«Брат наш Анастасий!
В этот день, когда мы празднуем Воскресение Христово, ты воспринял не
от моих рук, а от рук Самого Христа иноческий постриг. И имя тебе дано
Анастасий, означающее «воскресение», которое будет напоминать тебе о
том, что твой постриг был совершен в пасхальные дни и о том, что путь
инока – это путь умирания для жизни во плоти для того, чтобы воскреснуть
для жизни по духу.
Иноческое житие является иконой того жития, которое уготовано угодившим Богу в Царствии Небесном.
Многие люди откладывают покаяние до старости, до последних минут, а
иные и вовсе не успевают за отведенные им годы жизни принести достойные
плоды покаяния. Иноческий образ – это образ покаяния. Человек принимает
монашество для того, чтобы в наиболее возможной на этой земле и в этой
земной жизни полноте следовать по пути Христову и подражать Спасителю,
Который, как мы знаем из Евангелия, не имел ни жены, ни детей, ни
мирских утешений и развлечений, но Который всю свою земную человеческую
жизнь провел в послушании Божественной воле и был послушным этой воле
даже до смерти – смерти крестной.
Этот пример является наивысшим идеалом для подражания для всякого
инока, ибо иноческое житие есть путь подражания Христу. Но есть и многие
другие примеры людей, которые на иноческом пути угодили Богу, – это
преподобные и богоносные отцы, те члены монашеского братства, которые
прошли путем совершенства и в семью которых ты сегодня вступаешь.
У тебя не будет обычной человеческой семьи – ты будешь членом очень
большой, многотысячной семьи тех иноков, которые живут ныне, и тех,
которые перешли в иной мир, и чья жизнь будет для тебя путеводителем.
Преподобный Анастасий Синаит, чья память праздновалась несколько дней
назад и чье имя ты получил в монашеском постриге, говорит о том, что
для того, чтобы познать Бога, человек должен, прежде всего, познать
самого себя, ибо в человеческом устроении, в человеческой душе, как в
зеркале, отражается образ Божий, по которому создан каждый человек. Но
Господь призывает нас не только принять этот образ как данность, но и
всем подвигом своей жизни идти к богоуподоблению, чтобы в нашей
человеческой жизни реализовать тот план, который есть у Господа для
каждого человека, и чтобы от образа мы неустанно путем иноческих трудов
восходили к подобию Божию.
Монашеская жизнь – это жизнь не по своей воле, а по послушанию
Церкви. Отныне именно воля Церкви, которая будет проявляться через
священноначалие, должна быть для тебя единственной путеводной звездой. И
всякий раз ты должен отсекать свою человеческую волю для того, чтобы
следовать воле Божией, которая будет проявляться через волю
священноначалия.
Никогда не ищи в этой жизни ничего своего – ищи только того, чтобы с
наибольшей полнотой исполнить волю Божию. И проси Господа, чтобы Он дал
тебе силы нести иноческий подвиг, потому что подвиг сей превосходит
человеческие силы и для его достойного совершения необходима сугубая
благодать Божия. Она будет дана тебе, если ты будешь усердно просить ее,
если будешь стремиться к отсечению своей воли и исполнению воли Божией,
если будешь, по заповеди псалмопевца, поучаться в законе Господнем день
и ночь (см. 118. 70), читать Священное Писание Ветхого и Нового Завета,
читать псалмы, непрестанно творить Иисусову молитву, как заповедано
тебе в монашеском постриге, следить за своими помыслами, за своими
делами, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
Монашеский постриг – это не просто церковный обряд, это таинство, как
сказано и в самом чинопоследовании пострига: «Познаем, братия, таинства
силу». И неслучайно в монашестве человеку нарекается новое имя, как при
крещении. И неслучайно в монашестве человек слагает с себя ветхие
одежды и облекается в новые одежды, как при крещении. И неслучайно, как
при крещении, на монашеском постриге поются слова: «Елицы во Христа
крестистеся, во Христа облекостеся». И неслучайно, как при крещении,
Церковь напоминает нам слова апостола Павла о том, что инок – это воин
Христов, что иноческое одеяние – это некое подобие воинских доспехов и
что вооружаясь молитвой, держа в руке крест Христов, инок призван
отражать все атаки и нападения лукавого и крепко стоять на страже своего
ума, своего сердца, своего образа жизни для того, чтобы каждый день
приближаться к Богу.
Иноческое житие – это житие тесное и скорбное, этот тот самый тесный
путь, который ведет в Царство Небесное, но это же житие приносит монаху
много духовных радостей и таких сокровенных утешений от Господа, которые
редко даются людям, не имеющим монашеского пострига.
Хотя слово «монах» означает «одинокий», он одинок только по
человечеству, и если он пребывает с Богом, то никогда не будет
чувствовать себя одиноким. А только то монашеское житие имеет истинный
смысл, которое проводится для Бога, с Богом и в Боге. Никогда не забывай
об этом.
Каждое утро и каждый вечер становись на молитву и проси Господа,
чтобы ни одного дня, ни одного часа не прожить тебе бесполезно или
праздно, чтобы вся твоя жизнь была деланием во славу Божию. И верь, что
по твоей молитве, по твоему труду, по предстательству твоего небесного
покровителя преподобного Анастасия Синаита, по предстательству других
преподобных отцов скончаешь ты свой путь так, как это предписано Святым
Евангелием и иноческим уставом. И Сам Господь да будет тебе помощником
на твоем иноческом пути. Аминь».
Служба коммуникации ОВЦС