БИОГРАФИЯ
ЕПИСКОПА РАМЕНСКОГО ИРИНАРХА,
ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ
ЕПИСКОПА РАМЕНСКОГО ИРИНАРХА,
ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ
Епископ Раменский Иринарх (в миру Грезин Владимир Кузьмич), родился 23 ноября 1951 года.
Отец, Грезин Кузьма Максимович, 1925 года рождения (Орловская область), из рабочих (умер в 1977 году). Мать, Грезина Александра Сергеевна, 1929 года рождения (Горьковская область, ныне Нижегородская), из служащих (умерла в 2008 году).
В 1967 году, получив неполное среднее образование (8 классов средней школы), поступил на работу. В 1968 году направился в Москву на учебу.
В 1968-1969 годах учился в городском профессионально-техническом училище Москвы. По окончании училища в 1970 году работал электромонтером на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), откуда и был призван на службу в Вооруженные Силы.
В 1970-1972 годах служил в рядах Советской Армии. В течение двух лет армейской службы с разрешения командования посещал вечернюю среднюю школу. По завершении службы в армии работал на Шумерлинском заводе САФ и одновременно учился в вечерней сменной средней школе рабочей молодежи города Шумерля, которую окончил в 1973 году.
В 1973-1974 годах работал электромонтером-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в городе Химки Московской области, а затем, перед поступлением в семинарию, в 1974-1975 годах работал в Троице-Сергиевой Лавре в городе Загорске (ныне Сергиев Посад).
В 1975-1978 годах учился в Московской Духовной Семинарии.
В 1978-1982 годах учился в Московской Духовной Академии, по окончании которой за курсовое сочинение «Святоотеческие догматические системы» (по Догматическому богословию) Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.
В 1982-1985 годах – слушатель Аспирантуры при Московской Духовной Академии.
В октябре 1982 года, одновременно с зачислением в Аспирантуру, приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата в секторе миротворческого служения Русской Православной Церкви.
3 апреля 1985 года на последнем курсе обучения в Аспирантуре принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх (в переводе с греческого языка – начальник мира. Монашеское имя дано в честь преподобного Иринарха, Затворника Ростовского, память которого совершается 13 января по ст./ст. – 26 января по н./ст.).
13 апреля 1985 года рукоположен в иеродиакона, а 15 апреля 1985 года рукоположен во иеромонаха.
В июле-сентябре 1987 года находился в Бирмингеме, Великобритания, в Селли-Оук колледже с целью изучения английского языка.
В 1987-1988 годах учился в Экуменическом институте в Боссэ в Женеве, Швейцария.
В 1988 году возведен в сан игумена в храме святых отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом мужском монастыре митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым), бывшим в те годы председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
В 1988-1989 годах слушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете, в Кембридже, Соединенные Штаты Америки.
С апреля 1989 года курировал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата программу преодоления алкоголизма и наркомании (в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР и ВНЦ наркологии).
Подготовил и провел в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата два советско-американских церковных семинара по алкоголизму и наркомании (1989 и 1990) и Совместное совещание Министерства здравоохранения СССР и Московского Патриархата на тему: "Церковь и преодоление алкоголизма и наркоманий” (1989).
Одновременно, как священнослужитель, вел пастырскую работу с больными алкоголизмом и наркоманиями в московской городской наркологической больнице № 17 и в наркологической клинике № 13 Всесоюзного научного центра медико-биологических проблем наркологии.
1 марта 1990 года назначен настоятелем вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы.
В 1990 году (на Втором Советско-американском церковном семинаре по алкоголизму и наркоманиям) в конференц-зале Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата имело место Учредительное собрание, на котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было учреждено Православное Братство Трезвости «Отрада и Утешение» (со статусом общественно-религиозной организации).
1990-1991 годы – секретарь Комиссии Священного Синода по благотворительности и катехизации, которая позднее была преобразована в два Синодальных отдела: Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Отдел религиозного образования и катехизации.
1990-1991 годы – секретарь Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в марте 1991 года освобожден от обязанностей секретаря Комиссии в связи с переходом на приходское служение).
В апреле 1991 года, оставив работу в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, перешел на приходское служение во вновь открытом больничном храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы.
Совмещая приходское пастырское служение, в качестве председателя Православного Братства Трезвости «Отрада и Утешение» продолжил участие в работе движения по преодолению алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР, с Отделом наркологии и психиатрии Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзным научным центром медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии), с Кафедрой наркологии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей, с другими структурами и службами наркологической помощи населению, а также по линии Моссовета, а позднее – Мэрии Москвы в качестве члена Межведомственной комиссии Моссовета по делам больных алкоголизмом и наркоманией.
Все годы священнослужения на поприще приходского священника – настоятеля храма, занимался пастырским душепопечением и духовным окормлением госпитализированных больных Московской городской клинической больницы им. С. П. Боткина и расположенной по соседству клиники Онкологического научно-исследовательского института им. П. А. Герцена.
Параллельно осуществлял реставрационные работы в приписном больничном храме святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, возведенном среди больничных корпусов на территории Боткинской больницы.
1999–2001 годы выполнял послушания по линии Епархиального совета города Москвы, в состав которого был введен на Епархиальном собрании города Москвы, проходившем в декабре 1998 года.
15 декабря 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен благочинным храмов Всехсвятского округа города Москвы.
13 марта 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, «по возведении в сан архимандрита», игумену Иринарху «определено быть епископом Пермским и Соликамским», о чем вручен Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 13 марта 2002 года за № 1101.
16 марта 2002 года возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Свято-Троицком соборе Данилова мужского монастыря города Москвы в день празднования памяти святого благоверного князя Даниила Московского.
12 апреля 2002 года архимандрит Иринарх был наречен во епископа Пермского и Соликамского в Крестовом храме Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре города Москвы.
14 апреля 2002 года в Неделю 4-ю святого Великого поста (память преподобного Иоанна Лествичника) в кафедральном соборе города Москвы – Храме Христа Спасителя архимандрит Иринарх возведен в сан епископа Пермского и Соликамского.
16 апреля 2002 года, «принимая во внимание труды по воссозданию храма … и желание завершить строительство храмовых построек», епископ Иринарх был назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы, над возрождением которого из руин трудился с 1989 года, «с поручением забот по завершению благоустройства данного храма» (Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 16.04.2002 года за № 1938).
30 марта 2005 года епископ Иринарх был освобожден «от должности почетного настоятеля» храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы и приписного больничного храма святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана на территории Боткинской больницы города Москвы (Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 30.03.2005 года) «с выражением … благодарности за понесенные труды по воссозданию порушенных храмов и приходских строений», с «предоставлением … возможности служения в означенных храмах …».
30 апреля 2002 года епископ Иринарх в качестве Правящего Архиерея вступил в управление Пермской и Соликамской епархией. В ответной телеграмме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 08.05.2002 года говорилось: «Приветствую Вас, дорогой Владыка, с вступлением в управление вверенной Вам Пермской епархии. Воскресший Господь да укрепит Вас в архипастырских трудах Ваших по управлению епархией во славу Божию на благо Церкви Христовой».
В декабре 2005 года введен в состав созданного в Перми Общественного совета при Главном управлении внутренних дел Пермского края.
В мае 2006 года введен в состав «Рабочей группы по конфессиональной политике и сохранению духовного и исторического наследия» Общественного совета по развитию институтов гражданского общества при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе.
Епископ Иринарх управлял Пермской кафедрой в течение полных восьми лет (2002-2010), в течение которых кардинально изменилась жизнь в Пермской епархии. Из духовно отсталой и материально обнищавшей она превратилась в епархию с широким спектром возрожденного духовного образования, а приходская жизнь местного духовенства в преобладающем большинстве обрела стабильность и материальную обеспеченность, с возможностью не только временно приспосабливать храмы для совершения богослужений, но и восстанавливать порушенные в годы безбожия народные святыни в былом историческом благолепии. Приниженный в предшествующие годы статус православного духовенства был вновь высоко поднят в общественном сознании – среди интеллигенции Пермского края, губернской и муниципальной администрации, руководителей государственных силовых структур, представителей частного бизнеса. На смену уходящему поколению верующих «бабушек», которое преобладало в Перми до 2002 года, в Церковь пришла молодежь, зародилось широкое православное молодежное движение, завершившееся учреждением молодежной организации – «Православная молодежь Прикамья».
В 1967 году, получив неполное среднее образование (8 классов средней школы), поступил на работу. В 1968 году направился в Москву на учебу.
В 1968-1969 годах учился в городском профессионально-техническом училище Москвы. По окончании училища в 1970 году работал электромонтером на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), откуда и был призван на службу в Вооруженные Силы.
В 1970-1972 годах служил в рядах Советской Армии. В течение двух лет армейской службы с разрешения командования посещал вечернюю среднюю школу. По завершении службы в армии работал на Шумерлинском заводе САФ и одновременно учился в вечерней сменной средней школе рабочей молодежи города Шумерля, которую окончил в 1973 году.
В 1973-1974 годах работал электромонтером-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в городе Химки Московской области, а затем, перед поступлением в семинарию, в 1974-1975 годах работал в Троице-Сергиевой Лавре в городе Загорске (ныне Сергиев Посад).
В 1975-1978 годах учился в Московской Духовной Семинарии.
В 1978-1982 годах учился в Московской Духовной Академии, по окончании которой за курсовое сочинение «Святоотеческие догматические системы» (по Догматическому богословию) Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.
В 1982-1985 годах – слушатель Аспирантуры при Московской Духовной Академии.
В октябре 1982 года, одновременно с зачислением в Аспирантуру, приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата в секторе миротворческого служения Русской Православной Церкви.
3 апреля 1985 года на последнем курсе обучения в Аспирантуре принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх (в переводе с греческого языка – начальник мира. Монашеское имя дано в честь преподобного Иринарха, Затворника Ростовского, память которого совершается 13 января по ст./ст. – 26 января по н./ст.).
13 апреля 1985 года рукоположен в иеродиакона, а 15 апреля 1985 года рукоположен во иеромонаха.
В июле-сентябре 1987 года находился в Бирмингеме, Великобритания, в Селли-Оук колледже с целью изучения английского языка.
В 1987-1988 годах учился в Экуменическом институте в Боссэ в Женеве, Швейцария.
В 1988 году возведен в сан игумена в храме святых отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом мужском монастыре митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым), бывшим в те годы председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
В 1988-1989 годах слушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете, в Кембридже, Соединенные Штаты Америки.
С апреля 1989 года курировал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата программу преодоления алкоголизма и наркомании (в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР и ВНЦ наркологии).
Подготовил и провел в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата два советско-американских церковных семинара по алкоголизму и наркомании (1989 и 1990) и Совместное совещание Министерства здравоохранения СССР и Московского Патриархата на тему: "Церковь и преодоление алкоголизма и наркоманий” (1989).
Одновременно, как священнослужитель, вел пастырскую работу с больными алкоголизмом и наркоманиями в московской городской наркологической больнице № 17 и в наркологической клинике № 13 Всесоюзного научного центра медико-биологических проблем наркологии.
1 марта 1990 года назначен настоятелем вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы.
В 1990 году (на Втором Советско-американском церковном семинаре по алкоголизму и наркоманиям) в конференц-зале Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата имело место Учредительное собрание, на котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было учреждено Православное Братство Трезвости «Отрада и Утешение» (со статусом общественно-религиозной организации).
1990-1991 годы – секретарь Комиссии Священного Синода по благотворительности и катехизации, которая позднее была преобразована в два Синодальных отдела: Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Отдел религиозного образования и катехизации.
1990-1991 годы – секретарь Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в марте 1991 года освобожден от обязанностей секретаря Комиссии в связи с переходом на приходское служение).
В апреле 1991 года, оставив работу в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, перешел на приходское служение во вновь открытом больничном храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы.
Совмещая приходское пастырское служение, в качестве председателя Православного Братства Трезвости «Отрада и Утешение» продолжил участие в работе движения по преодолению алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР, с Отделом наркологии и психиатрии Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзным научным центром медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии), с Кафедрой наркологии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей, с другими структурами и службами наркологической помощи населению, а также по линии Моссовета, а позднее – Мэрии Москвы в качестве члена Межведомственной комиссии Моссовета по делам больных алкоголизмом и наркоманией.
Все годы священнослужения на поприще приходского священника – настоятеля храма, занимался пастырским душепопечением и духовным окормлением госпитализированных больных Московской городской клинической больницы им. С. П. Боткина и расположенной по соседству клиники Онкологического научно-исследовательского института им. П. А. Герцена.
Параллельно осуществлял реставрационные работы в приписном больничном храме святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, возведенном среди больничных корпусов на территории Боткинской больницы.
1999–2001 годы выполнял послушания по линии Епархиального совета города Москвы, в состав которого был введен на Епархиальном собрании города Москвы, проходившем в декабре 1998 года.
15 декабря 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен благочинным храмов Всехсвятского округа города Москвы.
13 марта 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, «по возведении в сан архимандрита», игумену Иринарху «определено быть епископом Пермским и Соликамским», о чем вручен Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 13 марта 2002 года за № 1101.
16 марта 2002 года возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Свято-Троицком соборе Данилова мужского монастыря города Москвы в день празднования памяти святого благоверного князя Даниила Московского.
12 апреля 2002 года архимандрит Иринарх был наречен во епископа Пермского и Соликамского в Крестовом храме Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре города Москвы.
14 апреля 2002 года в Неделю 4-ю святого Великого поста (память преподобного Иоанна Лествичника) в кафедральном соборе города Москвы – Храме Христа Спасителя архимандрит Иринарх возведен в сан епископа Пермского и Соликамского.
16 апреля 2002 года, «принимая во внимание труды по воссозданию храма … и желание завершить строительство храмовых построек», епископ Иринарх был назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы, над возрождением которого из руин трудился с 1989 года, «с поручением забот по завершению благоустройства данного храма» (Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 16.04.2002 года за № 1938).
30 марта 2005 года епископ Иринарх был освобожден «от должности почетного настоятеля» храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы и приписного больничного храма святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана на территории Боткинской больницы города Москвы (Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 30.03.2005 года) «с выражением … благодарности за понесенные труды по воссозданию порушенных храмов и приходских строений», с «предоставлением … возможности служения в означенных храмах …».
30 апреля 2002 года епископ Иринарх в качестве Правящего Архиерея вступил в управление Пермской и Соликамской епархией. В ответной телеграмме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 08.05.2002 года говорилось: «Приветствую Вас, дорогой Владыка, с вступлением в управление вверенной Вам Пермской епархии. Воскресший Господь да укрепит Вас в архипастырских трудах Ваших по управлению епархией во славу Божию на благо Церкви Христовой».
В декабре 2005 года введен в состав созданного в Перми Общественного совета при Главном управлении внутренних дел Пермского края.
В мае 2006 года введен в состав «Рабочей группы по конфессиональной политике и сохранению духовного и исторического наследия» Общественного совета по развитию институтов гражданского общества при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе.
Епископ Иринарх управлял Пермской кафедрой в течение полных восьми лет (2002-2010), в течение которых кардинально изменилась жизнь в Пермской епархии. Из духовно отсталой и материально обнищавшей она превратилась в епархию с широким спектром возрожденного духовного образования, а приходская жизнь местного духовенства в преобладающем большинстве обрела стабильность и материальную обеспеченность, с возможностью не только временно приспосабливать храмы для совершения богослужений, но и восстанавливать порушенные в годы безбожия народные святыни в былом историческом благолепии. Приниженный в предшествующие годы статус православного духовенства был вновь высоко поднят в общественном сознании – среди интеллигенции Пермского края, губернской и муниципальной администрации, руководителей государственных силовых структур, представителей частного бизнеса. На смену уходящему поколению верующих «бабушек», которое преобладало в Перми до 2002 года, в Церковь пришла молодежь, зародилось широкое православное молодежное движение, завершившееся учреждением молодежной организации – «Православная молодежь Прикамья».