Приветствую Вас Гость!
Вторник, 16.04.2024, 16:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Главная » 2014 » Февраль » 24 » В рамках XXII Рождественских чтений прошла международная конференция "Взаимодействие Церкви и ГУИС на Руси: наследие,современность,будущее"
21:25
В рамках XXII Рождественских чтений прошла международная конференция "Взаимодействие Церкви и ГУИС на Руси: наследие,современность,будущее"
XXII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
 
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
 
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
 
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НА РУСИ:
 
НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ»

Москва, 28 января 2014 года

28 января, в Москве, в Патриарших трапезных палатах Храма Христа Спасителя в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению провел Международную конференцию на тему: «Взаимодействие Церкви и государственной системы исполнения наказаний на Руси: наследие, современность, будущее».

Среди участников Конференции были: епископ Красногорский Иринарх, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, председатель Отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с МВД Республики Беларусь и Департаментом исполнения наказаний; протоиерей Виктора Яценко, председатель Синодального отдела по вопросам пастырской опеки пенитенциарной системы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; Каннабих Мария Валерьевна, член Общественной палаты Российской Федерации; Ручкин Федор Васильевич, начальник Отдела координации, анализа и контроля деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции Российской Федерации; Рыжов Роман Сергеевич, заместитель начальника Академии права и управления ФСИН России; Чорный Василий Николаевич, профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии права и управления ФСИН России; Витина Татьяна Максимовна, заместитель начальника отделения организации профессиональной подготовки управления кадров ФСИН России; Емельянов Сергей Николаевич, начальник Владимирского юридического института ФСИН России; Посмаков Петр Николаевич, руководитель направления «Возрождение» Благотворительного Фонда Олега Дерипаска «Вольное дело»; другие представители законодательной и исполнительной власти, правозащитных организаций, священнослужители и сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые представили доклады или выступления, делились своим опытом работы в местах принудительного содержания, обсуждали значение духовного просвещения и нравственного воспитания осужденных к лишению свободы.



С основным докладом на Конференции выступил епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению (СКАЧАТЬ ДОКЛАД, doc 754 KB), в котором было сказано:

  «Миссия тюремного служения в исправительных учреждениях основана на словах Христа: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36), –  и направлена на обеспечение условий для полноценной духовной жизни и облегчение участи лиц, заключенных под стражу».

  «В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Областями сотрудничества Церкви и государства являются, среди прочих, развитие совместных социальных программ и попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти».

  «Традиционная задача Церкви – содействовать приобщению человека в условиях лишения свободы к христианским духовно-нравственным ценностям и, возрождая в его душе религиозность, помогать осужденному, волей судьбы оказавшемуся в заключении, преодолевать в себе склонность ко греху и совершению преступлений, а после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей. Это созвучно с задачами, стоящими перед современным обществом, которое озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны – обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц».

  «Стоящие перед Церковью задачи выполнимы при условии создания во всех епархиях организованного служения тюремных священнослужителей и учреждения  общецерковного института тюремных капелланов на постоянной основе и/или штатной основе в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС)».

  «Согласно Постановлениям Архиерейских Соборов РПЦ в 2011 и 2013 годах об учреждении института тюремного духовенства и включении священнослужителей в работу учреждений УИС на постоянной основе уже сегодня жизненно необходимо определить правовой статус канонических подразделений, а также каноническое и правовое положение тюремных священнослужителей, исполняющих обязанности тюремного служения в учреждениях УИС (института тюремных капелланов)».

  «В соответствии с положениями «Соглашения о сотрудничестве» Министерства юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церкви, подписанном 21 декабря 1999 года, и «Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний» (ФСИН России), заключенном 22 февраля 2011 года»,  работа проводится по следующим направлениям:

1.

  «Введение института тюремных капелланов на постоянной основе и/или штатной основе требует, прежде всего, определения правового положения тюремных храмов и помещений (молитвенных комнат) на территориях учреждений ФСИН России».

  «Основополагающим положением тюремного служения является богослужебная деятельность и пастырское душепопечение, требующие организации религиозных общин и оборудование храмов и молитвенных помещений для совершения богослужений при соблюдении режимных стандартов в пенитенциарных учреждениях».

  «Сооружение православных тюремных храмов – это первооснова трудов тюремного служения. Когда имеется храм как место евхаристического общения верующих, при нем с необходимостью появляются священнослужители и их ближайшие помощники – верующие миряне, которые облегчают духовенству крестоношение тюремного служения».

  «В этой связи на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года был принят документ – «Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений уголовно-исполнительной системы». Этот  внутрицерковный документ решает вопросы церковно-канонического обустройства и учреждения религиозных общин в местах принудительного содержания, их статус среди канонических подразделений Русской Православной Церкви. Однако он не решает вопросов определения правового положения тюремных храмовых сооружений, функционирующих в учреждениях УИС».

2.

  «12 марта 2013 года на  заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения» (журнал № 27)».

  «В свою очередь, введение института тюремных капелланов на постоянной основе побудило Министерство юстиции Российской Федерации подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Текст законопроекта был разработан в рамках рабочей группы, включающей представителей Минюста России, Синодального отдела по тюремному служению, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Юридической службы Московской Патриархии. Таким образом, Минюст России со своей стороны сделал очередной шаг на пути становления института тюремных капелланов и определения правового положения тюремных священнослужителей, несущих послушание в учреждениях УИС на постоянной основе».

  «Создание института тюремных священнослужителей на постоянной основе и/или штатной основе в качестве помощников руководителей учреждений УИС по работе с верующими давно находится в поле зрения Священноначалия Церкви».

  «В Определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» от 4 февраля 2011 года  (п. №42)  отмечается следующее: «констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации … Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе»».

  «Согласно же Постановлению следующего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (п. №39), имевшего место два года спустя в 2013 году, сказано: «…не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе…»».

3.

  «Касательно выполнения поручения Святейшего Патриарха «в связи с п. 39 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, а также в связи со сказанным на встрече епископата с Президентом Российской Федерации и в продолжение обсуждения этой темы на Высшем Церковном Совете 30 ноября 2012 года», определение механизма финансирования института тюремных капелланов на постоянной основе, непосредственно работающих в учреждении УИС, требует решения следующих вопросов:

– Материальное обеспечение пребывания священнослужителя в учреждении УИС на постоянной и/или штатной основе;

  Установление жалования тюремным священнослужителям в зависимости от объема должностных полномочий и служебного стажа по примеру заработной платы офицеров территориальных подразделений ФСИН России».

  «Не имея полноценного прихода, а, соответственно, и регулярных пожертвований на свою деятельность, тюремные капелланы нуждаются в постоянном доходе для материального обеспечения членов своих семей. По подсчетам Синодального отдела по тюремному служению для полного охвата всех исправительных учреждений ФСИН России сегодня в учреждениях УИС трудятся около 970 священнослужителей. Безусловно, их содержание (материальное обеспечение) уже в настоящее время становится неподъемным бременем для некоторых епархиальных управлений Русской Православной Церкви, особенно во вновь образуемых епархиях, которым приходиться начинать обустройство епархиальной жизни практически с нуля. При этом было признано, что сама система финансирования с целью «поддержки священнослужителей, нуждается в детальной проработке».

  «Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным еще в 2012 году при встрече со Святейшим Патриархом было озвучено согласие на финансирование деятельности тюремных капелланов. Подтверждение сказанному прозвучало и в слове Президента России на встрече с епископатом Русской Православной Церкви в Кремле, прибывшим в Москву для участия в Архиерейском Соборе в феврале 2013 года».

Об участии Церкви в мероприятиях по защите прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а также  работе представителей епархий в Общественных наблюдательных комиссиях (ОНК), Комиссиях по помилованию рассказала участникам член Общественной Палаты Российской Федерации Мария Каннабих.

Большой интерес у участников форума вызвали выступления духовных представителей Белоруссии и Украины – архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия (СКАЧАТЬ, doc 757 KB) и протоиерея Виктора Яценко (СКАЧАТЬ, doc 970 KB).

Заместитель начальника Отдела правового управления ФСИН России подполковник внутренней службы Александр Мачнев выступил с докладом «О правовом обеспечении деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

  «В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют 529 храмов Русской Православной Церкви и продолжается строительство еще 17 православных церковных зданий,   отметил докладчик.   В текущем году введены в эксплуатацию религиозные объекты в ИК-6 УФСИН России по Брянской области (православный храм святой великомученицы Анастасии Узорешительницы   покровительницы «всех в узах скорбящих»), в ИК-22 УФСИН России по Республике Мордовия (православный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»), в ИК-6 УФСИН России по Республике Марий Эл (православный храм Святых Царственных Страстотерпцев)».  

По словам представителя ФСИН России, в исправительных учреждениях создано 635 религиозных общин Русской Православной Церкви, в составе которых около 55 тысяч осужденных. В субъектах Российской Федерации организовано 207 воскресных школ.

О своем опыте работы по взаимодействию исправительных учреждений с Русской Православной Церковью в регионах рассказали руководители  отделов по воспитательной работе с осужденными ГУФСИН России по Красноярскому краю и Новосибирской области – Юрий Семенюк и Олег Тишечко.

Заключительный этап Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных «Не числом, а смирением» подведение итогов конкурса православной иконописи «Канон» и торжественное чествование практических работников на ниве духовного просвещения и нравственного воспитания осужденных.

После завершения работы Конференции состоялось подведение итогов Всероссийского смотра религиозной деятельности осужденных «Не числом, а смирением» и конкурса православной иконописи «Канон». Изучив поступившие из 68 территориальных органов ФСИН России материалы о деятельности православных общин осужденных, ставших победителями на региональном первом этапе смотра, Организационный комитет Всероссийского смотра присудил призовые места и присвоил звания Лауреатов смотра религиозной деятельности осужденных «Не числом, а смирением»:

I степени: осужденному  Ерохину Николаю Борисовичу, автору Владимирской иконы Божией Матери, из православной общины ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области;  

II степени: осужденному Гаврикову Дмитрию Юрьевичу, автору иконы преподобного Сергия Радонежского, из православной  общины ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области;

III степени: осужденному  Трушину Андрею Николаевичу, автору иконы «Господь Вседержитель», из православной общины ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области.

Согласно Приказу от 23.01.2014 года за № 6, подписанному епископом Красногорским Иринархом, председателем Синодального отдела, занявшие призовые места православные общины учреждений, в которых были написаны иконы, были поощрены «ценными подарками богослужебного предназначения» (Евхаристическая Чаша – Потир, богослужебное напрестольное Евангелие и богослужебный напрестольный Крест) и Благословенными Грамотами председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению:

 за первое место, присужденное за написание Владимирской иконы Божией Матери, наградили православную общину ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области Благословенной Грамотой за усердные труды во славу Святой Церкви с вручением ценного подарка – Евхаристической Чаши – Потира;

 за второе место, присужденное за написание иконы преподобного Сергия Радонежского, наградили православную общину ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области Благословенной Грамотой за усердные труды во славу Святой Церкви с вручением ценного подарка – богослужебного напрестольного Евангелия в вызолоченном металлическом окладе;

за третье место, присужденное за написание иконы «Господь Вседержитель», наградили православную общину ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области Благословенной Грамотой за усердные труды во славу Святой Церкви с вручением ценного подарка – богослужебного напрестольного Креста.

Общероссийская общественная организация  «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» в лице директора Сушкова Бориса Алексеевича наградила осужденных, работам которых Организационным комитетом присуждены призовые места, Дипломами Лауреатов I, II и III категории и премиями (на лицевые счета);

Благословенными Грамотами Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению за усердные труды во славу Святой Церкви были также награждены:

– православная община ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области за написание иконы преподобного Сергия Радонежского;

– православная община ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области за написание иконы Пресвятой Богородицы «Умиление»;

– православная община ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю за написание иконы святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Завершая подведение итогов конкурса православной иконописи «Канон», Преосвященный епископ Красногорский Иринарх вручил Благословенные Грамоты и Благодарственные письма сотрудникам уголовно-исполнительной системы и священнослужителям, окормляющим исправительные учреждения, за труды по духовному просвещению осужденных.

В этот же день во второй половине дня в конференц-зале Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению состоялся Круглый стол «Значение образа преподобного Сергия Радонежского для духовно-нравственного воспитания заключенных – методики и преподавания в воскресных школах и проведение катехизаторских, миссионерских и культурно-просветительских мероприятий». Со вступительным словом к гостям обратился архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, под председательством которого проходило это мероприятие.
 
 
 
Пресс-служба Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению
 
 
 
28 января 2014 года
 
Патриаршие трапезные палаты Храма Христа Спасителя
 
город Москва