Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 02:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь

Архив записей

Главная » 2013 » Январь » 8 » Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя
20:43
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя

Вечером 7 января 2013 года, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим мироспасительным праздником Рождества Христова.

Вы только что сказали, владыка, что вера в Господа и Спасителя, принятая нашим народом, оставила глубокий след — настолько глубокий, что все потрясения, имевшие место на просторах нашего исторического Отечества, все искушения и соблазны неспособны были искоренить веру. То же самое можно сказать о всем мире, о христианской цивилизации. Возникает вопрос: а почему это имело место? Ответ мы находим только в уникальности того евангельского послания, которое Христос принес людям. Рождение Господа и Спасителя мира было поворотным моментом в истории рода человеческого. Те, кто пытается социологически или иными способами выяснить, в чем же заключается этот поворот, не могут объяснить или хотя бы оценить последствия этого поворота. То, что принес в мир Спаситель, невозможно рассмотреть, применяя способы изучения, которые использует наука или человеческий опыт, потому что переворот произошел в глубине сознания людей, в тайниках духовной жизни.

Собственно, чем же послание Спасителя отличалось от Ветхого Завета? Чем оно отличалось от других религиозных традиций, ведь все традиции подчеркивают приоритет духовного над материальным? И у Спасителя содержится тот же самый призыв, поэтому те, кто сравнивает религиозные традиции, иногда говорят, что ничем особенным христианство не отличается. Но мы точно знаем, и это ведение укоренено в истории Церкви, что произошел действительно коренной поворот в развитии всей человеческой семьи. Потому что Господь Иисус Христос не только принес мощное послание, обращенное к сознанию людей, о необходимости изменить жизнь. Он не только обличил формализацию тех религиозных истин, которые были открыты в Ветхом Завете. Он не только призвал своих последователей жить в соответствии с верой и подчеркнул важность дел, а не слов и обрядов. Он сделал еще нечто, что отличает Его послание от любого другого слова, которое обращалось к людям, призывая их к совершенствованию. Господь Иисус Христос в личности Своей соединил Божественное и человеческое, и через это соединение ввел людей в соприкосновение с жизнью Божественной. Если в Ветхом Завете исполнение заповедей было делом только человека, требовало только его сил, — а нет сил, так нет и исполнения заповедей, — то через пришествие в мир Спасителя мы получили доступ к Божественной силе, которую именуем благодатью.

И мы не одиноки, мы не просто рабы Божии — мы Божии друзья, как Он Сам об этом говорил. Через Христа Сам Бог разделяет с нами Свою силу, Свою энергию. И потому исполнение заповедей, жизнь в соответствии с законом Божиим является не только нашим делом — Господь с нами соучаствует в этом делании. Именно поэтому произошел радикальный поворот в жизни человеческой семьи: Бог вошел в плоть и кровь, в ткань человеческой истории.

Мы не одиноки, мы не преданы самим себе, мы можем уповать не только на свои силы, но в первую очередь на силу Божию, которая реально совершается в нашей немощи, в наших человеческих поступках, которая способна преобразовать нашу личную жизнь и пространство вокруг нас. И если бы не было этого переворота, если бы не было этой глубокой борозды, глубокого следа, то ничего бы не осталось от нашей христианской веры за две тысячи лет гонений, притеснений, попыток полного уничтожения, попыток посеять смуту, ереси, расколы, столкнуть Церковь с государством, с могущественными силами, подставить под удар. И ведь так происходило, и удары наносились! Чего только стоит наша Отечественная история в XX веке, символом которой стал разрушенный Храм Христа Спасителя, в котором мы чудом Божиим сегодня вместе молимся Господу в день Его Рождества.

Какой же силой рухнули оковы? Это что, мы так все вместе поднапряглись? Какой силой в эпоху глубочайшего экономического кризиса и бедности за пять лет вознесся к небу этот самый собор? Можно перечислить множество событий, которые необъяснимы с человеческой точки зрения, — как мы не можем объяснить с человеческой точки зрения прекращения в один день всякого притеснения Церкви и всякой борьбы с религией, как мы не можем объяснить с человеческой точки зрения победы в страшной Великой Отечественной войне, когда мы были буквально в считанных днях от полного поражения. Но враг не прошел, остановился, а потом и потерпел сокрушительное поражение, во много превосходя нас силой. И можно привести еще много примеров этого присутствия Божиего в человеческой истории.

Мы знаем, что многие люди не видят этих следов и пытаются своим человеческим разумом, своими критериями, своей методологией объяснять эти чудеса, но до конца объяснить не могут, а потому расходятся друг с другом, спорят, дискутируют, не соглашаются, иногда на основе этих несогласий создают политические партии, строят свои политические программы. У нас, людей Церкви, другой взгляд на историю, на прошлое, на настоящее и на будущее. Мы знаем, что переворот — радикальный переворот — в жизни человеческой семьи произошел, но Бог никого не неволит. Он никого не заставляет увидеть то, что Он совершил в истории нашей, в истории рода человеческого через воплощение Сына Своего и Бога нашего.

Но когда открывается нам в глубине нашего религиозного опыта это видение, какой же силой наполняет оно человека! А разве без этого могли выдержать страшные гонения, испытания наши блаженнопочившие предшественники, мученики и исповедники Отечества нашего?

Иногда (особенно это бывает во времена кризисные, неспокойные) люди задумываются о будущем. Вот и в минувшем году поднялась какая-то истерика, связанная с концом света. Все это могло волновать только людей, лишенных того взгляда на историю, о котором я сейчас говорю. Мы знаем, когда произойдет конец света. Он не произойдет ни от какого столкновения Земли с астероидом, ни от какого катаклизма. Он произойдет тогда, когда зла в мире будет больше, чем добра, когда будет разрушен и попран Божественный закон общежития, когда зло будет нарастать, подобно цепной реакции в ядерном реакторе, когда никакими регулирующими факторами невозможно будет погасить этой реакции, нагнетающей зло до бесконечности. Вот тогда и произойдет взрыв, потому что общество перестанет быть жизнеспособным.

Имея это видение и зная причины конца света, мы призваны как Церковь Божия, как носители этого ведения, делать все для того, чтобы Божий закон, нравственный закон жизни сохранялся в роде человеческом. Никогда не было просто говорить людям, что есть добро, а что — зло. В наше время это особенно трудно, потому что стираются границы между добром и злом. Иногда мощный информационный поток обрушивает это смешение на сознание людей, особенно молодых, которые, полностью подхваченные вихрем этого информационного потока, теряют всякую ориентацию в жизни, теряют систему координат, не понимают, где право, где лево, где добро, где зло, где правда, а где ложь, становясь легкой добычей манипуляторов человеческой истории, тех, кто это забвение, кто эту круговерть хотел бы использовать для своих личных или корпоративных, идеологических, политических целей. Именно поэтому, провозглашая правду Божию, мы всегда входим в соприкосновение с той реальностью, которая будет бороться с нашим словом.

Каким же должен быть наш подход к свидетельству, что призваны мы нести? Каким должно быть наше внутреннее чувство по отношению к тем, кто не просто не согласен, а кто активно желает нашего поражения? Только один подход. И те, кто принимает Христа, и те, кто Его отвергает, — дети Божии. Ради всех Он пришел, чтобы все обрели спасение, а это значит, что наше провозглашение Божией правды всегда должно держать дверь открытой для тех, кто захочет прийти и вместе с нами служить Господу. Это означает, что наше слово и наше дело должно быть исполнено тем, что Сам Христос назвал высшей ценностью, — любовью.

Событие Рождества Христова, помогая нам лучше видеть смысл происходящего в истории, помогая нам лучше сознавать предназначение Церкви, одновременно учит нас любви. Вот почему праздник Рождества Христова есть праздник любви Бога к человеку, есть праздник провозглашения любви как высочайшей ценности. Примем это Божественное послание в свои сердца и будем служить делу, которое является самым святым, самым почетным и самым важным, — делу спасения рода человеческого.

Сегодня в этом храме вместе с большим количеством верующих людей, которых так радостно видеть, — и молодых, и пожилых, и людей среднего возраста, — молится духовенство, и по обыкновению, когда мы все собираемся вместе, я обращаю слова в адрес нашего московского духовенства. «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). Чувство святыни, страх Божий пусть всегда присутствует в вашем сердце, потому что дело, которое вы делаете, имеет решающее значение для спасения многих людей.

Я благодарю Преосвященных владык, священнослужителей города Москвы, за труды, понесенные в прошлом году, и надеюсь, что и в году предстоящем мы как поместная Церковь первопрестольного града будем совершать свое служение во славу Божию. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси