждений высшего и дополнительного профобразования, которая включает в себя 8 вузов с 7 филиалами, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН РФ, 76 учебных центров при территориальных органах. Ни в одной стране мира нет такой базы. Но и здесь есть возможность роста.

В декабре 2009 года мы приняли решение о закреплении за нашими образовательными учреждениями специализации — с учетом характера соответствующей службы УИС. Создана новая система кураторства структурных подразделений ФСИН, подготовлен ряд эффективных решений по совершенствованию кадрового резерва.

Во всех образовательных учреждениях действует установка — теория должна быть неразрывна с практикой. Поступательно развивается научно-техническая база вузов. В Академии ФСИН создан ситуационный центр, который позволяет сотрудникам УИС отрабатывать на практике действия при чрезвычайных обстоятельствах.

Сотрудники наших образовательных учреждений активно сотрудничают с зарубежными коллегами: идет обмен студентами, организовываются совместные семинары, круглые столы, конференции и т.д. Из года в год растет число заявок из пенитенциарных служб СНГ на обучение в наших вузах, что свидетельствует о признании высокого уровня подготовки в них.

- Что можно сказать об образовательном уровне работников УИС в целом?

- В настоящее время на должностях начальствующего состава служат более 170 тысяч сотрудников с высшим и средним профобразованием. Это почти 70 процентов списочной численности. На должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава служат более 123 тысяч человек с высшим и средним профобразованием, что составляет 96 процентов от общего числа данной категории сотрудников. 

- Александр Александрович, наверное, вопрос о престижности службы в учреждениях УИС крайне непрост. И все же…

- Специфика пенитенциарной системы, конечно же, накладывает отпечаток на представление о ее престижности. Причем, не только в России. Но наша служба напрямую касается безопасности общества, и общество это прекрасно осознает. Но главное, чтобы важность своего труда понимал каждый сотрудник УИС, и повышал его престижность достойным исполнением своих обязанностей. И мы ведем большую воспитательную работу по безусловному достижению этой цели.  

- На каких традициях воспитываются сегодня сотрудники службы — советских, российских или зарубежных?

- Думаю, уместно говорить о квинтэссенции традиций. Мы решительно избавляемся от проявлений негатива уголовно-исполнительной системы советского периода, но не отказываемся от всего позитивного, достигнутого нашими предшественниками. Достаточно сказать, что наши ветераны активно участвуют в профессиональном становлении молодых сотрудников. Их опыт полезен, порой, не меньше современных программ обучения.

 Интенсивно изучается, анализируется, и уже внедряется соответствующий опыт пенитенциарных систем зарубежных, и, прежде всего, европейских стран. Вместе с тем, мы и сами формируем новую служебную культуру, традиции, систему моральных стимулов. Все это находит живой отклик у сотрудников, и сплачивает коллективы.

- А что касается материального и социального обеспечения сотрудников УИС?

- Предпринятые нами шаги позволили практически во всех подразделениях УИС засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях один месяц службы за полтора. Законодательно предусмотрено увеличение должностных окладов в зависимости от вида учреждения, характера и сложности выполняемой работы. Увеличены оклады сотрудникам учреждений УИС, где лечат инфекционных больных. 

Однако надо признать, что действующее законодательство не позволяет сегодня обеспечить достаточный уровень социальной защиты личного состава УИС. Для устранения этих пробелов мы ведем активную нормотворческую деятельность.

Например, мы пока не вправе формировать свой жилфонд. Между тем, "квартирный вопрос" имеет огромное значение для привлечения молодых специалистов, сохранения профессионального ядра. Поэтому в Концепции предусматривается законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья сотрудникам УИС и членам их семей. 

Эти меры в совокупности с совершенствованием механизмов отбора на службу, работой с резервом кадров на выдвижение и их ротацией привлекут профессионалов. 

- Александр Александрович, федеральная служба, возглавляемая вами, крайне уязвима для критики. И особенно со стороны правозащитных и общественных организаций. Как вы на это реагируете?

- Реагируем нормально. Мы всегда открыты для общения с правозащитными и общественными организациями, которые готовы в той или иной форме участвовать в процессе ресоциализации осужденных, восстановления социальных связей, повышения уровня их образования, приобретения профессий, улучшения медицинского обслуживания.

В этих направлениях с нами работают более 450 структур. К ним относятся, в частности, Попечительский совет уголовно-исполнительной системы, фонд "СПИД: Восток-Запад", фонд "Попечитель", занимающийся образовательной деятельностью, Фонд помощи заключенным, фонд "Международная тюремная реформа", который ведет правовую работу среди осужденных.

И еще одна деталь. При каждом региональном управлении ФСИН созданы общественные советы, а у руководителя УФСИН есть помощник по правам человека. В субъектах Федерации работают общественные наблюдательные комиссии.

Готовил Александр Пилипчук
Источник: http://www.pravo.ru/review/view/40817/